Урок мужества " Судьба Хатыни"
Цели и задачи:
воспитание личности гражданина-патриота Родины, интернационалиста, способного встать в ряды защитников мира;
формирование у школьников культуры межнационального диалога, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных памятным датам календаря,
развитие коммуникативных качеств школьников через участие в мероприятии.
Ожидаемые результаты:
повышение нравственной культуры учащихся, их гражданского и патриотического сознания;
знакомство с памятным историческим местом (мемориальным комплексом Хатынь) ближнего зарубежья;
развитие речи школьников, сотрудничества учащихся и педагогов в ходе подготовки и проведения классного часа.
Формы: заочная экскурсия, слайдовая презентация
Методы реализации:
частично - поисковый;
репродуктивный;
наглядный;
словесное изложение;
творческий.
Тематическое содержание:
В основе тематического материала – трагедия белорусской деревни Хатынь.
Оборудование: выставка литературы по теме, компьютер, проектор, карты-схемы мемориального комплекса Хатынь, м/м презентация «Хатынь»,
Время проведения: 45 минут.
(В классе погашен свет, на каждой парте горит свеча. Звучит музыка "Белый аист")
Ведущий
Прошла война, пришла страда,
но боль взывает к людям
Давайте, люди никогда
об этом не забудем!
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Дорогие ребята! Сегодняшний урок мужества мы посвящаем Белоруссии белорусскому народу. Беларусь... Республика белых берез! Республика, где в годы В.О. войны погиб каждый четвертый житель!
О каждом четвертом вспоминаю... Вот он, летчик Николай Гастелло. Он мог выброситься с парашютом из своего самолета, охваченным пламенем. Но Николай предпочел обрушить его на колонну фашистских танков и самому погибнуть.
А вот юный Герой Советского Союза Марат Казей. Ему было 14 лет, когда он с оружием пошел бороться с жестокими захватчиками.
Вот крестьянка Елизавета Михно. Это она, истощенная голодом и жаждой, спрятала в землю знамя 84-го артиллерийского полка.
Есть имена и есть такие даты-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,
не замолить по праздникам вины.
Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими. Они беспощадно убивали стариков, женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы. В Белоруссии такими кровавым следом стала деревня - Хатынь. Об этой деревне и пойдет сегодня речь.
Ученица.
На 54-ом километре дороги Минск-Витебск из леса на обочину дороги выступают будто огромные, будто обожженные огнем буквы - "ХАТЫНЬ". Отсюда начинается мемориальная дорога. Вот уже несколько лет Хатынь хранит и гул яростного огня, и плач детей, и предсмертные крики матерей, и автоматные очереди, и стоны умирающих от пуль. Теперь - лишь скорбная тишина.
Ученица.
Трагедия произошла 22 марта 1943г. За один день этой деревушки не стало, ни одной живой души. Как же так случилось?
Ученица.
Это случилось 22 марта 1943г. Утром этого дня в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В отместку за это была проведена карательная акция и пришлась она на Хатынь.
Ученик
В ничего не подозревавшую деревню въехали машины со свастикой. Высыпавшие их них полицаи пошли по дворам, выгоняя всех на улицу: стариков, женщин, детишек. Кто успел обуться, а кто- то босиком, тех кто не мог сам идти, вели под руки соседи и близкие; а тех , кто еще не научился ходить, несли на руках. Шла семья Иосифа и Анны Баранковских с 9-ю детьми, Александра и Александры Новицких с 7-ю детьми, столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, Самому маленькому Юзику, исполнился 1 год. В сарай пригнали и двух летних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана.
Ученик
В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, их 75 детей до 16 летнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
Ученик
Лишь двое,из находившихся в сарае, остались живы- семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненная женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненный в руку ребенок, пролежал под трупом самого родного на свете человека -матери, дважды подарившей ему жизнь, до ухода фашистов из деревни, Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого
Ученик
Только троим детям- Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу- удалось скрыться от гитлеровцев. Все остальное население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев. Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки. Как смертный приговор проскрипели петли ворот. На улице раздавались голоса полицаев. Запахло бензином, затрещала солома...
Ученик
Из взрослых чудом уцелел лишь один - кузнец Хатыни - Иосиф Каминский... он выбежал из сарая, охваченный пламенем. Засвистели пули. Когда фашисты подошли к его распростертому на земле телу, на нем еще вздрагивали язычки пламени. На голову обрушился приклад, тело кузнеца затихло. Потом, когда фашисты ушли, Иосиф очнулся, поднялся на ноги и пошел искать своих сгоревших родных, своего сына Адама, которому было всего 15 лет...
Адам совсем обгорел, но его сердце еще билось. Отец поднял сына на руки. Адам раскрыл глаза, в которых застыло пожарище, из его обожженных губ вырвался предсмертным хрипом последний страшный вопрос: "Мамка-то жива?..."
Кузнец Иосиф Каминский стоит и сейчас, стоит памятником- символом горя Хатыни. На вытянутых руках несет он своего сына Адама. Он вечно будет нести его на руках свое обожженное дитя. Он стоит как боль и гнев, как вечная память по расстрелянным и сожженным, повешенным и замученным. Он - вечное предупреждение, чтобы ни один отец никогда не держал на руках своего обожженного сына...
Ученик
Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу, как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой! Замри! Застынь!
И как же это все могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не смогу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...
Кто будет там не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят...Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой - Хатынь!
Ученик
Нам суждено их имена святые
В надгробиях с коленей целовать.
Все слёзы уничтоженной Хатыни
Не выразить в обыденных словах.
Сожгли деревню немцы в Беларуси,
И высечены в мраморной стене
Фамилии детей не русских,
Но сколько русских пало на войне!
И пусть Хатынь всегда нам будет болью,
Напоминанием из века в век,
Что есть любовь. А воинов и войны
Не Бог придумал - создал человек.
Ведущий
Страшную судьбу Хатыни, когда от деревни остается только пепел, повторили в Белоруссии и другие деревни. Хатынь была не одна. Фашистские варвары превратили в руины 209 белорусских городов и поселков, 9200 сел и деревень. 619 деревень вместе с людьми сожжены на белорусской земле. 186 деревень так и не были восстановлены. Урны с землей огненных братских могил находится в Хатыни на кладбище деревень.
Ученик.
Кровавую расправу учинили озверелые фашистские банды над крестьянами деревни Байки Пружанского района. Утром 22 января 1944 года они ворвались в деревню. Все население было согнано в сараи. Мужчин расстреливали группами по 6-7 человек. Женщин сожгли заживо. Страшная, мучительная смерть постигла детей.на них было натравлено 15 собак. По улице, освещенной пожарищем, собаки таскали изуродованные тела малышей. В доме крестьянина В.И Гайдука фашисты застрелили в постели роженицу, а новорожденного ребенка убили ударом о стену.
Ученик.
В д. БоканихуРоссонского района фашистские солдаты ворвались в феврале 1943 года. Всех жителей деревни согнали в один из крестьянских дворов. Здесь их раздели догола, отделили 22 человека и на месте расстреляли. Остальных 87 человек заперли в доме и сожгли заживо.
Ученик.
21 Сентября 1942 года рота фашистских головорезов получила задание уничтожить д. Борки Малоритского района. Подготовка операции началась в ночь с 21 на 22 сентября. На рассвете гитлеровцы окружили Борки и согнали все население к центру деревни. Расстрел начался в 9.00 и закончился в 18.00. Было уничтожено 705 человек, их них 372 женщин и 130 детей. Деревня разграблена и сожжена. Исполняющий обязанности командира роты обер- лейтенант сообщал Мюллер сообщал: "При проведении операции в Борках израсходовано: винтовочных патронов 786 штук, патронов для автоматов - 2496 штук".
Ученик.
Трагическая судьба постигла д. Гораны Могилевского района, 6 сентября 1943 года в 6 часов вечера деревню оцепили фашисты.из хат выгнали 360 женщин, стариков детей. Не предъявляя обвинений, гитлеровцы отделили треть людей и погнали их к бане. Когда человек ходил в баню, ему стреляли в спину. Все это происходило на глазах оставшихся жителей деревни, которые, оказав сопротивление, были сожжены заживо.
Ученик.
В феврале 1942 года в д. Дьяковичи Житковского района ворвались гитлеровские каратели, приказали всем укладывать вещи и срочно собираться для переезда на новое место жительство. Провокационный характер приказа стал понятен позже. Когда под нажимом вооруженных солдат крестьяне собрали вещи, каратели ограбили их, всех 336 человек согнали в сарай и сожгли.
Ученик.
Кровавая трагедия разыгралась в д. Заболотье Малоритского района. Приказом по 3-му батальону 15 -го немецко-полицейского полка от 22 сентября 1942 года 11-я рота получила задание уничтожить деревню и расстрелять все ее население. Карательная операция началась в этот же день в 23.00. В 2 часа ночи 23 сентября фашисты подошли к д.Заболотье. Крестьян выталкивали из домов и гнали в здание школы. Силой оружия фашисты заставили мужчин рыть яму, над которой расстреляли 289человек.
Ученик
После окончания войны в разрушенные деревни не вернулись коренные жители. Другие люди пришли на пепелища, построили новые деревни, но сохранили их старые, довоенные названия...
Ведущий.
В память о чудовищных событиях в Белоруссии, на месте Хатыни создан мемориал памяти в назидание будущим поколениям
Почтим память всех погибших минутой молчания.
(После минуты молчания зажигается свет, ученики по очереди произносят пожелания)
-Пусть никогда больше такое не повторится!
-Чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
-Нет вражде, насилию, нет войне!
-Мирного неба над головой всем людям на планете!
- Чтобы все люди были всегда здоровы и счастливы!
- Чтобы никогда не было войны
- Пусть утвердится навечно мир и покой на земле!
Ученик.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке.
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ведущий.
На этом наш урок мужества закончен.
(По ходу урока показываю презентации и отрывок фильма "Иди и смотри".