СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Наблюдение за природой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети учатся:

  • Выявлять признаки подготовки растений к зиме;
  • Проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;
  • Фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков.
  • Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Наблюдение за природой"»

Тема: Наблюдение как способ выявления проблем

Обобщение урока: листопад(сбрасывание листвы), созревание плодов , распространение семян.

Цель урока: выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к уроку: коробочки с семенами и плодами, рабочие листы.

Планируемый результат:

Дети учатся:

  • Выявлять признаки подготовки растений к зиме;

  • Проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;

  • Фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков.

  • Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе.

  1. Актуализация знаний. Мотивация

На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.

А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предложения. Для того чтобы ваши предложения были разнообразными, у нас есть подсказки – начало предложений для формирования гипотез.

Большинство растений_____________________

Плоды и семена ____________________________

Окраска листьев ______________________________

Семена растений_______________________________

Записываются предложения детей, вставляя слова в предложения

Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

Действительно, для того чтобы проверить наши гипотезы, необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой же будет цель нашего исследования?

  1. Исследования в малых группах

Работа в рабочих листах

  1. Обмен информацией

Осень является временем созревания плодов и распространения семян. Почему в природе устроено так, что плоды и семена созревают осенью – ведь стало холоднее, семена могут замёрзнуть?

Идёт представление отчётов. Ведётся запись на доске. Перечень признаков подготовки растений к зиме:

  • сбрасывание листвы

  • созревание плодов,

  • распространение семян,

  • образование зимующих почек


  1. Организация информации

Провести квалификацию растений и определить наличие в той или иной группе выделенных признаков


Р АСТЕНИЯ



Лиственные растения хвойные деревья кустарники, травы


К каким группам растений можно отнести обнаруженные вами особенности подготовки растений к зиме?


  1. Обобщение

Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения?

Ведётся запись на доске и в рабочей тетради: Листопад, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек – важные признаки подготовки растений к зиме.

6.Подведение итогов. Рефлексия

Молодцы! Нам осталось только сравнить полученные выводы с предложениями, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предложения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?

Исправить ошибки в предложениях

Большинство растений увядает

Плоды и семена зреют

Окраска листьев изменяется

Семена растений разносятся, сохраняются в плодах

Что нового вы сегодня узнали? Каким способом мы получили новые знания?



























Рабочие листки

Явление

Что наблюдается

(объект наблюдения)

Содержание рабочего листа

Группа № 1

Листопад

  1. Дерево (у которого значительная часть листьев опала)

  2. Опавшие листья (листопаду предшествует изменение окраски листьев)

  3. Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра.(при ветре листьев опадает больше, чем в затишье)


Название дерева__________

Зарисуйте каким образом опали листья.

Установите, какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы. Зарисуйте

Подумайте, что предшествует листопаду_____________________

В какую погоду, в какой момент листья опадают больше всего_______________________________

Группа № 2

Распространение плодов и семян

  1. Лист дуба, берёзы, хвоя ели(у хвои маленькая поверхность – испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налётом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания)

Рассмотрите плоды, напишите, каким растениям они принадлежат ___________________________________

Зарисуйте каждый плод_____________________________

Подумайте, как семена попадают на землю___________________________

Положите семена на ладонь и попробуйте подуть. Что произошло? Почему?___________________________

Подумайте, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму______________________________

Потрите хвоинку. Что вы ощущаете на пальцах?__________________________


Группа № 3

Зимующие почки

  1. Ветка лиственных деревьев

  2. Травянистое растение

  3. Зимующие почки (у травянистых растений в пазухе листьев зелёные почки расположены прямо у земли. В земле остаются корни с почкой, которые зимуют под снегом, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение)

Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев?__________________________

Зачем?____________________________

Рассмотрите травянистое растение, найдите зимующую почку. Зарисуйте.

Сделайте заключение о том, как приготовилось зимовать травянистое растение_________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!