Тема: Наблюдение как способ выявления проблем
Обобщение урока: листопад(сбрасывание листвы), созревание плодов , распространение семян.
Цель урока: выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к уроку: коробочки с семенами и плодами, рабочие листы.
Планируемый результат:
Дети учатся:
Выявлять признаки подготовки растений к зиме;
Проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;
Фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков.
Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе.
Актуализация знаний. Мотивация
На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?
Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.
А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предложения. Для того чтобы ваши предложения были разнообразными, у нас есть подсказки – начало предложений для формирования гипотез.
Большинство растений_____________________
Плоды и семена ____________________________
Окраска листьев ______________________________
Семена растений_______________________________
Записываются предложения детей, вставляя слова в предложения
Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?
Действительно, для того чтобы проверить наши гипотезы, необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой же будет цель нашего исследования?
Исследования в малых группах
Работа в рабочих листах
Обмен информацией
Осень является временем созревания плодов и распространения семян. Почему в природе устроено так, что плоды и семена созревают осенью – ведь стало холоднее, семена могут замёрзнуть?
Идёт представление отчётов. Ведётся запись на доске. Перечень признаков подготовки растений к зиме:
Организация информации
Провести квалификацию растений и определить наличие в той или иной группе выделенных признаков
Р
АСТЕНИЯ
Лиственные растения хвойные деревья кустарники, травы
К каким группам растений можно отнести обнаруженные вами особенности подготовки растений к зиме?
Обобщение
Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения?
Ведётся запись на доске и в рабочей тетради: Листопад, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек – важные признаки подготовки растений к зиме.
6.Подведение итогов. Рефлексия
Молодцы! Нам осталось только сравнить полученные выводы с предложениями, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предложения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?
Исправить ошибки в предложениях
Большинство растений увядает
Плоды и семена зреют
Окраска листьев изменяется
Семена растений разносятся, сохраняются в плодах
Что нового вы сегодня узнали? Каким способом мы получили новые знания?
Рабочие листки
Явление | Что наблюдается (объект наблюдения) | Содержание рабочего листа |
Группа № 1 Листопад | Дерево (у которого значительная часть листьев опала) Опавшие листья (листопаду предшествует изменение окраски листьев) Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра.(при ветре листьев опадает больше, чем в затишье) | Название дерева__________ Зарисуйте каким образом опали листья. Установите, какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы. Зарисуйте Подумайте, что предшествует листопаду_____________________ В какую погоду, в какой момент листья опадают больше всего_______________________________ |
Группа № 2 Распространение плодов и семян | Лист дуба, берёзы, хвоя ели(у хвои маленькая поверхность – испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налётом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания) | Рассмотрите плоды, напишите, каким растениям они принадлежат ___________________________________ Зарисуйте каждый плод_____________________________ Подумайте, как семена попадают на землю___________________________ Положите семена на ладонь и попробуйте подуть. Что произошло? Почему?___________________________ Подумайте, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму______________________________ Потрите хвоинку. Что вы ощущаете на пальцах?__________________________ |
Группа № 3 Зимующие почки | Ветка лиственных деревьев Травянистое растение Зимующие почки (у травянистых растений в пазухе листьев зелёные почки расположены прямо у земли. В земле остаются корни с почкой, которые зимуют под снегом, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение) | Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев?__________________________ Зачем?____________________________ Рассмотрите травянистое растение, найдите зимующую почку. Зарисуйте. Сделайте заключение о том, как приготовилось зимовать травянистое растение_________________________ |