СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Весна - пробуждение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: Весна-пробуждение.

Цель урока: наблюдение за пробуждением природы, сопоставление признаков весны и зимы.

Задачи:

1) показать пробуждение природы, взаимосвязь между живой и неживой природой.

2)воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной

Показать связь этих изменений с неживой природой.

 

Послушайте аудиозаписи. Ребята , расскажите кто какие звуки слышал ? что слышали на первой записи? А что на второй ?

Посмотрите на картинки , давайте определим какая аудиозапись подходит к первой картинке , а какая ко второй ? Какое время года изображено на первой картинке , а какое на второй ?

Что такое природа?

Все, что нас окружает и существует независимо от человека.

 

Вспомните,  какая бывает природа?

Что относится к живой природе?

Живая и неживая

Растения, животные, человек.

Вода, воздух, почва.

Дышит, питается, растет, размножается, умирает.

 

 

А что относится к неживой природе?

 

Напомните мне, пожалуйста, чем отличается  живая природа от  неживой.

А чтобы убедиться, что вы надёжно это запомнили, поиграем в игру «Природа - не  природа». Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанных руками человека – хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, гусеница, камни, ромашка, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, человек

отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/ -

Скажите, какое сейчас время года?/весна/ -

 А какое время года она сменяет? /зиму/ -

Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./ -

А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

- Послушайте загадку и отгадайте, что же это за вестники?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

Ребята , а кто-нибудь из вас видел грачей ???Если видели , то где ?

Итак , мы с вами узнали , что первыми из птиц весной прилетают КТО?(грачи)

 

- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

-А какие признаки марта вы знаете ?

Апреля?

Мая?

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

 - МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка

 - МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. - Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

А что же происходит с природой весной? Прежде чем ответить на этот вопрос,  послушайте природу.

Аудиозапись «Весенний шум».

Какие звуки вы услышали в этой музыке?

 

 

  1. Постановка проблемного вопроса.

 

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

 

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

 

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

 

 Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

-А какие птицы еще прилетают к нам весной ?(ответы детей)

Ребята весной прилетают к нам такие птицы как грачи , скворцы , ласточки , жаворонок )

На презентации представлены эти птицы, учитель с учениками определяют где какая птица.Загадки

Отгадайте загадку. Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает, Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд.

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы. Узнайте эти растения по описанию.

  • Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)
  • Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)

 

 

Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

 

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд. Распускаются первоцветы.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)

 

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

 - Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

 

- Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений? - А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Откройте 42 стр. посмотрите внимательно на три картиночки.Ребята , весной в городе обрезают деревья и можно самим провести такой же опыт. Итак Что вы видите 1,2,3 картинке? 1)Веточки в баночке без воды стоят на подоконнике

2)Ветки с водой стоят в холодильнике

3)Ветки в баночке с водой стоят на подоконнике

-Почему распустили листочки только те веточки, которые стояли на подоконнике в воде?

- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода). Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, тогда природа оживет.

Итог:

Какие признаки весны вы знаете ?

Какие птицы прилетаю первыми  ?

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Весна - пробуждение"»

Конспект урока на тему: Весна-пробуждение.

Цель урока: наблюдение за пробуждением природы, сопоставление признаков весны и зимы.

Задачи:

1) показать пробуждение природы, взаимосвязь между живой и неживой природой.

2)воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной

Показать связь этих изменений с неживой природой.



Послушайте аудиозаписи. Ребята , расскажите кто какие звуки слышал ? что слышали на первой записи? А что на второй ?

Посмотрите на картинки , давайте определим какая аудиозапись подходит к первой картинке , а какая ко второй ?
Какое время года изображено на первой картинке , а какое на второй ?

Что такое природа?

Все, что нас окружает и существует независимо от человека.



Вспомните, какая бывает природа?

Что относится к живой природе?

Живая и неживая

Растения, животные, человек.

Вода, воздух, почва.

Дышит, питается, растет, размножается, умирает.



А что относится к неживой природе?


Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой.

А чтобы убедиться, что вы надёжно это запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа». Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанных руками человека – хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, гусеница, камни, ромашка, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, человек

отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/ -

Скажите, какое сейчас время года?/весна/ -

А какое время года она сменяет? /зиму/ -

Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./ -

А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

- Послушайте загадку и отгадайте, что же это за вестники?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

Ребята , а кто-нибудь из вас видел грачей ???Если видели , то где ?

Итак , мы с вами узнали , что первыми из птиц весной прилетают КТО?(грачи)



- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

-А какие признаки марта вы знаете ?

Апреля?

Мая?

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка

- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. - Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

А что же происходит с природой весной? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте природу.

Аудиозапись «Весенний шум».

Какие звуки вы услышали в этой музыке?




  1. Постановка проблемного вопроса.


- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.


Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?


- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?


Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

-А какие птицы еще прилетают к нам весной ?(ответы детей)

Ребята весной прилетают к нам такие птицы как грачи , скворцы , ласточки , жаворонок )

На презентации представлены эти птицы, учитель с учениками определяют где какая птица.Загадки

Отгадайте загадку.
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд.

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.

  • Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)

  • Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)




Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)


Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд. Распускаются первоцветы.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)


- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)



- Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений? - А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Откройте 42 стр. посмотрите внимательно на три картиночки.Ребята , весной в городе обрезают деревья и можно самим провести такой же опыт. Итак Что вы видите 1,2,3 картинке?
1)Веточки в баночке без воды стоят на подоконнике

2)Ветки с водой стоят в холодильнике

3)Ветки в баночке с водой стоят на подоконнике

-Почему распустили листочки только те веточки, которые стояли на подоконнике в воде?

- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода). Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, тогда природа оживет.

Итог:

Какие признаки весны вы знаете ?

Какие птицы прилетаю первыми ?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!