СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наблюдения с детьми 2-3 лет "знакомство с явлениями и объектами неживой природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной разработке демонстрируется материал для наблюдения с детьми 2-3 лет. Знакомить детей с явлениями наживой природы (дождь, снег, вода, де и тд.)

Просмотр содержимого документа
«Наблюдения с детьми 2-3 лет "знакомство с явлениями и объектами неживой природы".»

ЗНАКОМСТВО С ЯВЛЕНИЯМИ И ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Вода

Создать представление о воде. «Я принесла воду. Ее пьют, чтобы утолить жажду опейте и вы. Что вы пили? (Воду.) Она вкусная?»

Наблюдения за водой во время умывания «Из крана льется теплая вода. Поднесем руки под ее струю - они стали чистыми, их намочила вода. Какие у вас руки? Почему они мокрые? (Предложить открыть кран с холодной водой.) Холодная вода льется из этого крана? (Холодная. Руки мерзнут, неприятно умываться.) Скорее включите горячую воду, теперь вода льется теплая. Она приятная. «Льется чистая водица, мы умеем чисто мыться». Предложите детям потрогать теплую и холодную воду. Какой водой приятно умываться? дичка, водичка, умой наше личико,

чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Продолжать знакомить со свойст­вами воды (холодная, теплая, горячая). «От какой воды поднимается пар? Когда нельзя снимать крышку с кастрюли? Кран с горячей водой надо открывать осторожно - вода должна течь тонкой струйкой. Горячая вода может обжечь руки. Какая бывает вода? (Холодная, теплая и горячая.) Какой водой прият­но умываться? Какая вода может обжечь? Какую воду нельзя трогать? А где всегда есть горячая вода?» (В кипящем чайнике, в кастрюле, в которой варится суп. Ког­да его разливают по тарелкам - суп очень горячий, но быстро остывает.)

«Когда вас мама моет, какую она воду наливает, чтобы вам было приятно мыться? (Теплую.) Мы сегодня будем мыть куклу Катю. Какую воду нальем в ванну, чтобы Кате было приятно? (Теп­лую.) Саша, принеси кувшин с теплой водой и налей ее в ванну. (Ребенок из двух кувшинов - с теплой и холодной во­дой - выбирает кувшин с теплой во­дой.) А почему в ванну нельзя наливать холодную воду?» (В холодной воде Катя замерзнет, простудится и заболеет.)

Предложить детям смочить губкой ту­ловище куклы, помыть, обтереть. Обра­тить внимание на свойства воды: льется, разливается.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязь всю отмыла.

В глаз попало Миле мыло,

Лида кукле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила.

- Не сержусь, - сказала Мила,

- Я выплакиваю мыло.


Игра с водой. Предложить рассмот­реть игрушки из разных материалов. Опустить их в таз с водой. Резиновые плавают - они легкие. А железная ло­жечка, камешек тонут - они тяжелые.

Продолжать знакомить со свойст­вами воды. Дети водой и мылом моют игрушки. Сравнивают чистые и грязные игрушки.


Мытье комнатных растений. Поста­вить на решетку в тазу бальзамин (его еще называют «Ванькой мокрым» - он очень любит воду). Дети «делают» дождик для бальзамина - поливают листья из лейки. Почему цветы и листья стали чистыми? (Ответы.)


Полив комнатных растений. Учить поливать растение - правильно держать лейку, так, чтобы носик касался края горшка, воду лить осторожно - это дождичек льется, он прячется в землю.

Скрипит под окошком морозный денек,

Стоит на окошке цветок-огонек.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Наблюдение за тем, как няня моет посуду. Предложить детям опустить пальцы рук в воду и сказать, какая вода в тазу. (Теплая.) Осторожно потрогать пальцами второй кувшин - он горячий. Почему? Какая в нем вода? (Горячая.) Анна Ивановна моет посуду в теплой воде, а ополаскивает горячей (чашки чистые, блестят). Предложить дотронуться до чашек и почувствовать, что они стали теплыми от горячей воды.

Дождь.

«Идет дождь. Вы уже знаете: выходя на улицу в дождь, люди надевают сапоги и берут зонтики. После дождя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекаются в одно место и образуют лужи. В дождь капли стекают по оконному стеклу. Давайте понаблюдаем за ними».

Дождик льет на улице –

Мне нельзя гулять.

И решил я капельки

На окне считать.

Капельки, капельки, капельки

- Мне не сосчитать.

Ручейки после дождя.

«Дождь прошел. Земля и деревья стали чистыми и мокрыми. Вода еще течет маленькими ручейками, стоит в лужах». Предложить детям пустить кораблики и понаблюдать: куда они поплывут? Чья лодочка уплывет дальше?

Бегут, как змейки, по двору

Ручьи и ручейки,

Веселые и звонкие,

Бегут вперегонки.

Весенний дождь.

«Идет дождь - шумит, стучит по крыше, стекает по стеклу. Он нужен, чтобы быстрее росли трава и цветы. Вода быстро уходит в землю».

Летний дождь.

«Когда гремит гром, сверкает молния, надо как можно скорее вернуться домой. Нельзя подходить близко к окнам - лучше играть подальше от них. Песок и земля после дождя сырые. Капли дождя крупные». Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей. Только нас не замочи, К нам в окошко постучи.

Осенний дождь.

«Дождь осенью холодный, мелкий, идет долго. Небо затянуто тучами». Предложить понаблюдать за тем, как капли дождя стекают по стеклу.

Дождь поздней осенью.

«Дождь очень холодный. Иногда даже капли его замерзают, и тогда падают снежинки, белые и холодные».


Снег.

Знакомство со снегом. «Посмотрите, как красиво падает снег. Он белый, и все стало белым. Снег всю землю укрыл».

Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

Рукавички мы надели,

В теплой шубе нам тепло.

Наблюдение за снегом. «Чем покрыта земля? (Снегом.) Посмотрите, он такой белый, что даже глазам больно. На улице от снега светло. Он укрыл скамейки, земле стало холодно - дети надели шубы, дубленки, рукавички. Давайте походим и ставим на снегу следы. Послушаем, как скрипит снег».

Наблюдение за снегом во время снегопадa. «Снег идет тихо-тихо. Послушаем, как падает снег. Он тихо кружится и ложится на шапки, пальто, землю, дома, скамейки... Все кругом стало белым-бело».

Лед.

Замораживание льдинок. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: кaк она замерзает на холоде. Можно сделать разноцветные льдинки: в одном сосуде (развести красную краску, а в другом - желтую, размешать их и налить в банки с водой. Какого цвета стала вода? (Желтого, красного.) Зачем разлить воду по формочкам и оставить их на улице, на холоде. В формочку нужно опустить нитку, чтобы потом можно было подвышать льдинку.

Размораживание льдинок. Продолжать знакомить со свойствами воды. Показать замерзшую воду. «Что же стало с водой? (Она замерзла, превратилась в льдинки.) Как же льдинку вынуть из формочки? В ведерке горячая вода. По­майте сто. Какое оно? (Горячее.) Надо формочку ненадолго опустить в горячую воду и вынуть ее. Льдинка сама выскочит. Сколько льдинок? Какого они цвета? (Желтого и красного.) А сейчас привяжем их за ниточку к беседке. Красиво? Посмотрите, как льдинки блестят на солнце. А теперь положим льдинки в банку и возьмем их с собой», и наблюдают, как льдинки в тепле тают и превращаются в воду.

Солнце.

Создать представление о том, что солнце греет, светит. «Почему тепло? Давайте подойдем к окну. Вам приятно греться на солнышке? Сегодня оно хорошо греет, ярко светит. Солнышко теплое яркое».

Наблюдение за солнцем в пасмурную погоду. «Сегодня солнышко не смотрит в нашу комнату. Оно спряталось за тучки. Стало прохладно». Поиграем с солнечными зайчиками. Воспитатель зеркалом ловит солнечного зайчика: «У нас в комнате живет солнечный зайчик - маленькое солнышко.

Попробуйте поймать его». Дети бегают за зайчиком, ловят его.

Ветер.

Знакомство с ветром. «Помогает или мешает бежать ветер?» (Когда ветер будет в спину - бежать легко, а когда в лицо - трудно.)

Наблюдение за ветром. «Ветер дует и приводит в движение деревья, флажки, султанчики». Предложить запустить бумажных голубей.

Наблюдение за сильным ветрам. Показать силу ветра: обратить внимание на предметы, которые он приводит в движение, - летят листья, щепки, бумага...

Песок.

Знакомство со свойствами сухого песка. Предложить потрогать сухой песок. Раздать банки с широким горлышком и предложить насыпать в них песок, а затем высыпать. «Сухой песок рассыпается, высыпается».

Знакомство со свойствами сырого песка. «Сырой песок хорошо лепится, из него можно строить. Дать формочки, печатки, предложить слепить пирожное, пирожки, выложить печатками узоры, слепить берлогу для медведя, посыпать пирожное сверху сухим песком («сахаром»). «Песок сырой лепится, а сухой рассыпается».

Продолжение знакомства со свойствами песка. «Сырой песок лепится, а сухой сыплется». Предложить насыпать в баночки сухой и сырой песок. Сухой насыпается хорошо, а сырой - плохо. Полить сухой песок водой. Предложить слепить пирожное из сухого песка и из мокрого. (Из сухого песка лепить нельзя, а из сырого можно.)

Озеро для уточек. В песке вырыть ямочку и налить в нее воду. Вода уйдет в песок. Предложить предварительно закрыть ямку полиэтиленовым пакетом или поставить в нее таз с водой. Получилось озеро. По берегу насыпать сухой песок, разложить камешки. В воду опустить игрушки: рыбок и утят.