Самостоятельная исследовательская работа
"Птицы, зимующие рядом с человеком"
Зимой особенно заметно птицы подтягиваются к человеческому жилью. Чтобы правильно определить увиденную незнакомую птицу, нужно попробовать записать
все, что потом может помочь в ее определении.
1.Размеры птицы, сравнивая ее с хорошо известными. Зарисовать хотя бы схематично.
3.Повадки (бегает по стволу, летает в стайке, шелушит шишку и т.д.)
4.Место , где была встречена птица или растение, на котором она кормилась и т.д.
При четком описании можно определить птицу, пользуясь любым определителем птиц.
Цель проведения работы.
1.Научиться распознавать птиц (по внешнему виду).
2.Определить видовой состав птиц, зимующих рядом с нами.
3.Проследить за поведением птиц в суровое зимнее время.
Место проведения наблюдений: пришкольная территория или парк.
Время проведения: зимний сезон.
Подготовка к выполнению работы.
Необходимо разработать определительные карточки с рисунками.
На предварительной беседе с детьми обсуждаются следующие вопросы:
1.Каких птиц называют оседлыми, а каких - кочующими?
2.Каких птиц больше?
3.Где по вашим наблюдениям кормятся зимующие птицы?
4.Прилетают ли птицы в определенные часы?
5.Изменился ли видовой состав птиц после появления "зимней
столовой «?
6. Где ночуют птицы ?
Подтвердите ответ своими наблюдениями.
Методика проведения наблюдений.
1.Отметьте дату наблюдения, время суток и погодные условия.
2.Составьте план -схему участка, на котором отметьте места где встретили птиц (деревья вблизи человеческого жилья) или обнаружили следы их жизнедеятельности.
3.Подойдите максимально близко и рассмотрите внешний вид птицы. Зарисуйте контур птицы в блокнот.
4.Проследите, куда полетели птицы.
5.Осмотрите место, где они сидели. Зарисуйте их следы.
Определите как они передвигались : шагами, прыжками и т.д.
6. Опишите следы кормовой деятельности, попробуйте определить остатки пищи.
7. Разложите прикормку. Как быстро прилетят птицы (синицы, поползни, воробьи и другие птицы)? Будут ли они есть из ваших рук? Опишите поведение птиц (питаются прямо на месте или прячут часть корма).
8. Отметьте реакцию птиц на собак и людей.
Проведение учащимися самостоятельных наблюдений. Темы
для наблюдений выбираются с учетом пожеланий и возможностей учащихся.