1.Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников
Протокол наблюдений за сюжетно- ролевой игрой детей старшей группы «Зоопарк»
Сюжет игры: Совершенствуются умение совместно строить. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют.
Дата наблюдения:05.03.2014 г.
Длительность игры: 40-55 минут.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»
-Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Воспитатель: А вы хотите поиграть в зоопарк?
Дети: Да.
-Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?
Де: Распределить роли.
Воспитатель: Роли каких профессий понадобятся нам в игре?
Дети: смотритель зоопарка.
Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?
Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.
Воспитатель: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, Таня иди готовить свое рабочее место.
Дети: Ветеринар.
Воспитатель: Какие обязанности у ветеринара?
Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.
Воспитатель: Пожалуйста, Ульяна готовь свое рабочее место.
Воспитатель: А кто же еще работает в зоопарке, кто нам расскажет про каждого животного?
Дети: экскурсовод.
Воспитатель: Пожалуйста, Вася готовь свое рабочее место.
Дети: Кассир.
Воспитатель: Какие обязанности у кассира?
Дети: Кассир продает билеты.
Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, Люба иди готовь свое рабочее место.
Дети: Повар.
Воспитатель: Пожалуйста, Карина готовь свое рабочее место.
-Еще кто работает в зоопарке?
Дети: Контролер.
Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?
Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, Арина приступай к работе.
Дети: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе Денис.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста Никита приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе.
Воспитатель: А еще возле зоопарка будет работать магазин для посетителей и нужен продавец: Какие обязанности выполняет продавец ?
Дети: Он будет предлагать и продавать покупателям разные товары.
Воспитатель: Марина иди готовь свое рабочее место.
Оставшиеся дети – посетители зоопарка.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в зоопарке.
Дети: В зоопарке нельзя шуметь. Нельзя дразнить животных! Нельзя кормить животных. Нельзя просовывать руки в клетку.
-Прежде чем зайти в зоопарк, что мы должны сделать?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: А теперь давайте купим билеты у кассира, предъявим их контролеру и пойдем рассматривать животных!
На входе детей встречает экскурсовод (Вася).
Экскурсовод: Здравствуйте ребята, пожалуйста проходите. Сейчас я вам покажу и расскажу о каждом животном, живущем у нас в зоопарке. Ребята, в нашем зоопарке находится много животных, как вы думаете, какие?
Дети: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна
Экскурсовод: Правильно, тогда начнем нашу экскурсию по зоопарку. Вот в этой клетке живет самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется, это жираф, он ест ветки, листья деревьев.
(И так экскурсовод рассказывает о каждом животном, живущем в зоопарке. )
Воспитатель: Вот и наступило время обеда.
Повар (Карина) подносит еду каждому животному.
Экскурсовод рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.
Подходит охранник: «Зоопарк закрывается. Животным пора отдыхать!»
Дети прощаются с животными.
Воспитатель: Вам понравилась играть в «Зоопарк»? Какие роли вы выполняли в игре? Какая роль получилась самой интересной?
Дети отвечают кому ,что больше всего понравилось, и играя в следующий раз поменяются ролями.
Компоненты игры | Старшая группа (5-7 лет) |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией. Воспитатель проводит беседу о работе зоопарка, ветеринарного врача. Чтение художественной литературы: - Загадывание загадок о животных. - Рассматривание альбома «Дикие животные». - Беседы о животных с использование иллюстраций. - Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Охотники», «Найди маму» Цель игры: Формировать умение обозначать свои роли – директор, смотритель, ветеринарный врач, кассир, продавец – кассир, строитель. Задачи: показывать как выполнять роли: - директор зоопарка (руководит работой зоопарка); - строители (строят вольеры для животных); - водитель (привозит животных в грузовике с клеткой); - смотритель (получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем транспортируют животных в зоопарк, рассказывает посетителям о животных); - ветеринар (проводит осмотр животных, делает пометки в карточке, при необходимости назначает лечение, даёт витамины); - рабочий (ухаживает за животными, кормит, наводит порядок в вольере); - кассир (продаёт в кассе билеты при входе в зоопарк); - контролёр (с повязкой на руке проверяет билеты); - продавец в киоске (предлагает посетителям сувениры, мелкие игрушки) звериных мам. Закреплять и расширять знания детей о животных средней полосы, жарких стран и севера (о внешнем виде, их повадках, пище) ; Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке: об основных трудовых процессах по обслуживанию животных; Воспитывать любовь к животным, заботу о них, доброе отношение к ним; Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение. Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний; Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив; Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей; Закреплять умение организовывать рабочее место; Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям; Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров друг к другу) ;
|
Содержание игры | В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Директор зоопарка – знает много о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке; Экскурсовод – проводит экскурсии, рассказывая интересно, увлекательно об обитателях зоопарка; Проводник – отлавливает и поставляет животных для зоопарка; Служители зоопарка – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них; Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки; Работники кухни – готовят кормы для животных; Кассир – продает билеты на посещение зоопарка; Смотритель зоопарка, КАССИР; ВОДИТЕЛЬ. Продавец . Принятие детьми на себя роли. Обеспечение руководства. Распределение ролей. |
Сюжет игры | Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. Между детьми идет распределение ролей и определение игровых действий; |
Игровые действия, игровые предметы | Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, природным материалом, игрушками. Организовывают пространство и подбирают атрибуты: строительство вольеров, открытие ветеринарной больницы (белый халат, аптечка), касса с билетами. - строительство зоопарка; - завоз животных и продуктов питания; - осмотр ветеринаром животных; - открытие зоопарка для посетителей; - экскурсия по зоопарку. АТРИБУТЫ: Игрушки – животные (не менее 15 штук) ; Конструктор, строительный материал; Детские машинки; ИГРУШКИ-ЗАМЕСТИТЕЛИ. Инвентарь: ведерки, метелки, тазики и т. п. ; Корм для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги) . Оборудование места игры . Кухня. Вольеры. Касса. Ветеринарная лечебница. Администрация зоопарка Кухня. База. |
Правила игры | Обозначить роли: посетитель приходит в зоопарк, покупает билет в кассе, контролёр проверяет билет, смотритель проводит экскурсию, при выходе посетители могут приобрести сувениры в киоске. Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета, Принятие на себя второстепенной роли, Дети осознают что соблюдение правил является условием реализации роли. |