Бахтин Сергей Федорович
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа»
Республика Марий Эл Советский район
Набор карточек по теме «Обращение.Вводные слова»
Тема «Обращение»
При изучении обращений, кроме формирования пунктуационных и речевых навыков, необходима работа над стилистическими навыками. Она для восьмиклассников не является новой. Предлагаемые тексты помогут организовать работу на уроке в указанном направлении.
Карточка 1.
Летом 1817 года Пушкин закончил лицей. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка №4 на четвёртом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи… Прощайте, липовые аллеи, синеющие озёра с белыми лебедями, уединённые дорожки в зарослях жимолости и сирени, где хорошо было мечтать над страницей книги и думать о будущем! (Вс. Рождественский)
Карточка №2
Уважаемые читатели! Желающие перечислить средства в фонд поддержки «ЛР» могут направлять их по адресу: Москва, улица Пятницкая 70-72, расчётный счёт № 170046014 банк «Столичный.» (Литературная Россия, №22, 1992)
Карточка №3
- Алло, Марс! Говорит Земля. Разрешите задать вам несколько вопросов?
- Охотно, соседка.
- Где вы находитесь?
- Универсального ответа дать нельзя. Иногда я удаляюсь от вас на 400 миллионов километров, иногда приближаюсь на 55,5 миллионов километров. Между мною и Солнцем – в среднем 220 000 000 километров.
- Я значительно ближе к Солнцу – среднее расстояние 149,5 миллионов километров.
- ………….
- До свидания, Земля!
- До скорой встречи, Марс!
Карточка №4
В завершающий день Всесоюзного фестиваля колокольной музыки в Ростове Великом колокола знаменитой на всю Россию звонницы Успенского собора горько и торжественно оплакивала сынов, отдавших жизнь за Родину.
Ассоциация колокольного искусства, глубоко символичен ваш жест милосердия. Более полувека молчали колокола в нашей стране. А ведь веками они служили российскому государству: величали в дни торжества, ободряли в час испытаний, печалились его бедами, веселились его радостями. Каждая звонница, каждый колокол были уникальными инструментами с единственными и неповторимыми голосами. Справедливо считали тебя, колокольная музыка, искусством, частью русской культуры.
Спасибо вам, ростовские энтузиасты, вам, немногословные и упрямые архангелогородцы, по праву считавшиеся лучшими звонарями-наставниками, за высокую выучку. Воскрешение российского колокольного искусства – благородный труд людей различных
профессий: музыкантов, физиков, историков, этнографов, искусствоведов, рабочих, инженеров. (По Я.Никитиной).
Карточка №5
«Мама, родненькая моя! Я жив-здоров, всё в порядке. Здоровье у меня – всё нормально. Вот увидишь в картине. Я даже поправился. Всё хорошо, родная… Ребятишки здоровенькие… Известие о посылочке получил… Спасибо, хорошая моя. Дай бог здоровья. За меня, любимая, не беспокойся, я серьёзно говорю… Ну, обнимаю тебя. Василий. » (В.Шукшин).
Задания:
-
прочитать тексты, определить стили речи,
-
выделить обращения, объяснить знаки при них,
-
указать стилистическую роль обращений
Можно предложить учащимся задания для повторение орфографических и пунктуационных правил. Например, найти предложения с обособленными определениями.
Тема: «Вводные слова».
Карточка №1.
Если бы Василий Шукшин был только актёром, только режиссёром, только сценаристом и драматургом и наконец только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельно случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Все эти дарования принадлежали одному человеку. Казалось бы этот человек должен был обладать искусством перевоплощения из одной своей ипостаси в другую, но так только казалось, в действительности самым высоким искусством его натуры было умение и внутренняя необходимость оставаться самим собой неизменно (В.Коробов).
Вроде вздохнули свободно: наконец при деле Васька, специальность получает, надёжную, хлебную (в Бийском автомобильном техникуме учится) (В.Шукшин).
Карточка №2
«Когда человеку больно, - писал Василий Шукшин, - у него нет желания говорить красиво и много, когда он счастлив, то во-первых это всегда коротко во-вторых тоже говорит просто… Наконец когда человеку всё равно, он в состоянии придумать очень непростую фразу, ибо ему всё равно. Тут и придумать ничего не стоит».
Работа разнорабочим в Калуге рассеяла у семнадцатилетнего Шукшина все мечты, с ними казалось навсегда покончено однако что-то тревожило иногда, навевало какие-то нездешние сны, будило воображение.
Да, что-то тревожило иногда.
Задания:
1)определить стили речи текстов,
2)выделить вводные слова, расставить недостающие знаки препинания,
Расставляя знак препинания в карточке, учащиеся пользуются справочными таблицами.
Карточка №3.
Определите стиль речи и скажите, в каких целях используются вводные слова в тексте на карточке №3.
При распаде веществ в клетках образуется углекислый газ, который уносится кровью и выделяется главным образом через лёгкие в атмосферный воздух. Таким образом, значение органов дыхания заключается в том, что они обеспечивают газообмен между организмом и внешней средой.
Без энергии и кислорода, участвующего в его освобождении, не может протекать ни один жизненный процесс. Следовательно, от деятельности органов дыхания зависит работа всего организма тела человека. (Учебник по анатомии и физиологии человека).
Карточка №4
В речевой практике встречаются ошибки в использовании вводных слов. Отредактируйте эти примеры, укажите характер ошибок. Запишите отредактированные предложения.
Примеры: 1. Но, однако, Петров никаких мер не принял. Город небольшой, во-первых, одноэтажный преимущественно. Вокзал, напротив, в городе огромный, вечно набит людьми.
2. В нашей школе, понимаете, создали клуб юных туристов. Членами его, по замыслу создателей, могут быть учащиеся 8-10 классов. Понимаете, было, кажется, уже первое заседание. На нём утверждали план и решили, в частности, пойти на экскурсию в горы.
3. Наконец после индивидуальной помощи Марии Ивановны я стала лучше писать сочинения. С этим трудным видом письменных работ справляюсь теперь самостоятельно. На экзамене надеюсь получить хорошую оценку.
Комментарий: в предложенных примерах встречаются ошибки: 1) вводное слово использовано там, где оно не может употребляться или используется неуместно,
2) вводное слово стоит не перед тем словом, по отношению к которому выражена модальность,
3) вводное слово употреблено не в том значении, которого требует содержание текста,
4) отсутствует вводное слово.
Развивая стилистическое чутьё, необходимо показать стилистические оттенки вводных слов. В этом плане полезно следующее упражнение: введите в предложение вводные слова или вводные предложения и покажите, какие стилистические оттенки вносит каждое из них в данное предложение.
Предложение. Именно в рассказах отчётливее всего… появилось писательское мастерство Василия Шукшина. ( вводные конструкции: на мой взгляд, думаю, мне кажется, действительно, безусловно, поистине и другие)