СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Набор методик для диагностического исследования учащихся 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набор методик для диагностического исследования учащихся 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Набор методик для диагностического исследования учащихся 1 класса»

Набор методик для диагностического исследования учащихся 1 класса

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле­нию в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?

  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой -хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

  4. Представь, что тебе предложили не каждый день учить­ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу. Ты согласишься?

  5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

  6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай, о чем он тебя может спросить.

  7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

0 б. - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1 б. - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 б. - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 б. - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Обработка результатов:

1. Внести результаты в соответствующую графу в таблице №3.

2. Подсчитать среднее значение по классу и внести итоговые значения в таблицу№3.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

(по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-по­знавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос.

Описание задания: методика представляет собой таблицу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно­шение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отме­тить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач.

Уровни оценивания:

Уровень 1 - несформированность учебно-познавательного интереса- 1б.;

Уровни 2 и 3 — низкий познавательный интерес – 2б.; 3б;

Уровень 4 — удовлетворитель­ный познавательный интерес –4б.;

Уровень 5 — высокий познавательный интерес - 5б.;

Уровень 6 — очень высокий познавательный интерес – 6б.


Обработка результатов

1. Внести результаты каждого ученика в соответствующую графу в таблице №3.

2. Подсчитать среднее значение по классу и внести итоговые значения в таблицу№3








Оценка уровня учебно-познавательного интереса


Уровень интереса

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

  1. Отсутствие интереса

Интерес практиче­ски не обнаружива­ется. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал

Безразличное пли негативное отноше­ние к решению любых учебных задач. Более охотно вы­полняет привычные действия, чем осва­ивает" новые

  1. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь к новому ма­териалу, касающе­муся конкретных фактов, но не тео­рии

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом мате­риале, включается в выполнение зада­ния, связанного с ним, но длительной устойчивой актив­ности не проявляет

  1. Любопытство

Интерес возникает к новому материа­лу, но не к спосо­бам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в вы­полнение задания, но интерес быстро иссякает

  1. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам реше­ния новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в про­цесс решения зада­чи, пытается само­стоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после реше­ния задачи интерес исчерпывается

  1. Устойчивый учебно – познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пре­делы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполне­ния заданий, рабо­тает длительно и устойчиво, прини­мает предложения найти новые приме­нения найденному способу

  1. Обобщённый учебно – познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требова­ний и выходит за рамки изучаемого материала. Ориен­тируется на общие способы решения системы задач

Интерес — посто­янная характерис­тика, проявляется выраженное твор­ческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Име­ется мотивирован­ная избиратель­ность интересов













Школа №___


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОКЛАССНИКА


Класс___________________________Учитель___________________________________Дата заполнения____________________________


Пожалуйста, оцените уровень развития следующих психолого-педагогических параметров у каждого учащегося Вашего класса по схеме:

«+» да; «±» иногда; «-» нет



Психолого-педагогические параметры

Ф.И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30































1.Особенности учебной деятельности


    1. Произвольность психических процессов

1

Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения































2

Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения































3

Понимает требования учителя и старается их выполнять.































4

При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления































    1. Развитие мышления

5

На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания































6

Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных































7

Может связно рассказывать о событиях своей жизни































8

Ориентируется в основных понятиях времени































    1. Сформированность важнейших учебных действий

9

Понимает и выполняет указания учителя без напоминания































10

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания































11

Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал































    1. Развитие речи

12

Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами































13

Связно выражает свои мысли































14

Имеет достаточный словарный запас































    1. Развитие тонкой моторики

15

Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму































16

Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур































    1. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

17

Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока































18

Способен работать в одном темпе со всем классом































2. Особенности поведения

и общения































2.1. Взаимодействие со сверстниками

19

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий































20

Не провоцирует конфликты со сверстниками































21

Имеет постоянных приятелей в классе































2.2. Взаимодействие с педагогами

22

Может обратиться с просьбой к учителю































23

Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним































24

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять































2.3. Соблюдение социальных и этических норм

25

Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня































26

Не списывает домашние задания































27

Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения































2.4. Поведенческая саморегуляция



28


При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положение рук и ног)































29

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движения































2.5. Активность и независимость

30

Контролирует свои эмоции































31

Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания































32

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний































33

Самостоятельно добирается до школы































34

Умеет пользоваться школьным буфетом































35

Способен справится с дежурством по классу































3. Отношение

к учебной деятельности
































3.1. Наличие и характер учебной мотивации

36

Редко пропускает занятия































37

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке































38

Имеет все необходимые школьные принадлежности































3.2. Устойчивое эмоциональное состояние

39

В меру переживает за оценки и критические замечания учителя































40

Усваивает школьную программу

































ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.


Отметьте – сколько «-» у каждого ученика по разделу (суммировать) и вычислите их процентное соотношение:


1. особенности учебной деятельности = число минусов * 100% / 18

2. особенности поведения и общения = число минусов * 100% / 17

3. отношение к учебной деятельности = число минусов * 100% / 5


Адаптационные показатели:

Минусов менее 30% - адаптация (А).

Минусов от 30% до 60% - возможность дезадаптации (ВДА).

Минусов более 60% - выраженная дезадаптация (ДА).


Полученные показатели (А, ВДА или ДА) занесите в следующую таблицу 2; В последней строке укажите итоговые результаты – количество учащихся и в %.






Школа №___



Таблица 2

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Класс________________ Учитель______________________ Дата заполнения_______________



ФИО ученика

Уровень адаптации (А, ВДА или ДА)

Особенности учебной деятельности


Особенности поведения и общения

Отношение к учебной деятельности






















Всего: А

Кол-во уч-ся ( в%)

Кол-во уч-ся ( в%)

Кол-во уч-ся ( в%)


ВДА

Кол-во уч-ся ( в%)

Кол-во уч-ся ( в%)

Кол-во уч-ся ( в%)


ДА

Кол-во уч-ся ( в%)

Кол-во уч-ся ( в%)

Кол-во уч-ся ( в%)


Количество учащихся адаптированных по всем 3 параметрам :

Кол-во уч-ся ( в %)



Таблица 3


ФИО ученика

Уровень развития параметра (в баллах)

Внутренняя позиция школьника

(0-3баллов)

Учебно-познавательный интерес

(1-6 баллов)














Итого по классу общий средний балл:

Средний балл ( в баллах)

Средний балл ( в баллах)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!