Набор методик для диагностического исследования учащихся 1 класса
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:
Тебе нравится в школе?
Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой -хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу. Ты согласишься?
Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай, о чем он тебя может спросить.
Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».
Критерии оценивания:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
Уровни оценивания:
0 б. - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1 б. - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 б. - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3 б. - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Обработка результатов:
1. Внести результаты в соответствующую графу в таблице №3.
2. Подсчитать среднее значение по классу и внести итоговые значения в таблицу№3.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
(по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальный опрос.
Описание задания: методика представляет собой таблицу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач.
Уровни оценивания:
Уровень 1 - несформированность учебно-познавательного интереса- 1б.;
Уровни 2 и 3 — низкий познавательный интерес – 2б.; 3б;
Уровень 4 — удовлетворительный познавательный интерес –4б.;
Уровень 5 — высокий познавательный интерес - 5б.;
Уровень 6 — очень высокий познавательный интерес – 6б.
Обработка результатов
1. Внести результаты каждого ученика в соответствующую графу в таблице №3.
2. Подсчитать среднее значение по классу и внести итоговые значения в таблицу№3
Оценка уровня учебно-познавательного интереса
Уровень интереса | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак |
Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал | Безразличное пли негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает" новые |
Реакция на новизну | Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет |
Любопытство | Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает |
Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается |
Устойчивый учебно – познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу |
Обобщённый учебно – познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач | Интерес — постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов |
Школа №___
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОКЛАССНИКА
Класс___________________________Учитель___________________________________Дата заполнения____________________________
Пожалуйста, оцените уровень развития следующих психолого-педагогических параметров у каждого учащегося Вашего класса по схеме:
«+» да; «±» иногда; «-» нет
Психолого-педагогические параметры | Ф.И. ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1.Особенности учебной деятельности | |
Произвольность психических процессов |
1 | Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Понимает требования учителя и старается их выполнять. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Развитие мышления |
5 | На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Может связно рассказывать о событиях своей жизни | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Ориентируется в основных понятиях времени | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сформированность важнейших учебных действий |
9 | Понимает и выполняет указания учителя без напоминания | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Развитие речи |
12 | Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | Связно выражает свои мысли | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | Имеет достаточный словарный запас | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Развитие тонкой моторики |
15 | Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
17 | Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | Способен работать в одном темпе со всем классом | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Особенности поведения и общения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками |
19 | Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | Не провоцирует конфликты со сверстниками | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | Имеет постоянных приятелей в классе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2.2. Взаимодействие с педагогами |
22 | Может обратиться с просьбой к учителю | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
23 | Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24 | Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм |
25 | Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
26 | Не списывает домашние задания | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
27 | Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2.4. Поведенческая саморегуляция |
28 | При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положение рук и ног) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
29 | Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2.5. Активность и независимость |
30 | Контролирует свои эмоции | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
31 | Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
32 | Проявляет заинтересованность в получении новых знаний | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
33 | Самостоятельно добирается до школы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
34 | Умеет пользоваться школьным буфетом | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
35 | Способен справится с дежурством по классу | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Отношение к учебной деятельности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации |
36 | Редко пропускает занятия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
37 | Проявляет заинтересованность в хорошей оценке | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
38 | Имеет все необходимые школьные принадлежности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние |
39 | В меру переживает за оценки и критические замечания учителя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
40 | Усваивает школьную программу | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Отметьте – сколько «-» у каждого ученика по разделу (суммировать) и вычислите их процентное соотношение:
1. особенности учебной деятельности = число минусов * 100% / 18
2. особенности поведения и общения = число минусов * 100% / 17
3. отношение к учебной деятельности = число минусов * 100% / 5
Адаптационные показатели:
Минусов менее 30% - адаптация (А).
Минусов от 30% до 60% - возможность дезадаптации (ВДА).
Минусов более 60% - выраженная дезадаптация (ДА).
Полученные показатели (А, ВДА или ДА) занесите в следующую таблицу 2; В последней строке укажите итоговые результаты – количество учащихся и в %.
Школа №___
Таблица 2
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Класс________________ Учитель______________________ Дата заполнения_______________
№ | ФИО ученика | Уровень адаптации (А, ВДА или ДА) |
Особенности учебной деятельности | Особенности поведения и общения | Отношение к учебной деятельности |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Всего: А | Кол-во уч-ся ( в%) | Кол-во уч-ся ( в%) | Кол-во уч-ся ( в%) |
| ВДА | Кол-во уч-ся ( в%) | Кол-во уч-ся ( в%) | Кол-во уч-ся ( в%) |
| ДА | Кол-во уч-ся ( в%) | Кол-во уч-ся ( в%) | Кол-во уч-ся ( в%) |
| Количество учащихся адаптированных по всем 3 параметрам : | Кол-во уч-ся ( в %) |
Таблица 3
№ | ФИО ученика | Уровень развития параметра (в баллах) |
Внутренняя позиция школьника (0-3баллов) | Учебно-познавательный интерес (1-6 баллов) |
| | | |
| | | |
| | | |
| Итого по классу общий средний балл: | Средний балл ( в баллах) | Средний балл ( в баллах) |