СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наброски фигуры человека»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с пропорциями человеческой фигуры, научить анализировать передаваемый образ.

 

Просмотр содержимого документа
««Наброски фигуры человека»»

Дата: 14.01.2019 г.

Класс- 2

Тема учебного занятия: «Наброски фигуры человека»

Вид учебного занятия: рисование с натуры

Продолжительность учебного занятия: 3 часа

Цели и задачи урока:

- закрепить знания о пропорциях фигуры человека на практике, отработать приемы изображения человека;

- познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека;

- познакомить с пропорциями человеческой фигуры;

- научить анализировать передаваемый образ;

- сформировать умение обобщать набросок;

- развивать глазомер учащихся;

- совершенствовать навыки рисования и работы с натуры, координацию руки и быстрой ориентации;

- воспитывать умение работать в команде, уважительно относиться к другим обучающимся;

- воспитывать эстетический вкус, силу воли, характер, целеустремлённость.

Методы и формы обучения:

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой.

Формы: фронтальная и индивидуальная

Оборудование:

для учителя – наглядные пособия, 2 листа закрепленные на мольберте, 2 листа рулонов обоев, закрепленные на стене, белая и тонированная бумага, сангина, мягкий карандаш;

для обучающихся: маркеры, бумага А3, сангина, мягкий карандаш, ластик, кнопки.



План урока

1) Организационный момент……………………….....3-5 мин.

2) Вступительная беседа………………………………5-10 мин.

3) Объяснение нового материала…………………......30-40 мин.

4) Исследовательская игра……………………………..20 мин.

5) Самостоятельная работа……………………………..60 мин.

6) Итог урока………..…………………………………...7-10 мин.



Ход урока
Организационный момент

За 5 минут до начала урока я захожу в класс. Подготавливаю все необходимое для проведения урока (оборудование, рабочие места, расставляю пособие).

После звонка устанавливаю должную дисциплину, рассаживаю детей, отмечаю отсутствующих, проверяю готовность к уроку.

- Встали, пожалуйста.

- Здравствуйте.

- Садитесь.

- Даю вам немного времени, чтобы подготовиться к уроку. (Пауза)

- Все готовы? Спасибо.

Вступительная беседа

Когда замыслит дивный ум создать
Невиданные облики – сначала
Он лепит из простого материала, 
Чтоб камню жизнь затем двойную дать. 
И на бумаге образ начертать, 
Как ловко бы рука не рисовала, 
Потребно проб и опытов немало, 
Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать.  Микеланджело

Уже в эпоху итальянского Возрождения мы встречаем четкое разграничение понятий длительного рисунка и быстрого, «непосредственного» рисунка.

Так Джордже Вазари пишет: «Набросками... мы называем вид первоначальных рисунков, исполненных для того, чтобы найти положение фигур и первоначальную композицию произведения: они выполняются как бы в виде пятна и служат предварительным намеком на целое. А так как они набрасываются художником пером, иными рисовальными принадлежностями или углем в короткое время, в порыве вдохновения и лишь для того, чтобы проверить пригодность своего замысла, то они и называются набросками».

А что такое набросок, как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Верно, набросок – рисунок, сделанный быстро, без окончательной проработки деталей. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание.

Но иногда мы сталкиваемся с понятием «зарисовка». Что же это такое?

(Ответы детей)

Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным. Таким образом, зарисовка - это более длительный по времени исполнения рисунок с акцентом на какую-то деталь.

Давайте с вами поиграем в игру «Кто быстрее». Для этого мне необходимы два добровольца. Правила игры: я буду вам показывать изображения разных предметов, а ваша задача сделать их наброски. Кто быстрее и точнее справится с этим заданием, тот и побеждает. Два обучающихся подходят к мольбертам, берут маркеры и рисуют предложенные изображения. Задания идут от простого к сложному, нет необходимости прорисовывать изображение, важно точно передать образ предмета. (Например, банка, кувшин, стул, дерево, машина)

Молодцы, вы отлично справились с заданием, а можете ли вы так же легко и быстро изобразить фигуру человека? Скорее всего, нет, ведь человек достаточно сложный объект для рисования.


Объяснение нового материала

Тема нашего занятия «Наброски фигуры человека».

Человек – венец природы. Высшая точка развития эволюции. Но уже на заре цивилизации человек стремился отобразить действительность в своих рисунках. Вспомните наскальные рисунки пещерных людей.

Как здесь изображен человек? Схематически, условно, то есть художник убрал все лишнее, оставив лишь идею. Согласитесь, рисунки очень эмоциональны, по ним буквально можно читать историю, сопереживать героям, так мастерски автор выполнил рисунки. Фигуры наполнены жизнью, движением.

Обратите внимание, не смотря на кажущуюся примитивность изображения, насколько пропорциональны фигуры человека. Постичь это искусство – первоочередная наша задача.


Для художников очень важно первое впечатление от увиденного.

П.П. Чистяков писал: «Если будете брать умом, рассудком - птица улетит, и вы дадите промах» Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей

Верно, если долго изображать птицу, тщательно вырисовывать каждое перышко, то наверняка, птица не будет вас ждать и отправится по своим, куда более важным делам, а вы останетесь с неоконченным наброском и чувством разочарования. Чтобы такого не произошло, наброски необходимо делать быстро, отбрасывая ненужные детали, оставляя только самое характерное и важное.

Все известные художники зарисовывали свои впечатления, делали множество набросков, которые свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении закономерностей формы, объема, конструктивного строения объектов окружающего мира, о передаче тех чувств, того волнения, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. 

Такого рода наброски часто встречаются  в творчестве Рембрандта, Дюрера, И. Е. Репина, В. А. Серова, А. Дейнека.

Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века X. Р. Рембрандта (1606 —1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем, чем угодно, начиная от серебряного карандаша и кончая тростниковым пером. Некоторые исследователи рембрандтовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растерты по бумаге просто пальцем.

Говорят, человек – это целый мир, даже целая вселенная. Но, несмотря на безграничность, этот мир очень грамотно устроен. И чтобы верно изобразить человека, необходимо знать несколько основных правил.

Пропорции. Слово «пропорция» в переводе с латыни означает «соотношение», «соразмерность». Подумайте, почему нам одни люди кажутся наиболее красивыми? Чью фигуру называют пропорциональной?

Соразмерность частей образует красоту формы.

Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела. Великий художник Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил: «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».

Вы уже знаете, что пропорции взрослого человека и ребенка отличаются, как и пропорции мужчины и женщины. Обратите внимание на таблицу пропорций.

А зачем вообще делать наброски, ведь можно, зная правила и пропорции, рисовать людей без натуры?

(Ответы детей)

Действительно, все люди разные, у каждого есть свои неповторимые черты, у каждого человека есть свой уникальный характер. Попробуйте описать человека по наброску. То есть задача художника, делающего набросок, не только срисовать фигуру, но и постараться передать эмоциональное состояние человека. Конечно, это очень сложная задача, но с опытом приходит и умение.

Основной ошибкой начинающего художника является стремление перегружать свой набросок обилием подробностей в ущерб главному и характерному. Это происходит именно от неумения разбираться в своих впечатлениях: начинающему они все кажутся одинаково важными, он теряется в них, не умеет сделать из них выбор и стремится всё перенести на бумагу в возможно большем количестве. Между тем, от этого набросок только проигрывает. В лёгкости и красоте наброска проявляется истинная сила художника.

Итак, характер, пропорции и движение – вот те свойства натуры, которые стремится передать набросок. Если все три условия соблюдены, то набросок может иметь не только значение полезного упражнения или подготовительной работы, но и самостоятельную художественную ценность.


Исследовательская игра

А теперь давайте проведем свое собственное расследование. Какие вы знаете пропорции? Предлагаю вам самим разобраться в этом вопросе. А для этого мы разделимся на две команды. Задачей каждой команды провести свое расследование и ответить на ряд вопросов. Перед вами отрезки рулонов обоев, маркеры, ваша задача аккуратно и качественно обвести своего товарища. (Добровольца обводят в полный рост, в итоге получается контур учащегося).

Вы, конечно, знаете, что голова человека умещается в росте определенное число раз. Давайте опытным путем ответим на этот вопрос. (Измеряем высоту головы добровольца, которая впоследствии используется для измерений пропорций, например, узнаем, сколько раз высота головы укладывается в росте человека).

Ребята заполняют таблицу

задания

Задание

Ответ

1

Сколько раз высота головы умещается в росте?

Ответ в зависимости от роста измеряемого обучающегося

2

Чему равна ширина плеч?

2 ширины головы

3

Как найти линию талии, зная высоту головы?

3 высоты головы

4

Как найти длину рук, зная высоту головы?

З высоты головы от линии плеч

5

Как найти линию коленей и линию локтей?

Разделить длину рук и ног пополам


После выполнения задания ответы проверяются и обсуждаются с обучающимися, при возникновении спорных ситуаций преподаватель дает разъяснения.

Теперь вы на опыте убедились, что при выполнении наброска необходимо соблюдать определенные правила.



Правила и алгоритм рисования набросков:

  • В набросках не рисуем глазки, реснички, ограничиваемся линией глаз и серединой головы, для определения ракурса.

  • Не пользуемся ластиком: линия должна быть живая, пусть будут видны ваши поиски.

  • Не рисуем персонажей страны лилипутов, пусть наброски будут крупные.

  • Начинаем рисовать наброски с определения размеров и положения рисунка в листе, схематически набрасываем фигуру человека

  • Проведем ось, соответствующую высоте фигуры

  • Определяем длину ног, разделив высоту фигуру пополам

  • Нарисуем плечевую и тазовую оси; при этом помним, что тазовая ось меньше плечевой.

  • Намечаем колени, разделив длину ног пополам.

  • Нарисуем линейную схему фигуры (скелет).

  • "Оденем" скелет в мускулы. Преподаватель на доске показывает весь алгоритм выполнения набросков.

Наброски можно выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность.

Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство, понимание рисунка приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти.

Это качество крайне необходимо каждому художнику. 

- Вам все понятно, если нет вопросов приступаем к самостоятельной работе.



Самостоятельная работа

Приступим к наброскам. По очереди вызываются обучающиеся, которые принимают удобную несложную позу.

Прежде чем начать рисовать, можно провести несложные упражнения, которые избавят обучающихся от страха чистого листа:

- рисование фигуры не глядя на бумагу. Ученики делают наброски, не опуская глаз на бумагу.

- рисование наброска одной непрерывной линией. Конечно, наброски получатся смешными, непропорциональными, но такие способы рисования вызывают живой интерес у обучающихся и снимают напряжение.

 При выполнении свободных набросков и зарисовок бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. Рисовать наброски это надежный способ научиться рисовать в принципе.

Во время самостоятельной работы прохожу по классу, проверяю, как работают дети. Провожу индивидуальную работу.

Если выявляю 3 и больше типичных ошибок, привлекаю внимание всего класса. Объясняю в чём ошибка и как её исправить, у тех кто её допустил. Провожу фронтальную работу класса.

Время выполнения набросков ограничено 7-10 минутами. (За время, отведенное на практическую работу, обучающиеся должны выполнить 5-6 набросков).

Итог урока

За 7-10 мин. Прошу детей выставить работы для просмотра.

После выполнения работы, проводится просмотр набросков и коллективное обсуждение, выставляются оценки.

Ну что ж я, надеюсь, сегодня вы поняли важность и необходимость выполнения набросков, убедились на опыте, что это сложная, но выполнимая задача. Рисуйте чаще, накапливайте свои впечатления, фиксируйте их рисунками, не бойтесь пробовать и ошибаться, ведь только тот не ошибается, кто ничего не делает.

Обучающиеся получают домашнее задание: сделать наброски своих родственником за домашними делами. (2-3 наброска)

- Все молодцы! Урок окончен. Дежурные убирают класс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!