Начальная школа на современном этапе образования: метапредметный компонент.
Слайд 1.
Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал начального общего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.
Слайд 2.
В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности метапредметный подход в обучении.
Известный педагог В.В. Давыдов сказал, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»
Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.
Слайд 3.
Главные вопросы, которые волнуют учителей:
1.Как сформировать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире?»
2. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.
3. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности.
4. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
«Я иду на урок» - сколько раз за свою практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?».
Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы.
Слайд 4.
Это урок по учебному предмету, направленный на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Цели метапредметного урока:
1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
3. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Слайд 5.
Метапредметный урок - это урок по учебному предмету, направленный на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Слайд 6.
Требования к метапредметному уроку:
Урок должен быть проблемным и развивающим.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
Выводы на уроке делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Планирование обратной связи –
рефлексии.
Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.
Слайд 7.
Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Слайд 8.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани.
Слайд 9.
Бернардом Шоу, высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!”
Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимы эффективные методы и формы обучения.
Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы в условиях модернизации образования подобран оптимальный комплекс образовательных педагогических технологий. Результатом которых могут быть следующие формы…
Слайд 10.
«Ребенок черпает то, …»
Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового.
Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение учащимися компетенциями, которые и составляют основу умения учиться. Сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по разным предметам и, следовательно, средством повышения качества обучения школьника в целом.
Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.
Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал начального общего и среднего образования.
“Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь”.