Методическая разработка «Начальный этап обучения игре на фортепиано»
2023г.
Автор:Теперева Татьяна Геннадьевна преподаватель по классу фортепиано.
МАУ ДО ГО «Город Калининград» ДШИ им. Ф.Шопена
Содержание
1.Введение.
2.Подготовка к занятию.
3.Первые уроки
-контакт с учеником;
-знакомство с устройством фортепиано;
-развитие способностей ученика:
4.Работа за инструментом:
- посадка;
-упражнения за инструментом;
-игра в ансамбле;
-изучение клавиатуры, регистры, октавы;
-подбор по слуху, транспонирование;
- нотная грамота;
-ритм;
- размер, такт, тактовая черта;
-штрихи;
Итоги.
Заключение.
Введение
Обучение игре на фортепиано –очень сложный процесс, требующий усилий. Начальный период обучения –самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.
Задача начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной художественно – увлекательной для этого возраста форме.
Педагог должен многое знать и уметь. Но самое главное-это безграничная любовь к детям. Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Истинный педагог – прежде всего друг, советчик. Только на основе полного взаимопонимания учителя и ученика можно достигнуть высоких результатов.
Подготовка к занятию
Необходимо заранее готовиться к занятиям: продумать план работы, подбрать материал. Занятия должны проходить, интересно, увлекательно. Первые занятия я провожу в игровой форме. Ребёнок переключает внимание с одной игры на другую. Это способствует тому, что ученик не утомляется, занимается с интересом. Важно, не навязывать ребёнку своих ощущений, а творить вместе с ним.
Настроение педагога всегда передаётся ученику, поэтому, что бы ни происходило в личной жизни педагога, он обязан входить в класс с доброжелательной улыбкой.
Ещё очень важный момент– постоянный контакт с родителями учеников. Считаю, что на первых занятиях с учеником, желательно присутствие их родителей. Родители помогают педагогу создать более точное представление об ученике.
Первые занятия
Контакт с учеником
Ученик, который входит в мой класс – это уникальный мир, со своими задатками, способностями, возможностями. Для ребёнка музыка – это песни, которые он пел в детском саду, слышал в мультипликационных фильмах. Первые занятия я стараюсь превратить в занятия – игры: мы поем, топаем, хлопаем. Учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается. В такой ситуации ребенок быстрее «раскрывается». Занятия не должны быть однообразными. Когда я чувствую, что ребенок устал, то предлагаю ему другой вид работы.
Знакомство с устройством фортепиано
Когда ученик первый раз приходит в класс, я сразу подвожу его ближе к инструменту и знакомлю с устройством фортепиано. Ученику очень интересно наблюдать за тем, как молоточек ударяет по струне, и появляется звук. Я открываю верхнюю и крышку инструмента, где ученик может сам наблюдать процесс возникновения звука. Ученик дотрагивается до молоточков, струн. Он ощущает, что струны разного диаметра. Я рассказываю ученику об инструментах-предшественниках фортепиано, таких, как клавесин, клавикорд. По ноутбуку мы слушаем звучание этих старинных инструментов. Показываю карточки с иллюстрациями.
Развитие способностей ученика
Необходимо создать непринуждённую обстановку, заразить ученика творческой энергией.
Дети очень любят двигаться под музыку. Я предлагаю ученику пошагать, покружиться. Сама играю на фортепиано марш и вальс. Важно добиваться точного выполнения всех заданий. Не все дети сразу слышат ритм музыки и понимают, что от них требуется. Важно помочь ребенку-прохлопать ритм, пошагать. Можно спросить ученика о том, что он представляет, когда звучит та или иная музыка. Происходит знакомство с понятием «музыкальные жанры» – марш, танец, песня и понятием «ритм музыки».
На первых уроках очень полезно проигрывать ученику разнохарактерные музыкальные произведения. Это раскрывает музыкальные способности ученика, его характер. Для такого прослушивания я часто использую произведения из сборника О. Геталовой «В музыку с радостью. Важно, чтобы ученик сам рассказал о своем впечатлении от услышанного музыкального произведения. Выслушав мнение ученика, можно раскрыть замысел композитора, рассказать о том, какой образ он хотел отобразить в своей музыке.
На следующем занятии очень полезно проверить музыкальную память ученика – исполнить музыкальные произведения, которые звучали на предыдущем занятии, и узнать, вспомнит ли их ребенок. Вспомнить о жанрах произведений. регистрах клавиатуры.
Работа за инструментом
Посадка.
Правильной посадке за инструментом необходимо учить сразу. Ученику необходимо объяснить, что должно быть три точки опоры.
Ноги – это первая точка опоры.
Сиденье стула – это вторая точка опоры. Не следует садиться наполовину стула. Высота сиденья должна регулироваться подставкой. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а продолжали их линию. Сидеть за инструментом следует свободно, удобно. Нельзя допускать напряженности в плечах, спине, а также сутулость посадки. Спину следует держать ровно, наклоняясь вперёд к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, если бы мы измеряли температуру, их следует немного отвести в стороны. Следует объяснить ученику, что при игре его руки должны быть свободными и гибкими. Кончики пальцев – это третья точка опоры. Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши. Каждый палец на руке имеет свое название и номер. Мы с учеником обрисовываем контур каждого пальца, подписываем номер. Чтобы ученик быстрее в этом ориентировался, полезно проводить следующее упражнение: давать команду поднять тот или иной палец. Можно написать нумерацию пальцев вразнобой и предложить ребенку простучать нужными пальцами на столе, имитируя игру на инструменте. Мы используем такие стихи: «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. Вот подружку увидала, вместе с нею поскакала…»
Упражнения за инструментом
Извлечение одного звука 3 с разных исходных положений: руки на коленях, руки за спиной.
«Три этажа». На счёт «раз» – руки свободно лежат на коленях, на счет «два» – взять 3 пальцем любую клавишу, с опорой, на счёт «три» – руки на пюпитре (опора на пальцы ), «четыре» – извлекаем звук 3 пальцем, «пять» – руки на коленях
«Перелёт» третьим пальцем по клавишам «до», «ре» по всей клавиатуре, «как перелетает бабочка с цветка на цветок». При нажатии послушать звук, считая до трех, следить за положением рук и пальцев. Переносить руки с клавиши на клавишу просто и естественно.
Игра в ансамбле
Практически на первых уроках играем с учеником маленькие пьесы в ансамбле. Используем игру нон легато, затем легато из руки в руку. Исполняем колыбельную «Спите куклы». В этот момент я играю аккомпанемент. Так у нас получается ансамбль. Эту же песенку позднее ребенок может сыграть сразу двумя руками. Таким образом, мы знакомимся с обозначениями «f» и «p» – громко и тихо. Ребенок играет на клавишах «ми» – «до» в разных октавах четвёртым и вторым пальцами и поет «Ку-ку», «Ау». Так ребёнок быстрее учит ноты. Спрашивает у нотки «Ты кто?», а она отвечает ему «Я до» и т.д. Таких игр можно придумать множество, это развивает у ученика навык игры в ансамбле, умение слушать себя и партнера.
Изучение клавиатуры, регистры, октавы.
На первых уроках показываю изображение инструмента органа, рассказываю о нём-этом величественном инструменте. Говорю о том, что клавиша переводится, как «клавис»-ключик. Изучаем названия регистров. Обязательно читаю стихи про регистры. «У рояля много клавиш, ты их все звучать заставишь. В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит. В крайних справа-звук высок, будто птичий голосок. В средних клавишах как раз голос тот же, что у нас!»
Подбор по слуху, транспонирование
На этом этапе обучения мы занимаемся подбором и транспонированием легких детских песен: «Белочка», «Андрей – воробей», и т. д. У них очень простые слова, которые легко можно запомнить. Песенки исполняются сначала на одном, затем на двух, трех звуках. Когда песенка хорошо выучена, я прошу ученика подобрать ее от других звуков. При работе я хвалю ученика, когда задание выполнено правильно и осторожно делаю замечания, если есть ошибки, чтобы не обидеть ученика.
Переходить к изучению нотной грамоты, на мой взгляд, следует только тогда, когда ученик достаточно уверенно справляется с подбором и транспонированием. Длительность периода таких занятий зависит от возможностей ученика.
Нотная грамота.
Если ученик не усвоит материал, к нему все равно нужно будет возвращаться. Я объясняю ученику что такое нотоносец или нотный стан. Говорю, что для записи музыкальных звуков на бумаге используют пять линеек. Они называются нотный стан. Считать линейки начинают снизу вверх. Звуки, записанные на бумаге, называются нотами, они обозначаются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Под линейками и над линейками. Название каждой ноты открывает знак – ключ, который всегда ставится в начале нотного стана .Скрипичный ключ, или ключ «Соль» начинается со второй линейки, нота на этой линейке будет называться соль. Басовый ключ, или ключ «Фа» начинается от четвертой линейки, нота на этой линейке будет называться фа. Считаю, что уже практически на первых уроках надо говорить и о басовом ключе, так как мы называем все регистры, распределяем на них животных, птиц. Нужно, чтобы ребёнок знал о басовом ключе и привыкал к нему, чтобы он был для него таким же любимым и понятным, как скрипичный ключ.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си - ехал зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре –ел морковное пюре. Это для удобства запоминания нот вверх и вниз. Детям очень нравятся эти стишки. Они быстро запоминают название нот и в этих направлениях.
В самом начале мы берем альбомный лист и рисуем на нём ноты. Мы играем в игру «Угадай – ка». Я делаю ребятам карточки, рисую на них нотки по одной. Ученики достают карточку, узнают ноту и находят нужную клавишу. Давая такие задания, можно легко определить, усвоен ли материал. Таким же образом знакомимся с нотами, записанными между линейками. Это задание также задается на дом.
Я пишу несколько нот, расположенных на линейках и между линейками. Прошу учеников написать соседнюю ноту, находящуюся выше или ниже, на линейке или между линейками. Если этот материал усвоен, то мы знакомимся с обозначениями черных клавиш, со знаками «диез», «бемоль». Можно нарисовать на листке фортепианную клавиатуру, одну октаву, написать название каждой белой и черной клавиши.
Ритм.
Работу над ритмом я начинаю с легких стихов, считалок. Сочетание коротких и длинных хлопков (звуков) образуют ритм. Ученик должен это услышать и понять. Мы учимся записывать ритм в тетради кружочками. Короткий слог обозначаем закрашенным кружочком, длинный слог – не закрашенным.
Дети приносят книжки со стихами, которые мы читаем в классе.
Можно предложить ученику дома самому сочинить песенку на ритм любимого им стихотворения, используя звуки в пределах одной октавы. Если материал усвоен, то ребенок вполне легко справляется с таким заданием. Сочиненную песенку можно записать и предложить подобрать от других звуков.
Работая над ритмом и изучением нот, мы постепенно приходим к знакомству с длительностями: целыми, половинными, четвертными, восьмыми, шестнадцатыми. Очень важно, чтобы этот материал был хорошо усвоен. Способов объяснения длительностей можно найти множество, есть самый простой: целая – это целое яблоко, а две половинные – это две половинки яблока и т.д. Можно нарисовать схему – деление яблока на мелкие части. Одновременно, знакомясь с длительностями нот, мы изучаем, что такое пауза, и какой они бываю длинны.
Размер, такт, тактовая черта.
Переходим к знакомству с понятиями размер, такт, тактовая черта. Я доступно объясняю ученику: «Ритм стиха или песенки, которые мы записывали, удобнее прохлопать, если разделить эту запись с помощью тактовых черточек на маленькие равные части – такты. Такт начинается с сильной доли, тактовую черту ставим перед слогом, на который падает ударение.
Мы вместе с учеником записываем ритм стиха кружочками, определяем ударные слоги и расставляем тактовые чёрточки. Такое же задание выполняется дома самостоятельно.
Далее мы разговариваем о том, что музыка в записи так же делится на равные части – такты. В каждом такте равное количество долей. В начале музыкальной пьесы выставляются цифры – это музыкальный размер: две четверти, три четверти, четыре четверти и др. Размер показывает, сколько и каких долей в одном такте, и как мы должны считать. Тактовая черта ставится перед первой – сильной долей.
Штрихи.
Игра по нотам представляет для ребенка новые трудности. Я использую сборники с иллюстрациями, где представлены песни со словами, чтобы ученик, играя, мог подпевать себе. Сначала это легкие песни на трех – пяти звуках с простейшим ритмом, затем более сложные с большим количеством звуков и более сложным ритмом.
Правильному разбору произведения необходимо. Я проигрываю произведение, вместе с учеником определяем характер музыки: грустная, веселая, быстрая, медленная. Определяем размер, ключевые знаки, тональность. Говорим о том, какие встречаются длительности, какие штрихи. Ученик называет ноты вслух, хлопает в ладоши ритм песни, считая вслух. После этого приступаем к игре по нотам, считая ритм вслух.
Считаю, что уже с первых уроков нужно учить слышать мелодическую линию, чтобы ученик ощущал движение на протяжении всего произведения тем более, что на коротких песенках ребенку проще это понять.С первых шагов следует добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст группами, по две – три – четыре ноты. Это ускоряет процесс разбора, он становится осмысленным. Необходимо делать правильную фразировку, вовремя брать «дыхание». Внутреннее дыхание исполнителя, на мой взгляд, должно соответствовать дыханию музыки, браться одновременно.
Сначала песенка исполняется третьим пальцем, штрих non legato, каждой рукой отдельно, а позже двумя руками. При игре рука опускается плавно сверху с опорой на кончик пальца. Позже при исполнении произведений в работу можно вводить другие пальцы. Когда ученик достаточно хорошо овладел навыком игры non legato, можно вводить игру legato.
Сущность этого приема заключается в плавном переходе одного звука в другой. Ученикам этот принцип легко объяснить, сравнивая его с движением переступание с ноги на ногу. Я предлагаю начать освоение штриха legato приемом игры «из руки в руку». Опорный звук берётся сверху, всем весом руки, с ощущением «пружинки» в запястье. Второй звук – лёгкий – берётся на снятии руки. При этом пальцы «переступают» с одной клавиши на другую. Колыбельная «Спите куклы».
Освоение штриха staccato удобно начать, при исполнении мотива из двух звуков под лигой с опорой на первый звук, а второй звук исполняется отрывисто. Введение каждого штриха должно быть постепенным, после закрепления предыдущего.
На первых занятиях, с момента прикосновения к клавишам, учу своих учеников слушать до конца звук, ощущать его кончиком пальца. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук.
Итоги
При подведении итогов занятия, преподаватель должен убедиться в том, что ученик понял изученный материал и знает, какую работу он будет выполнять дома. Задание в дневник стараюсь записывать коротко, но понятно. Здесь очень важна помощь родителей, ведь многие ученики, приходя на занятия, ещё не умеют читать и писать. Контроль за выполнение домашнего задания, особенно в начальный период обучения – входит в обязанности родителей.
Очень важно, чтобы педагог знал условия жизни ученика. Я постоянно поддерживаю контакт с родителями, интересуюсь жизнью, увлечениями учеников вне школы. Это очень помогает.
Заключение
В ДШИ и ДМШ перед детьми открывается таинственный и прекрасный мир музыки, волшебный мир звуков. Пусть не все дети будут музыкантами исполнителями, но они точно станут грамотными музыкантами-слушателями. Они смогут разучить любые понравившиеся им музыкальные произведения. Каждый раз, педагог учится вместе со своими учениками, постигает азы музыкального искусства.
Список литературы
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (изд. «Советский композитор» 1992г.);
А. Шмидт — Шкловская « О воспитании пианистических навыков» (изд. «Музыка» 1985г.);
Е.Тимакин «Воспитание пианиста» (М.,1989г.);
Т.Б. Юдовина – Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог» (изд. «Союз художников» 2010 г.).
О. Геталова «В музыку с радостью» 2020 г.