СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лозовская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»










КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

В 11 КЛАССЕ:


«Начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»









Подготовил учитель истории

и обществознания

Семенова Г.М.






2021 г.



Цель урока:

- рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,

- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,

- на примере подвигов участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.


Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.


Оборудование:

карта «СССР в годы Великой Отечественной войны», схема «Сталинградская битва» (приложение 1), слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до рейхстага», выставка книг и вещественных источников (экспонаты школьного музея) по теме.


УУД:

личностные - понять и прочувствовать сопричастность себя и своей семьи к событиям Великой Отечественной войны, готовность к осознанному выбору профессии (военный), стремление узнать больше (непрерывность образования).

предметные - получить системные знания о Сталинградской битве, её роли и значении в истории страны и мира, уметь делать выводы, используя сопоставление различных источников, объяснять причины и следствия исторических событий .

метапредметные - умение ясно и точно самостоятельно определять цели деятельности, её планы, отстаивать свою позицию, привлекая успешные стратегии и знания других предметов или свой опыт, контролировать и корректировать, в случае необходимости, свою деятельность, уметь использовать ИКТ .


Понятийный минимум:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Малый Сатурн», «Кольцо».


Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль - Аламейна.


План:

1. Планы воюющих сторон на весну-лето 1942г.

2. Оборонительные бои за Сталинград.

3. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

4. Героизм народа.

5. Сражение под Эль - Аламейном. Значение Сталинградской битвы.


Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемного задания

3. Поисково-исследовательский этап.

4. Решение проблемного задания.

5. Рефлексивный момент.

6. Задание на дом.


I

-Организационный момент.

-Мы продолжаем с вами изучать историю Великой Отечественной войны.

(Прошу встать тех учеников, у кого родные принимали в ней участие.)



II

Деятельность учителя

Мы живём в сложное время, когда ведётся массированная пропагандистская атака на Россию со стороны Запада.

Деятельность учащихся


Ее героизм принижают, над жертвами насмехаются. Утверждается, что отдавшие жизнь за человечество миллионы на самом деле погибли зря. В обмен на героизм Россия не просила ничего, кроме двух элементарных вещей: признания и уважения. Но так и не получила ни того, ни другого (презентация «План Даллеса».)

- В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

- Вижу, вы удивлены. Почему?


- Значит, какой вопрос возникает?

- Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?



III


1. Тема: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны».

2.- Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?

Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

3. Основные события коренного перелома:

  • Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

  • Курская битва.

А теперь давайте познакомимся с ходом битвы. По ходу просмотра постарайтесь выполнить следующие задания:

а) составьте в тетрадях хронику событий,

б) выпишите фамилии участников событий, командующих, названия операций.

в) определите значение битвы.

(идёт показ презентации «Сталинградская битва», подготовленной учащимися , с комментариями и корректировкой учителя)

-планы воюющих сторон на весну-лето 1942 года;

-17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительные бои.

-приказ № 227 "Ни шагу назад!"

-19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операция "Уран";

-Операция "Малый Сатурн" и её значение. Спорные моменты истории;

-героизм советских людей.

- Эта битва, как вы убедились, существенно отличается от тех сражений, которые вы уже разбирали. Воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Погибло около 40 тысяч человек. Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: «За Волгой для нас земли нет!». Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. В центре города на бетонной стене написаны слова: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть».

Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

«1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком».

(презентация)

- В чём же значение Сталинградской битвы?

- Назовите причины победы советских войск в этой битве.



А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…


IV

- Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?





V

1. Синквейн о Сталинградской битве.


2. Презентация «ответ Даллесу».



VI


Домашнее задание:

§25, стр. 196-197.

Опережающее задание: подготовить сообщение, презентацию о Курской битве.

Желательно посмотреть кинофильмы "Они сражались за Родину" и "Горячий снег".




































Схема окружения немецко-фашистских войск



Схема контрнаступления Советских войск


- Ученики испытывают удивление, возникает проблемная ситуация,

так как существует две разные точки зрения по одной проблеме.





- Кто прав?

«Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне».




- Делают записи в тетрадях.


- Отвечают, используя разные аргументы и отстаивая свою точку зрения.













- Делают записи по ходу просмотра и рассказа.













Выступление учеников

























Работа с разными источниками. комментарии, оценка достоверности, выводы.








- Решают проблемную ситуацию, аргументируя ответы фактами.



- Оценивают, аргументируя ответы фактами.





- Отвечают, закрепляя решение проблемной ситуации, аргументируя ответы фактами.



Сочиняют синквейн. Комментируют презентацию.










































Приложение 1



















Краткая характеристика места и роли данного учебного занятия в изучении истории в старшей школе:


Одна из важных задач учителя истории – формировать интерес школьника к историческому прошлому, воспитание патриотизма и гражданственности. При всей простоте формулировки – это очень трудная задача. В наше время, когда пересматриваются общественные и личностные ценности, когда, к сожалению, очень часто материальное благополучие становится привлекательнее духовного, эта задача становится непростой. Для многих учеников события, происходившие в прошлом страны неактуальны, но их привлекают сюжеты, связанные с ролью личности в истории, с ролью их предков, их семьи – ведь это так связано с миром, где они живут! Действительно, ныне, «предметом истории является человек…». Познать глубоко тот или иной исторический период можно через биографии отдельных личностей ( в том числе и своих родственников) - активных участников событий , то есть через персонификацию. Это один из способов формирования исторического сознания. Самым благодатным материалом является тема Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, в базовом курсе истории нет достаточного времени для разностороннего и полного рассмотрения этого материала. Противоречие между объемом учебного материала и временем, отводимым на изучение темы, раздела – острейшая проблема современной школы. Так, например, Сталинградской битве в учебнике 11 класса выделено ВСЕГО ДВА АБЗАЦА !!! Где же выход? Во – первых, я оптимизирую школьный курс истории за счет обзорного изучения малозначимых, заурядных событий, высвобождая время на то, что дает эмоциональный потенциал, что актуально, на то, где можно развернуть активную познавательную деятельность, в итоге формирую интерес к историческому прошлому. Во – вторых, выход можно найти в деятельности научных обществ учащихся, кружковой деятельности, в факультативах, поисковой работе. Чем меньше остаётся ветеранов - тем больше появляется лжи и обмана. Моя задача , как учителя истории - не допустить этого. Урок о Сталинградской битве, как и любой урок о Великой Отечественной войне должен стать ГЛАВНЫМ в курсе истории 11 класса .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!