СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало правления Ивана Грозного

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Начало правления Ивана Грозного»

Ф.И.О. учителя: Эмирсуюнов Сыдык Саитович

Конспект урока № 4 по истории в 8 классе

Тема урока: «Начало правления Петра I»

Дата проведения: 14.09.21.

Тип урока: усвоение новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 уметь аргументировано  отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Личностные: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Оборудование: Учебник. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1 ./ {Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, Ф.Я.Токарева}; под ред. А.В.Торкунова - М.: Просвещение, 2016.; тетрадь, доска, мел.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.


  1. Актуализация знаний

Учитель:

-Начнем с того, что вспомним как и кем осуществлялось управление страной в конце XVII века?

-Дадим краткую характеристику правлению Софьи.

-Софья во что бы то ни стало стремилась удержать власть в своих руках, и вся её внутренняя и внешняя политика была подчинена этой цели. Однако ситуация оставалась сложной: казна была пуста, стрельцы подолгу не получали жалованье и часто бунтовали, Крымские походы были неудачными.

Что вы можете сказать об Иване?

- Он был болезненным, слаборазвитым и не мог самостоятельно править страной.

-Какими качествами обладал Петр?

-Петр, в отличие от старшего брата, был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.

-Какой вывод можно сделать о ситуации, сложившейся в управлении страной?

-Правила Софья, но не слишком успешно и подрастали два её брата.

Кто, по вашему мнению, имел больше шансов на правление в государстве и почему вы так считаете? (Предполагаемые ответы учащихся).

Учитель: таким образом, попробуйте самостоятельно определить тему, над которой мы будем работать. Учащиеся в диалоге с учителем выводят тему урока: «Начало правления Петра I».

- Определим цели и задачи урока, которые помогут нам раскрыть и обзорно изучить данную тему (в диалоге с детьми выводятся цели и задачи урока).

(В тетради записать тему и план урока).


  1. Открытие нового знания

План

1) Детство Петра (1 группа)

2) Двоецарствие. Царевна Софья (2 группа)

3) Начало царствования Петра (рассказ учителя).

4)Азовские походы (3 группа)

5) Великое посольство (4 группа)

Работа в группах. Класс делится на 4 группы. Каждой группе дается самостоятельно под руководством учителя проработать конкретный этап жизни Петра Великого. Они должны составить ответ по плану, состоящих из пунктов-вопросов.


  1. Детство Петра. (1 группа)

Найдете в учебнике ответы на вопросы:

- Какими чертами характера обладал Петр?

- Какие увлечения первые годы жизни были у Петра?

- Почему обучение Петра закончилось?

- Кто был его учителем?


2. Двоецарствие. Царевна Софья. (2 группа)

- Кому реально принадлежала власть в стране?

- Какими качествами обладала Царевна Софья?

- Каковы были ее устремления?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Спортсмен» 

Цель: развитие согласованности и координации движений. Следуя тексту, дети имитируют движения, которые совершают спортсмены.


3. Начало царствования Петра (рассказ учителя).

В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить. Послушайте:

«Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…»

Работа с классом:

- Определите: автора письма; адресата письма.

Предполагаемый ответ. Автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.


4. Азовские походы (3 группа)

- Какова главная цель азовских походов?

- Почему Петр выбрал именно южное направление, а не северное?

- Какой опыт извлек Петр из азовских походов?

- Какие главные результаты этих походов?

5. Великое посольство. (4 группа)


- Определите цель великого посольства?

- В каких государствах побывал Петр?

- Чему обучался Петр Великий, находясь за границей?

- Итог «Великого посольства»?



  1. Первичное осмысление и закрепление знаний. 

В одной из школ возник спор старшеклассников о том, во имя чего следует хорошо учиться — рад и
знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что они говорили.
Сергей: «Мне лично всё равно, что я получу по математике, истории или любому другому предмету. Мои
оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится
добиваться „четвёрок" и „пятёрок"».
Таня: «При чём здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то
ощущаешь, уважаешь сама себя».
Алексей: «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне
ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и случайными могут быть - мало ли какое
настроение сегодня у учителя!»
Обсудите высказанные мнения, сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения на каждое из них;
определите, кого вы могли бы поддержать в этом споре, и обоснуйте свой выбор.ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что они говорили.

Сергей: «Мне лично всё равно, что я получу по математике, истории или любому

другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно мне не

хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «четвёрок» и «пятёрок».

Таня: «При чём здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки.

Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

Алексей: «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для

себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и

случайными могут быть – мало ли какое настроение сегодня у учителя?»

ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что они говорили.

Сергей: «Мне лично всё равно, что я получу по математике, истории или любому

другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно мне не

хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «четвёрок» и «пятёрок».

Таня: «При чём здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки.

Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

Алексей: «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для

себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и

случайными могут быть – мало ли какое настроение сегодня у учителя?»

Вопрос: А как бы вы ответили на вопрос: во имя чего следует хорошо учиться – ради

знаний или ради хорошей оценки в журнале.

  1. Учитель: А сейчас предлагаю вам поиграть в историческое лото. Я называю дату, термин, личность, географическое понятие, а вы должны определить к какой теме оно относится: Азовские походы, Строительство флота или «Великое посольство». Команда, набравшая больше карточек – победитель.

Понятия: Волонтер, Голландия, Петр Михайлов, 1697-1698 гг., 1695 г., Азов, Крымское ханство, А.С. Шеин, галера, Воронеж, «кумпанство», верфь.


  1. Заполните таблицу «Деятельность Петра Великого».

Дата

Событие

Результат

1695г.

1-й Азовский поход.

Поражение русских.



1695-1696 гг.



Начало строительства флота.



Рост боеспособности страны.



1696г.



2-й Азовский поход.

Завоевание выхода в Азовское море.



1697-1698 гг.




«Великое посольство».

Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, найм иностранных специалистов.

(Один из учащихся делает вывод по пройденному на уроке материалу).


V. Рефлексия

Обобщающая беседа:

- Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю вам оценить собственную деятельность на уроке.

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу?

Продолжите предложения:

- Мне больше всего удалось…….

- Своей работой на уроке я………..

- Я научился….

- Сегодня на уроке я смог….

Выставление оценок.


VI. Домашнее задание:

  1. Прочитать § 3 учебника.

  2. Ответить на вопросы рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».

Задание по выбору:

3. Подготовьте сообщение об А.Д. Меншикове (1 ученик по желанию, задание повышенной сложности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!