Урок. Россия на рубеже веков. Начало правления Петра I. 7 класс
Задачи:
- образовательная – познакомить с детством Петра, охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования, изучить внешнюю политику в начале царствования;
- развивающая – развивать умение индивидуальной работы, умение обрабатывать материал, выделять главное, делать выводы;
- воспитательная – способствовать формированию
Даты: 1682 г. – вступление на престол малолетних Ивана и Петра;
1689 г. – неудачная попытка переворота, осуществленная Софьей;
1682-1725 гг. – правление Петра;
1695-1696 гг. – Азовские походы;
1697-1698 гг. – Великое посольство
Понятия: Регенство, гвардия, верфь
План урока:
- Детство Петра I;
- Двоецарствие;
- Азовские походы;
- Великое посольство
Сегодня мы должны ответить на вопрос: Какие мероприятия символизируют начало «славных дел» Петра?
1) Пётр родился 30 мая 1672 г. в Москве. Он был сыном Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Пётр был жизнерадостным и здоровым мальчиком, всеобщим любимцем. При правлении Фёдора Алексеевича возрастает влияние Милославских, родственников первый жены Алексея Михайловича. Однако Фёдор любил Петра и заботился о его воспитании и образовании. Он говорил его матери: «Негоже расти ему неучем». Петра начали обучать грамоте. Первым учителем и наставником Петра был дьяк Никита Зотов. Н. Зотов научил его читать, писать. Первые книги, которые прочел Пётр были церковные.
2) В 1682 г. умирает царь Фёдор. Следующим царём должен стать Иван Алексеевич. Но он был болезненным и слабоумным. Поэтому Боярская дума и патриарх провозглашают царем Петра. Милославские, во главе с сестрой Ивана и Петра Софьей, не хотели уступать трон и место при дворе. В мае 1682 г. они вместе со стрельцами подняли бунт. Стрельцы ворвались в Кремль и убили близких родственников Петра. Вследствие этого царями были провозглашены Иван и Пётр, а пока они не стали совершеннолетними регентшей была назначена Софья.
Первым человеком в государстве был фаворит царевны Софьи - князь В. В. Голицын. Он являлся главой Посольского приказа, но все дела решались по его совету.
В это время в российском обществе назревает мысль о необходимости преобразования московской старины.
В. В. Голицын - образованный человек, знал несколько европейских языков, имел домашнюю библиотеку. Он как человек, чувствовавший время, считал дальнейшие развитие России - это путь через сближение с западной культурной традицией. Он постоянно говорил боярам о необходимости обучать детей наукам, приглашать для них иностранных учителей.
В. В. Голицын предлагал:
а) провести военную реформу;
б) отменить крепостное право (то есть предлагал сделать всех крепостных крестьян государственными, обложить их податью в пользу науки и т. д.).
Братья сидели вместе на специальном двухместном троне; главным царем все-таки считался Иван.
В то время Петра изредка привозили в Москву для участия в церковных церемониях и приемах иностранных послов. По воспоминаниям иностранцев, во время приемов поведение мальчиков было разное.
Например, старший брат - царь Иван, надвинув шапку на глаза, опустив глаза в землю, ничего не видя, сидел почти неподвижно. Младший царь - Петр - смотрел на всех, лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла на нем, как только обращались к нему с речью.
Фильм о юности Петра. Вопросы:
- Кто стал сподвижником Петра? (Лефорт – Сподвижник Петра I. Родился в Женеве. Свою жизнь посвятил военной службе. В 1675 г. прибыл в Россию и поступил на службу. Был женат на сестре Патрика Гордона. Служил в Малороссии, участвовал в Крымских походах князя В. Голицына (1687, 1689). В начале 1690-х гг. попал в окружение Петра I, где пользовался большим влиянием, однако в дела управления не вмешивался. В петровское время участвовал в Азовских походах, Великом посольстве.)
- Какие потехи были у Петра в Немецкой слободе? (показательные битвы)
«воинские забавы» – главное увлечение Петра.
Первоначально, отмечает учитель, это было обычная игра в войну. Но затем обычные игры в войну стали отличаться от обычных детских игр тем, что Петр мог требовать для своего мальчишечьего войска настоящее оружие. Оно давалось из оружейной палаты поломанное, тупое. В 1683 г. для таких игр, или «потех», были приставлены десять конюхов.
Учитель может представить следующий интересный факт, что во время «потех» царь, например, выбирал себе роль простого барабанщика, а не роль командира.
С годами интерес к военному делу приобрел стойкость, и на смену деревянным саблям, пушкам, мушкетам пришли настоящие. А солдаты «потешные», набранные из царской дворни, составили два батальона - Преображенский и Семеновский, а затем они были преобразованы в полки. Они стали гвардейскими. Гвардия – отборная привилегированная часть войск.
- В каких годах Петр посетил Архангельск? (1693, 1694, 1702)
Он впервые прибыл в Архангельск 28 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми».
Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, знакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей, отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. Верфь – место постройки и ремонта судов.
С конца XVII века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством.
После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов.
18 сентября 1693 года Пётр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду.
Тогда же царь совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.
В августе 1689 г. в Москве прошел слух о том, что царевичу Ивану грозит опасность со стороны «потешного» война царевича Петра. Софья велела собрать стрельцов.
Петр в ночь с 7 на 8 августа получил известие о том, что готовится переворот в пользу Софьи, а его стрельцы хотят убить.
Петр в панике, в одной рубашке, оставив мать и беременную жену, верхом помчался в Троице-Сергиеву Лавру. Царь забыл о своих «потешных», но уже профессиональных полках.
В Лавру стали стекаться его сторонники, бояре, а затем военная сила - служилые иноземцы, стрельцы. Почему? Все устали от неопределенности. Петр был законным царём, а это гарантия стабильности. + совершеннолетний Петр, видя, что постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, стал действовать решительно.
Шакловитый и Медведев были осуждены на смерть. Голицына лишили боярства и отправили в ссылку на север. Софью заточили в Новодевичий монастырь. Правление Софьи закончилось. Царь Иван формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 году.
3) Учитель представляет международное положение России на рубеже ХУП-ХУШ веков.
· В конце XVII в Россия – одна из самых больших стран мира
· Это была страна густых лиственных лесов и тайги, топких болот, полноводных рек, бескрайней тундры на севере и черноземных тучных степей на юге
· Население России – 5,6 млн человек
· Для сравнения – в соседней Польше – 8 млн, во Франции 19 млн человек
· 90% - русские, православные
· Россия была аграрной, сельской
· Большая часть подданных – крестьяне (более 60% из них крепостные)
· Форма правления – самодержавная монархия
Учащиеся видят, работая с картой, что у России отсутствовали выходы к морям Черному и Балтийскому.
Следовательно, завоевание выхода к морям было важнейшей исторической и стратегической задачей России.
Работа с картой:
- показать крепость Азов в устье Дона.
- Почему России был нужен Азов? Решал ли он вопрос о выходе к морю на юге? (не решал)
Что же представлял собой Азов?
- Мощная каменная крепость, которая была окружена рвами и земляными валами. Со стороны моря Азов систематически снабжался всем необходимым силами турецкого флота.
- В 1965 г. была организована первая осада Азова. Она затянулась на три месяца и закончилась неудачей. С моря турки беспрепятственно подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и действовали несогласованно. Было мало артиллерии и конницы. Не хватало опыта осады мощных крепостей.
Петр ясно видел причины поражения: отсутствие единого командования, слабая обученность войск, отсутствие флота.
Для взятия Азова было решено строить флот. Учитель отмечает: в казне денег не было. Петр I принимает решение - он повелел всем дворянам, монастырям и купечеству объединиться в компании и на свои средства строить морские суда.
- Светские землевладельцы должны были построить один корабль с каждых 10 тыс. крепостных дворов. Монастырские «компании» - один корабль с каждых 8 тыс. крепостных дворов. Горожане должны были построить 12 кораблей.
На верфях Воронежа началась работа.
Апрель 1696 г. - начался второй Азовский поход. Во главе Алексей Семенович Шеин.
Учитель показывает по карте: вниз по Дону двинулись два 36-пушечных корабля, 23 галеры и много стругов. Крепость была блокирована и с моря, и с суши. После недолгой осады турки сдались. Россия закрепилась на азовских берегах.
Итоги Азовских походов:
· Выход к южным морям;
· Создание первого русского военного флота
Учащиеся, работая с картой, видят, что присоединение Азова не решало исторически стратегической задачи - превращение России в морскую державу.
Петр I решение внешнеполитических задач сделал главной задачей своего царствования. Следующий шаг — это борьба за выход в Черное море.
4) Учитель останавливается на вопросе «Великое посольство».
Задачи:
? найти союзников для борьбы с Османской империей (основная);
? налаживание личных связей с европейскими дворами;
? ознакомление с западноевропейской культурой, стилем жизни, ремеслами, техническими достижениями.
В 1697 г. в Европу отправилось Великое посольство. Главной целью было найти союзников для предстоящей войны с Турцией. Во главе посольства стояли генерал-адмирал Лефорт, глава посольского приказа Головин и думный дьяк Возницын. В составе делегации был и Пётр I, правда ехал он под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка. Русские волонтеры в ходе поездки изучали военные науки, морское дело. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу.
Учащиеся видят, что маршрут был составлен так, чтобы побывать в разных странах, городах Западной Европы.
Например, в Голландии Петр I и его соратники обучались кораблестроению. Сам Петр получил аттестат плотника. В Англии - обучался специальности корабельного плотника; побывал в театрах, на приемах в Амстердаме и Лондоне, на королевском монетном дворе, в Гринвичской обсерватории, в Оксфордском университете.
Учитель подводит к пониманию того, что посещение Европы обогатило Петра новыми знаниями и впечатлениями. Петр осознал уровень отставания России от стран Европы в хозяйстве, культуре, военной области и, возможно, думал над преобразованиями в России.
Учитель называет исторические данные:
- для русской армии в Европе закупили 10 тыс. ружей; 5 тыс. мушкетов; 3,2 тыс. штыков; корабельные принадлежности.
- на российскую службу наняли много офицеров, инженеров, матросов, боцманов и других специалистов.
Затем учащиеся с помощью учителя осознают, что Великое посольство не достигло главной задачи - создание антитурецкого союза.
- Почему? В Европе назрел конфликт в борьбе за испанское наследство между двумя группировками: Франция и Испания - с одной стороны, Англия, Голландия и Австрийская империя - с другой.
Надо отметить, что политическая ситуация в Европе была крайне напряженной. Испанский король Карл XII был стар, бездетен, он осознавал необходимость сохранения целостности своей страны и поэтому завещал Испанию одному из внуков французского короля Людовика XIV. Но Англию и Голландию это не устраивало, так как они сами проявляли интерес к испанскому трону и даже стремились разделить Испанию.
Следовательно, назревал конфликт за испанское наследство (война началась в 1701 г.).
Учащиеся могут сделать вывод, что англичане и голландцы не проявляли интереса к антитурецкому союзу. А с другой стороны - они были заинтересованы в торговле с Турцией.
В начале 1697 г. Россия заключила с Австрией и Венецией союз против Турции на три года. Антитурецкий союз расширить не удалось, к тому же Австрия находилась тогда в состоянии войны с Турцией, но император Леопольд I сообщил о своем решении выйти из войны и даже стремился заключить мир с турками.
Учитель рассказывает о том, что известие насторожило Петра I и он из Амстердама отправился в Вену. Но даже личная встреча Петра I с Леопольдом I результатов не принесла. И чтобы не остаться в изоляции, России пришлось дать согласие на участие в мирных переговорах с Турцией. Турецкого союза создать не получилось.
Вена – переговоры с императором Леопольдом I. Затем Петр I решил отправиться к своим последним союзникам - в Венецию. Но поездку пришлось отменить. Из России пришли тревожные известия.
В 1698 г. в Москве начался стрелецкий бунт.
Стрельцы были недовольны возвышением «потешных полков», потерей своих привилегий. + 1698 г. «старое» войско распущено. Они вступили в сговор с Софьей и намеревались свергнуть Петра с престола. Пётр сразу отправился в Москву. По пути домой, в Польше, он узнает, что восстание уже подавили. В Польше он встретился с саксонским курфюрстом и королем Речи Посполитой. Беседа шла без свидетелей, но ее итог имел далеко идущий результат. Монархи пришли к выводу, что их общий враг - Швеция.
- А почему Россия была так заинтересована в войне против Швеции?
Учащиеся говорят о том, что Швеция отрезала России выход к Балтийскому морю.
Учитель отмечает: у России появилась еще одна возможность создания антишведской коалиции.
В итоге образовался Северный союз.
В июле 1699 г. было заключено русско-датское соглашение.
В ноябре 1699 г. - русско-саксонское соглашение.
По условиям договоров, войну должны были начать Саксония и Дания. А России вступала в войну после заключения мира с Турцией.
Учитель отмечает, что довольно резко изменился внешнеполитический курс России.
Итак, Какие мероприятия символизируют начало «славных дел» Петра?
? Созданы гвардейские полки по иностранному образцу – Преображенский и Семёновский;
? Создана судостроительная верфь в Архангельске;
? Создание русского военного флота;
? Выход к Азовскому морю;
? Знакомство с жизнью и порядком европейских стран;
? Заключение Северного союза против Швеции.