Тема: Начало Смуты в России. Самозванец на престоле.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о начале Смуты в России, о явлении самозванчества.
Задачи:
Перечислить причины Смуты в России
Указать причинно-следственные связи начало смуты и появление самозванца
Изучить роль личности Григория Отрепьева в период Смуты в России
Образовательные результаты:
Предметные:
Выработка умений давать оценку исторической личности
Способность применять понятийный аппарат исторического знания ( самозванец)
Выработка умения объяснять понятия (самозванец)
Формирование умения выделять главную мысль, идею в тексте
Формирование умения рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины и этапы развития
Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать
Давать оценку деятельности исторической личности
Метапредметные:
Регулятивные:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
Формирование умения определять цели своей деятельности
Формирование умения осуществлять самоконтроль
Познавательные:
Выработка умений работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы)
Способность решать творческие задачи
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе
Владение устной и письменной речью, умение вести диалог, сжато давать ответ
Владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Личностные:
Понимание роли социально-активной личности в истории
Формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории
Выработка умения анализа конкретных исторических ситуаций
Понятия: самозванец, смута.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Понятия: Смута, самозванец.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока:
презентация1
проектор
компьютер
рабочие листы
Литература:
Андреев И.Л. История России : XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосова. – М. : Дрофа, 2016. – с. 84-91. ISNB 978-5-358-15301-1.
Данилов Д.Д. История России. XVI-XVIII века : Учебник для 7-го класса основной школы / Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин – М. : Баласс, 2010. – с.89-98. ISBN 978-5-85939-722-8.
История России 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Куркин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016. – с. 4-12. ISNB 978-5-09-037932-8.
Кисилев А.Ф. История России. XVII-XVIII века. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Кисилев, В.П. Попов. – М. : Дрофа, 2013. – с. 5-22. ISNB 978-5-358-09592-2
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года : Учеб. для вузов/Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. – с. 170-173. ISNB 5-06-005130-7
Ход урока
Методы и методические приемы | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Предполагаемые (прогнозируемые) результаты |
Организационный момент Актуализация Целеполагание Мотивация Работа в тройках Работа с текстом Беседа Обобщение Рефлексия Подведение итогов урока | Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Присаживайтесь. Начнем урок. Докажите, что на рубеже XVI-XVII вв. в России произошел кризис власти. Что произошло в Угличе? Запись темы урока в тетрадь. Учитель озвучивает план урока. Продолжите предложения: я хочу узнать о…изучить… понять почему…. У нас есть некий беглый монах. Как ему стать царем? Допустим, что беглый монах это Григорий Отрепьев. Инструкция: Прокачайте каждый скилл персонажа от 1 до 7 (лимит: 30) красноречие - умение убедительно и красиво говорить дипломатичность - умение договариваться, выходить из трудного положения честность харизматичность - способность привлекать к себе людей и оказывать влияние на них самобытность - оригинальность, непохожесть на других красота скромность справедливость Прочитайте эпизод №1 «Спасшийся царевич Дмитрий Иванович». Подумайте какие качества Григория Отрепьева проявились? Так же (эпизод 2-4). См. приложение 9 1606г. Василий Шуйский обвиняет “Дмитрия” в убийстве настоящего царевича и называет его самозванцем - Лжедмитрием. Вскоре Лжедмитрия убивают. Что нужно было сделать Григорию Отрепьеву, чтобы удержаться на престоле? В результате политических, социальных и экономических причин российский престол ненадолго был занят самозванцем Лжедмитрием I – Григорием Отрепьевым. Выходной билет: Перечислите причины начала Смутного времени Охарактеризуйте Григория Отрепьева Продолжите предложения: На уроке мне было… потому что Что бы я изменил(а) в уроке… Я бы точно оставил(а) в уроке… Мой успех на уроке Выставление оценок. Спасибо всем за работу. До свидания! | Приветствуют учителя Отвечают по руке Записывают тему в тетрадь, и цели на урок. В парах обсуждают план Обсуждают в тройках и распределяют баллы на каждое качество Читают текст, обсуждают в тройках какие качества проявились и насколько они их прокачали Обсуждают в тройках Слушают Пишут на листочке Пишут на листочке | Прервалась династия Рюриковичей из-за смерти царевича Дмитрия. На престол избран Борис Годунов, но многие были не довольны его избранием Найти деньги и армию и т.д. Не быть самобытным, социализироваться Неурожайные годы, голод, недовольство крестьян своим положением и т.д. |
Эпизод №1 Спасшийся царевич Дмитрий Иванович
По Москве упорно поползли слухи, что убиенный в Угличе царевич Дмитрий жив, вот-вот появится и облегчит жизнь народа. И действительно, в 1601 г. в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий.
Эпиход №2. Польша
Каждый поддержавший самозванца спешил использовать ситуацию в своих интересах. Польский король Сигизмунд III мечтал об ослаблении Московского государства и о территориальных приращениях; католическая церковь - о распространении своей власти на восток; польские магнаты (знатные землевладельцы) - об обогащении.
Отрепьев, новоявленный «царевич Дмитрий», быстро разобрался в намерениях своих покровителей и не скупился на обещания. Он посулил королю Сигизмунду Смоленск, папскому посланцу - свободу католической пропаганды в Москве и в перспективе унию (соединение) православной церкви с католической под главенством папы. Самозванец даже тайно принял католичество.
Получив от польских магнатов деньги и набрав небольшое войско, Лжедмитрий в конце 1604 г. вторгся в пределы Русского государство.
Эпизод №3. Вторжение в Россию
Получив от польских магнатов деньги и набрав небольшое войско, Лжедмитрий в конце 1604 г. вторгся в пределы Русского государства. Его силы быстро росли на счет недовольных крестьян, горожан, казаков. Рассылая по всем стране «прелестные грамоты», он обещал облегчить жизнь всем слоям населения. Народ бесхитростно поверил в пришествие «доброго и справедливого» царя. Некоторые города встречали «законного царевича» праздничным перезвоном колоколов.
Эпизод №4. Григорий Отрепьев – царь
Москвичи мало-помалу знакомились с личностью нового царя. Характер и поведение царя Дмитрия производили различное впечатление - перед москвичами, по воззрениям того времени, был человек образованный, но невоспитанный, или воспитанный, да не по московскому складу. Он не умел держать себя сообразно своему царскому сану, не признавал необходимости того этикета, «чина», какой окружал московских царей; любил молодечествовать, не спал после обеда, а вместо этого запросто бродил по Москве. Не умел он держать себя и по православному обычаю, не посещал храмов, любил одеваться по-польски, по-польски же одевал свою стражу, водился с поляками и очень их жаловал; от него пахло ненавистным Москве ла- тинством и Польшей. Но и с польской точки зрения это был невоспитанный человек. Он был необразован, плохо владел польским языком, ещё плоше - латинским, писал «in рerator» вместо «imperator»…
Из «Лекций по русской истории» С.Ф. Платонова
1 https://docs.google.com/presentation/d/1brp9ZeAu8k2YSljR4qM2oMaOA9Qi8c-7cjFCNf5fMfA/edit?usp=sharing