СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало удельного периода. Княжетсва Южной Рус

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории России в 6 классе на тему: "Начало удельного периода. Княжетсва Южной Руси"

Просмотр содержимого документа
«Начало удельного периода. Княжетсва Южной Рус»


Конспект урока истории по теме:

НАЧАЛО УДЕЛЬНОГО ПЕРИОДА. КНЯЖЕСТВА ЮЖНОЙ РУСИ

Дата____________

6 класс

Учитель истории:

Змиевская О.В.

Педагогическая цель:

Определить причины и последствия раздробленности Древнерусского государства, выделить особенности типов государственности в удельный период

Тип урока

Урок изучения нового материала

Пларируемые результаты

Предметные: Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

Ресурсы

Учебник История России 6 класс под ред. И.Л. Андреева , И.Н.Федорова, - М.: Дрофа

Содержание темы

Причины распада Древней Руси. Три типа государственно­сти в удельный период. Южно­русские княже­ства. Отношения с половцами.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1)Оргмомент

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

2)Мотивация

Учитель просит вспомнить название темы, которую закончили изучать, какой период она охватывала.

Сообщает тему урока, предлагает сформу­лировать учебные задачи, обращает внимание на терминологию, хронологию, личностей, основной вопрос урока.

Внимание учащихся на главный вопрос урока.

Называют предыдущую тему, какой период она охватывала

Формулируют учебные задачи

3)Изучение нового материла

1. Причины распада Древней Руси

Учитель, опираясь на схему, объясняет при­чины раздробленности Древнерусского государства

2. По ходу объяснения учитель ставит опережающие во­просы и задания:

1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне?




2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяга в греки»?

3. Дайте определение понятия «натуральное хозяйство».

4. Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?

5. Вспомните причины княжеских усобиц. Почему Владимир Мономах, дважды имея возможность занять киевский престол после смерти отца, не делал этого?

Учитель отмечает, что с годами род княжеский умно­жился и определить старшинство было очень трудно.

Такая ситуация приводила к многочисленным усоби­цам. Так же князья стремились закрепить за собой и сво­ими сыновьями власть в своих землях. Тут сразу же вста­вал вопрос: каким образом определять «свои» земли? Учащимся предлагается вспомнить, как князья «кочева­ли» по землям и городам Древнерусского государства в соответствии с порядком старшинства.


2. Три типа государственности в удельный период.

Работа с учебником с. 92-93, отвечают на в. с. 93


3.Княжества удельной Руси.

Работа с учебником с. 93-94, отвечают на в. с. 95


4. Южная Русь и степь.

Учащимся предлагается вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половец­кими ордами.

Внимание учащихся обращается к карте. Далее учитель отмечает, что в период правления Влади­мира Мономаха Русь сдерживала напор кочевников, но при его детях и внуках в условиях раздробленности госу­дарства набеги половцев, а также их участие в качестве приглашенной военной силы князей в борьбе друг с дру­гом приносили много бедствий населению, особенно приграничной со Степью полосы.

Вопрос: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств близ­кое соседство с половцами? Учитель отмечает, что в ре­зультате население южных земель переселялось на севе­ро-восток. Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие княжества.

Упоминается «Слово о полку Игореве» и иллюстрация с. 96

Слушают учи­теля, ведут за­писи в тетради, отвечают на вопросы




















Комментированное чтение учебника



Комментированное чтение учебника.



Слушают учи­теля, ведут за­писи в тетради, отвечают на вопросы

Работают с картой с. 91

4)Итоговое закрепление

Как вы думаете, раздробленность имела положительное или отрицательное значение для русских земель?

Формулируют ответы, приво­дят примеры

5)Рефлексия

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруд­нения?



Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтере­совало?

-Как вы оцениваете свою работу

Выставление оценок за урок

Отвечают на вопросы

6)ДЗ

§13 читать, отвечать на вопросы

Записыют ДЗ