2)Мотивация | Учитель просит вспомнить название темы, которую закончили изучать, какой период она охватывала. Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи, обращает внимание на терминологию, хронологию, личностей, основной вопрос урока. Внимание учащихся на главный вопрос урока. | Называют предыдущую тему, какой период она охватывала Формулируют учебные задачи |
3)Изучение нового материла | 1. Причины распада Древней Руси Учитель, опираясь на схему, объясняет причины раздробленности Древнерусского государства 2. По ходу объяснения учитель ставит опережающие вопросы и задания: 1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне? 2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяга в греки»? 3. Дайте определение понятия «натуральное хозяйство». 4. Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами? 5. Вспомните причины княжеских усобиц. Почему Владимир Мономах, дважды имея возможность занять киевский престол после смерти отца, не делал этого? Учитель отмечает, что с годами род княжеский умножился и определить старшинство было очень трудно. Такая ситуация приводила к многочисленным усобицам. Так же князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях. Тут сразу же вставал вопрос: каким образом определять «свои» земли? Учащимся предлагается вспомнить, как князья «кочевали» по землям и городам Древнерусского государства в соответствии с порядком старшинства. 2. Три типа государственности в удельный период. Работа с учебником с. 92-93, отвечают на в. с. 93 3.Княжества удельной Руси. Работа с учебником с. 93-94, отвечают на в. с. 95 4. Южная Русь и степь. Учащимся предлагается вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половецкими ордами. Внимание учащихся обращается к карте. Далее учитель отмечает, что в период правления Владимира Мономаха Русь сдерживала напор кочевников, но при его детях и внуках в условиях раздробленности государства набеги половцев, а также их участие в качестве приглашенной военной силы князей в борьбе друг с другом приносили много бедствий населению, особенно приграничной со Степью полосы. Вопрос: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств близкое соседство с половцами? Учитель отмечает, что в результате население южных земель переселялось на северо-восток. Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие княжества. Упоминается «Слово о полку Игореве» и иллюстрация с. 96 | Слушают учителя, ведут записи в тетради, отвечают на вопросы Комментированное чтение учебника Комментированное чтение учебника. Слушают учителя, ведут записи в тетради, отвечают на вопросы Работают с картой с. 91 |