СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало войны на Тихом океане. Перл-Харбор. Война в Северной Африке

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока подходит для обучающихся 10 класса, которые обучаются по синхронно-линейной системе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Начало войны на Тихом океане. Перл-Харбор. Война в Северной Африке»

Урок № 49

Класс 10-а

Тема: Начало войны на Тихом океане. Перл-Харбор. Война в Северной Африке

Цель:

Образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Второй Мировой войны;

Развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить анализировать исторические документы;

Воспитательные: воспитание чувства толерантности к другим народам

Планируемые результаты:

Предметные: довести учащихся к пониманию причин изменения политической системы в Российской империи;

Метапредметные:

регулятивные: продолжить формирование умений работать с историческими документами, делать выводы, сопоставлять информацию, обосновывать свое отношение к ней.

Формировать умение находить, преобразовывать и избирательно использовать информацию в сети Интернет;

коммуникативные: продолжить формировать у обучающихся навыки работы с историческим текстом, умение выделять главное, классифицировать и сравнивать материал;

познавательные: прививать детям уважение к традициям и культуре других народов

Личностные: воспитывать собственное отношение к событиям, учиться формулировать свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

Вводное слово учителя: Война за господство в Тихом океане 1941 – 1945 гг для Японии и Соединённых Штатов Америки стала основной ареной военных действий во  время Второй Мировой войны.
В 1920-30-ее гг в Тихоокеанском регионе нарастали геополитические и экономические противоречия между набирающей силы Японией и ведущими западными державами – США, Великобританией, Францией, Нидерландами, имевшими там свои колонии и военно-морские базы (США контролировали Филиппины, Франция владела Индокитаем, Великобритания – Бирмой и Малайей, Нидерланды – Индонезией). Государства, контролирующие этот регион, имели доступ к огромным природным ресурсам и рынкам сбыта. Япония чувствовала себя обделённой: её товары вытеснялись с азиатских рынков, а международные договоры накладывали серьёзные ограничения на развитие японского флота. В стране росли националистические настроения, открыто провозглашался курс на установление «нового порядка в Восточной Азии» и создания «великой восточноазиатской сферы совместного процветания».
II.    Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам домашнего задания.

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: В 1930-е годы при­тя­за­ния Япо­нии стали при­чи­ной во­ору­жен­но­го кон­флик­та с Ки­та­ем. В 1937 году этот кон­фликт пе­ре­рос в пол­но­цен­ную войну, в ко­то­рой Япо­ния одер­жи­ва­ла по­бе­ду за по­бе­дой, а Китай нес огром­ные по­те­ри. Япон­ские ин­те­ре­сы рас­про­стра­ня­лись прак­ти­че­ски на всю во­сточ­ную и южную Азию и на Ти­хо­оке­ан­ский ре­ги­он, что яв­ля­лось при­чи­ной на­пря­жен­ных от­но­ше­ний с Гол­лан­ди­ей, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и США, имев­ши­ми там соб­ствен­ные ин­те­ре­сы, а также ко­ло­нии. В сен­тяб­ре 1940 года Япо­ния под­пи­са­ла Трой­ствен­ный пакт с Гер­ма­ни­ей и Ита­ли­ей о со­труд­ни­че­стве в деле пе­ре­устрой­ства ми­ро­во­го по­ряд­ка.

IV. Изучение нового материала.

План

1.Нарастание конфликта

2. Перл- Харбор

3.Движение вперед

Учитель: В 1941 году правительство США распространило закон о ленд-лизе на противостоящее Японии китайское правительство Чан Кайши и начало поставки вооружений. Кроме того, были арестованы японские банковские активы и усилены экономические санкции. Тем не менее, почти весь 1941 год шли американо-японские консультации, и даже планировалась встреча Президента США Франклина Рузвельта с японским премьер-министром Коноэ, а позже – со сменившим его генералом Тодзио. Западные страны до последнего недооценивали мощь японской армии, и многие политики просто не верили в возможность войны.

США требовала от Японии соблюдения принципов свободы торговли и предпринимательства, а в ответ на захват южного Вьетнама ввели нефтяное эмбарго против агрессора. 7 декабря 1941 г. японский флот внезапным ударом нанес поражение Тихоокеанскому флоту США в Перл-Харборе. В ответ на нападение президент США Рузвельт объявил войну Японии.

2. Перл- Харбор

Учитель: 6 де­каб­ря 1941 года япон­ские вой­ска ата­ко­ва­ли во­ен­но-мор­скую базу США на Га­вай­ских ост­ро­вах Пёрл-Хар­бор, уни­что­жив ти­хо­оке­ан­ский флот Со­еди­нен­ных Шта­тов. На­па­де­ние было вне­зап­ным. Вслед за этим войну Япо­нии объ­яв­ля­ют го­су­дар­ства ан­ти­гит­ле­ров­ской ко­а­ли­ции. В свою оче­редь войну США объ­яв­ля­ют Гер­ма­ния, Ита­лия, Бол­га­рия и ряд стран фа­шист­ско­го блока.

Учитель: на стр. 141 самостоятельно прочитайте, как проходила операция

3.Движение вперед

Учитель: К 1942 году япон­цам уда­лось уста­но­вить кон­троль над по­дав­ля­ю­щей ча­стью Во­сточ­ной и Юго-Во­сточ­ной Азии, раз­вер­нув на этих тер­ри­то­ри­ях (осо­бен­но в Китае) бес­по­щад­ный тер­рор. Про­дол­жая тер­ри­то­ри­аль­ные за­хва­ты, япон­ские де­сан­ты стали вы­са­жи­вать­ся на ост­ро­вах Оке­а­нии и Фи­лип­пи­нах, угро­жая без­опас­но­сти Ав­стра­лии и Новой Зе­лан­дии, что вы­ну­ди­ло по­след­них всту­пить в войну.

1943 год озна­ме­но­ван бит­вой за Со­ло­мо­но­вы ост­ро­ва, в итоге ко­то­рой по­бе­ду одер­жи­ва­ют Со­еди­нен­ные Штаты.

Ок­ку­пи­ро­ван­ные япон­ца­ми тер­ри­то­рии на­хо­ди­лись под по­сто­ян­ны­ми уда­ра­ми пар­ти­зан­ских от­ря­дов, что не да­ва­ло Токио уве­рен­но­сти в без­опас­но­сти своих тылов. До­ста­точ­но мощ­ное со­про­тив­ле­ние ок­ку­пан­там ока­зы­ва­ли пар­ти­за­ны под ко­ман­до­ва­ни­ем ком­му­ни­ста Мао Цз­э­ду­на.

За­тя­нув­ша­я­ся война ис­то­ща­ла Япо­нию. Она уже не могла успеш­но кон­тро­ли­ро­вать огром­ные за­ня­тые тер­ри­то­рии. Вы­во­зи­мые из ок­ку­пи­ро­ван­ных зе­мель тро­феи и по­лез­ные ис­ко­па­е­мые под­вер­га­лись по­сто­ян­ным бом­бар­ди­ров­кам со­юз­ных войск.

4.Боевые действия в Северной Африке

Учитель: самостоятельно прочитайте одноименный пункт на стр.141

Ученики читают пункт описывают основные события происходившие в Африке

Рассказ учителя: Весной 1940 года начавшаяся с нападения Германии на Польшу Вторая мировая война переходит в новую фазу: Германия проводит успешные военные кампании против стран Западной и Северной, а позднее и Южной Европы, установив контроль над большей частью континента. С лета 1940 года основные события происходят в Средиземноморье.

Величайшие сражения на Востоке, где были сосредоточены основные военные силы Германии, позволили англичанам добиться успехов в Северной Африке. Под командованием генерала Монтгомери им удалось разбить стотысячную немецко-итальянскую группировку «лиса пустыни» Эрвина Роммеля.

В 1943 году англичане и американцы заставили капитулировать Роммеля в Тунисе, освободив тем самым Северную Африку и обезопасив порты.

В июле 1943 года, когда на востоке шла грандиозная Курская битва, приказом короля Италии был арестован Муссолини, а совместный англо-американский десант высадился на острове Сицилия, тем самым открыв Итальянский фронт. Союзники продвигались к Риму и  вскоре вошли в него. Италия капитулировала, но сам Муссолини был освобожден немецким диверсантом Отто Скорцени и доставлен в Германию. Позже на севере Италии было создано государство Республика Сало.

Североафриканская и итальянская военные кампании стали основными военными действиями 1942-1943 гг. на Западе. Успехи Красной Армии на Восточном фронте позволили союзному англо-американскому командованию провести ряд успешных операций и выбить из гитлеровской обоймы главного союзника – Италию. Успехи СССР, Великобритании и США вдохновили на более активную борьбу антифашистские силы в оккупированных государствах. Так, во Франции действовали военные силы под командованием генерала де Голля. В Югославии с гитлеровскими войсками сражались партизаны коммуниста и генерала (а затем маршала) Йосипа Броз Тито.

Ученики составляют конспект по основным событиям:

Июнь 1940 г. – апрель 1941 г. – первый этап боевых действий в Африке, начавшийся с нападения Италии на британские колонии в Восточной Африке: Кению, Судан и Британское Сомали. В рамках этого этапа:
• британцы совместно с силами французского генерала де Голля берут под контроль большую часть французских колоний в Африке;
• британские войска берут контроль над итальянскими колониями в Африке;
• Италия, терпя неудачи, обратилась за помощью к Германии, после чего их объединенные войска совершили успешное наступление в Ливии. После этого активные боевые действия на время прекращаются.

Ноябрь 1942 г. – май 1943 г. – Тунисская кампания:
• крупный англо-американский десант, высадившись в Марокко, достиг Туниса;
• британские войска, начав наступление в Ливии, вынудили итало-немецкие силы отступить в Тунис;
• силы союзников, имея в Тунисе значительное превосходство над итало-германскими войсками, вынудили последних принять решение об эвакуации морем в Италию;
• британцы, захватив контроль над Средиземным морем, отрезали противнику пути к эвакуации и вынудили итало-немецкие войска капитулировать. На этом Германия и Италия потерпели окончательное поражение в Африке.

Италия

Июль – август 1943 г. – после успеха в Африке войска союзников высаживаются на Сицилии. Итальянские войска капитулируют, а немецкие в спешке отступают на Апеннинский полуостров. Из-за неудач итальянской армии и роста народного недовольства король Виктор Эммануил III при поддержке элит отправляет Муссолини в отставку. Его отправляют под арест, а фашистскую партию распускают.

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Учитель: Сегодня мы узнали с вами о событиях, которые разворачивались восточном и африканском театре боевых действий.

Прошу вас сделать общий вывод по события на Тихом океане и в Северной Африке в изучаемый период.
Ученики делают выводы, дискутируют.

Рефлексия

  • сегодня я узнал...

  • я понял, что…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • мне захотелось…

VI. Домашнее задание

ВС.и стр 141-142 читать

VII. Выставление отметок






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!