Урок № 49
Класс 10-а
Тема: Начало войны на Тихом океане. Перл-Харбор. Война в Северной Африке
Цель:
Образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Второй Мировой войны;
Развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить анализировать исторические документы;
Воспитательные: воспитание чувства толерантности к другим народам
Планируемые результаты:
Предметные: довести учащихся к пониманию причин изменения политической системы в Российской империи;
Метапредметные:
регулятивные: продолжить формирование умений работать с историческими документами, делать выводы, сопоставлять информацию, обосновывать свое отношение к ней.
Формировать умение находить, преобразовывать и избирательно использовать информацию в сети Интернет;
коммуникативные: продолжить формировать у обучающихся навыки работы с историческим текстом, умение выделять главное, классифицировать и сравнивать материал;
познавательные: прививать детям уважение к традициям и культуре других народов
Личностные: воспитывать собственное отношение к событиям, учиться формулировать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: проектор, мультимедийная доска, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
Вводное слово учителя: Война за господство в Тихом океане 1941 – 1945 гг для Японии и Соединённых Штатов Америки стала основной ареной военных действий во время Второй Мировой войны.
В 1920-30-ее гг в Тихоокеанском регионе нарастали геополитические и экономические противоречия между набирающей силы Японией и ведущими западными державами – США, Великобританией, Францией, Нидерландами, имевшими там свои колонии и военно-морские базы (США контролировали Филиппины, Франция владела Индокитаем, Великобритания – Бирмой и Малайей, Нидерланды – Индонезией). Государства, контролирующие этот регион, имели доступ к огромным природным ресурсам и рынкам сбыта. Япония чувствовала себя обделённой: её товары вытеснялись с азиатских рынков, а международные договоры накладывали серьёзные ограничения на развитие японского флота. В стране росли националистические настроения, открыто провозглашался курс на установление «нового порядка в Восточной Азии» и создания «великой восточноазиатской сферы совместного процветания».
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по вопросам домашнего задания.
III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: В 1930-е годы притязания Японии стали причиной вооруженного конфликта с Китаем. В 1937 году этот конфликт перерос в полноценную войну, в которой Япония одерживала победу за победой, а Китай нес огромные потери. Японские интересы распространялись практически на всю восточную и южную Азию и на Тихоокеанский регион, что являлось причиной напряженных отношений с Голландией, Великобританией и США, имевшими там собственные интересы, а также колонии. В сентябре 1940 года Япония подписала Тройственный пакт с Германией и Италией о сотрудничестве в деле переустройства мирового порядка.
IV. Изучение нового материала.
План
1.Нарастание конфликта
2. Перл- Харбор
3.Движение вперед
Учитель: В 1941 году правительство США распространило закон о ленд-лизе на противостоящее Японии китайское правительство Чан Кайши и начало поставки вооружений. Кроме того, были арестованы японские банковские активы и усилены экономические санкции. Тем не менее, почти весь 1941 год шли американо-японские консультации, и даже планировалась встреча Президента США Франклина Рузвельта с японским премьер-министром Коноэ, а позже – со сменившим его генералом Тодзио. Западные страны до последнего недооценивали мощь японской армии, и многие политики просто не верили в возможность войны.
США требовала от Японии соблюдения принципов свободы торговли и предпринимательства, а в ответ на захват южного Вьетнама ввели нефтяное эмбарго против агрессора. 7 декабря 1941 г. японский флот внезапным ударом нанес поражение Тихоокеанскому флоту США в Перл-Харборе. В ответ на нападение президент США Рузвельт объявил войну Японии.
2. Перл- Харбор
Учитель: 6 декабря 1941 года японские войска атаковали военно-морскую базу США на Гавайских островах Пёрл-Харбор, уничтожив тихоокеанский флот Соединенных Штатов. Нападение было внезапным. Вслед за этим войну Японии объявляют государства антигитлеровской коалиции. В свою очередь войну США объявляют Германия, Италия, Болгария и ряд стран фашистского блока.
Учитель: на стр. 141 самостоятельно прочитайте, как проходила операция
3.Движение вперед
Учитель: К 1942 году японцам удалось установить контроль над подавляющей частью Восточной и Юго-Восточной Азии, развернув на этих территориях (особенно в Китае) беспощадный террор. Продолжая территориальные захваты, японские десанты стали высаживаться на островах Океании и Филиппинах, угрожая безопасности Австралии и Новой Зеландии, что вынудило последних вступить в войну.
1943 год ознаменован битвой за Соломоновы острова, в итоге которой победу одерживают Соединенные Штаты.
Оккупированные японцами территории находились под постоянными ударами партизанских отрядов, что не давало Токио уверенности в безопасности своих тылов. Достаточно мощное сопротивление оккупантам оказывали партизаны под командованием коммуниста Мао Цзэдуна.
Затянувшаяся война истощала Японию. Она уже не могла успешно контролировать огромные занятые территории. Вывозимые из оккупированных земель трофеи и полезные ископаемые подвергались постоянным бомбардировкам союзных войск.
4.Боевые действия в Северной Африке
Учитель: самостоятельно прочитайте одноименный пункт на стр.141
Ученики читают пункт описывают основные события происходившие в Африке
Рассказ учителя: Весной 1940 года начавшаяся с нападения Германии на Польшу Вторая мировая война переходит в новую фазу: Германия проводит успешные военные кампании против стран Западной и Северной, а позднее и Южной Европы, установив контроль над большей частью континента. С лета 1940 года основные события происходят в Средиземноморье.
Величайшие сражения на Востоке, где были сосредоточены основные военные силы Германии, позволили англичанам добиться успехов в Северной Африке. Под командованием генерала Монтгомери им удалось разбить стотысячную немецко-итальянскую группировку «лиса пустыни» Эрвина Роммеля.
В 1943 году англичане и американцы заставили капитулировать Роммеля в Тунисе, освободив тем самым Северную Африку и обезопасив порты.
В июле 1943 года, когда на востоке шла грандиозная Курская битва, приказом короля Италии был арестован Муссолини, а совместный англо-американский десант высадился на острове Сицилия, тем самым открыв Итальянский фронт. Союзники продвигались к Риму и вскоре вошли в него. Италия капитулировала, но сам Муссолини был освобожден немецким диверсантом Отто Скорцени и доставлен в Германию. Позже на севере Италии было создано государство Республика Сало.
Североафриканская и итальянская военные кампании стали основными военными действиями 1942-1943 гг. на Западе. Успехи Красной Армии на Восточном фронте позволили союзному англо-американскому командованию провести ряд успешных операций и выбить из гитлеровской обоймы главного союзника – Италию. Успехи СССР, Великобритании и США вдохновили на более активную борьбу антифашистские силы в оккупированных государствах. Так, во Франции действовали военные силы под командованием генерала де Голля. В Югославии с гитлеровскими войсками сражались партизаны коммуниста и генерала (а затем маршала) Йосипа Броз Тито.
Ученики составляют конспект по основным событиям:
Июнь 1940 г. – апрель 1941 г. – первый этап боевых действий в Африке, начавшийся с нападения Италии на британские колонии в Восточной Африке: Кению, Судан и Британское Сомали. В рамках этого этапа:
• британцы совместно с силами французского генерала де Голля берут под контроль большую часть французских колоний в Африке;
• британские войска берут контроль над итальянскими колониями в Африке;
• Италия, терпя неудачи, обратилась за помощью к Германии, после чего их объединенные войска совершили успешное наступление в Ливии. После этого активные боевые действия на время прекращаются.
Ноябрь 1942 г. – май 1943 г. – Тунисская кампания:
• крупный англо-американский десант, высадившись в Марокко, достиг Туниса;
• британские войска, начав наступление в Ливии, вынудили итало-немецкие силы отступить в Тунис;
• силы союзников, имея в Тунисе значительное превосходство над итало-германскими войсками, вынудили последних принять решение об эвакуации морем в Италию;
• британцы, захватив контроль над Средиземным морем, отрезали противнику пути к эвакуации и вынудили итало-немецкие войска капитулировать. На этом Германия и Италия потерпели окончательное поражение в Африке.
Италия
Июль – август 1943 г. – после успеха в Африке войска союзников высаживаются на Сицилии. Итальянские войска капитулируют, а немецкие в спешке отступают на Апеннинский полуостров. Из-за неудач итальянской армии и роста народного недовольства король Виктор Эммануил III при поддержке элит отправляет Муссолини в отставку. Его отправляют под арест, а фашистскую партию распускают.
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Учитель: Сегодня мы узнали с вами о событиях, которые разворачивались восточном и африканском театре боевых действий.
Прошу вас сделать общий вывод по события на Тихом океане и в Северной Африке в изучаемый период.
Ученики делают выводы, дискутируют.
Рефлексия
сегодня я узнал...
я понял, что…
я смог…
было интересно узнать, что…
мне захотелось…
VI. Домашнее задание
ВС.и стр 141-142 читать
VII. Выставление отметок