СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НАД ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ " КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК" Л.Н. Толстого ( презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО " КАВКАЗСКОМУ ПЛЕННИКУ" Л.Н. ТОЛСТОГО.

Просмотр содержимого документа
«НАД ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ " КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК" Л.Н. Толстого ( презентация)»

Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н . Толстого «Кавказский пленник»?»

Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н . Толстого «Кавказский пленник»?»

Цели: обобщить и систематизировать полученные учащимися знания, выявить нравственные проблемы рассказа, смысл противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости; формировать навыки лексической работы, пересказа, составления плана, написания сочинения; воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.

Цели:

  • обобщить и систематизировать полученные учащимися знания, выявить нравственные проблемы рассказа, смысл противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости;
  • формировать навыки лексической работы, пересказа, составления плана, написания сочинения;
  • воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.

 О ЧЕМ РАССКАЗ « Кавказский пленник»? С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, - и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» - можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».

О ЧЕМ РАССКАЗ « Кавказский пленник»?

  • С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, - и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» - можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».
Лексическая работа.   Объясните значение слов:  выносливость  доброта  жестокость,  мужество  находчивость  нерешительность  нетерпимость  отзывчивость  сила воли  стойкость  трусость  чуткость  эгоизм.  

Лексическая работа.

  • Объясните значение слов:
  • выносливость
  • доброта
  • жестокость,
  • мужество
  • находчивость
  • нерешительность
  • нетерпимость
  • отзывчивость
  • сила воли
  • стойкость
  • трусость
  • чуткость
  • эгоизм.

 

Пословицы о любви к людям и доброте Кто добро творит, того Бог благословит. Доброму Бог помогает. Торопись делать добро, - не равно не успеешь. Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви! Другу дружи, а недругу не вреди. Чужой бедой сыт не будешь.  

Пословицы о любви к людям и доброте

  • Кто добро творит, того Бог благословит.
  • Доброму Бог помогает.
  • Торопись делать добро, - не равно не успеешь.
  • Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви!
  • Другу дружи, а недругу не вреди.
  • Чужой бедой сыт не будешь.

 

А вот что говорили о доброте известные люди:   А вот что говорили о доброте известные люди: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой) «Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго) «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон) - Каков общий смысл данных высказываний и пословиц? (Доброта – величайшее достоинство человека).

А вот что говорили о доброте известные люди:

  • А вот что говорили о доброте известные люди:
  • «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой)
  • «Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго)
  • «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон)
  • - Каков общий смысл данных высказываний и пословиц? (Доброта – величайшее достоинство человека).
- Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским? («Красным татарином» и стариком движет ненависть и вражда к людям иной национальности и веры. Они считают, что только священная война – газават – поможет восстановить справедливость). - Правы ли старик и «красный татарин»?
  • - Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским? («Красным татарином» и стариком движет ненависть и вражда к людям иной национальности и веры. Они считают, что только священная война – газават – поможет восстановить справедливость).
  • - Правы ли старик и «красный татарин»?
Назовите пословицы о войне и мире.   Худой мир лучше доброй брани. Войной да огнём не шутят. Вражда не делает добра. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Кому мир недорог, тот нам и ворог. Мир – дело великое.

Назовите пословицы о войне и мире.

  • Худой мир лучше доброй брани.
  • Войной да огнём не шутят.
  • Вражда не делает добра.
  • Дружно за мир стоять – войне не бывать.
  • Кому мир недорог, тот нам и ворог.
  • Мир – дело великое.
 Что значит война? В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне. Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в рассказе «Кавказский пленник».  

Что значит война?

  • В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне.
  • Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в рассказе «Кавказский пленник».
  •  
Составление плана сочинения Составление плана сочинения. I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого? Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера? Какие качества проявились в Костылине? Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским? III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?  

Составление плана сочинения

  • Составление плана сочинения.
  • I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
  • II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?
  • Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
  • Какие качества проявились в Костылине?
  • Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?
  • III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?