СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Надо делать чудеса своими руками"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"

Просмотр содержимого документа
«"Надо делать чудеса своими руками"»

_________ ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС ДАТА____________

ТЕМА: "НАДО ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ". ПО ПОВЕСТИ – ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, портрет А. Грина, подготовленные фрагменты текста, иллюстрации для обложки книги «Алые паруса», бланки для работы.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в группах

Цель урока: показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», победу романтической мечты над реальностью жизни.

Задачи урока

Образовательные:

1. Обучать элементам анализа текста художественного произведения.

2. Обучать умению работать с ключевыми эпизодами.

3. Обучать умению выделять идею произведения.

Развивающие:

1. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся.

2. Совершенствовать навык выразительного чтения художественного текста.

3. Развивать живой интерес к чтению художественной литературы.

Воспитательные:

1. Развивать культуру устной и письменной речи.

2. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.

3. Содействовать воспитанию чистоты чувств и отношений.

Планируемые результаты

Предметные:
1. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений.
2. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений.

3. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:
1. Уметь выбирать смысловые единицы текста.  
2. Выделять и формулировать познавательную цель.
3. Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы.

Регулятивные:
1. Организовывать свое рабочее место.
2. Оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные:
1. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого (адекватное межличностное восприятие).
2. Проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:
1. Формировать собственное отношение к феерии А. Грина «Алые паруса» и её героям.
2. Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы.





Эпиграф урока на доске: 

«Человек в порыве к счастью способен

своими руками творить чудеса». 

К. Паустовский

Ход урока

I. Организационный этап.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся.

II. Постановка целей и задач

Аудиозапись песни Ассоль «Алые паруса».

Давайте определим тему и цель урока ответив на вопросы:

Верите ли вы в чудеса, в исполнение мечты?

Есть ли у вас мечта?

Что нужно сделать, чтобы мечта сбылась?

Что для этого сделали герои произведения А. Грина?

Записываем тему урока.

Наша цель - увидеть, как мечта воплощается в реальность

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания (литературный диктант)

- Вы уже знакомы с содержанием феерии «Алые паруса». Ответьте на следующие вопросы.

1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)

2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)

3. Как звали мать Ассоль. (Мери)

4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)

6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напугало Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)

7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)

8. Какое насекомое задержалось в книге, которую читала Ассоль, на слове «смотри»?

9. Какой музыкальный инструмент звучал на корабле, прибывшем за Ассоль?

10. «…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.» Чьи это слова?

Взаимопроверка.

Термин «ФЕЕРИЯ» - использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста. (Записываем в тетрадь)



IV. Работа по теме урока.

  1. Работа в группах с текстом. «Узнай эпизод».

Группы получают фрагменты текста, зачитывают его выразительно, когда в нем есть ответ на вопрос, поставленный учителем, отвечают на дополнительные вопросы

  1. Как поступил Лонгрен с Меннерсом?

— Лонгрен! — взывал Меннерс, — ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси! Но Лонгрен не сказал ему ни одного слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло лодку так далеко, что еле долетали слова-крики Меннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. «Лонгрен, — донеслось к нему глухо, как с крыши — сидящему внутри дома, — спаси!» Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул: — Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь! Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой.

Вопросы: О чем должен был думать Меннерс? Как отразился поступок Лонгрена на их дальнейшей жизни с Ассоль?

  1. Каким было предсказание Эгля?

…Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Вопросы: Кем является Эгль на самом деле? Что Эгль говорит о жителях Каперны?

  1. Какой эпизод доказывает умение чувствовать маленьким Артуром Греем чужую боль?

Грэй родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания. Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль провидения, намечался в Грэе еще тогда, когда, приставив к стеке стул, чтобы достать картину, изображавшую распятие, он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, т. е. попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра. В таком виде он находил картину более сносной. Увлеченный своеобразным занятием, он начал уже замазывать и ноги распятого, но был застигнут отцом. Старик снял мальчика со стула за уши и спросил: — Зачем ты испортил картину? — Я не испортил. — Это работа знаменитого художника. — Мне все равно, — сказал Грэй. — Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, Я этого не хочу.

Вопросы: Был ли наказан Артур за этот поступок? Приведите еще пример. Как сложились отношения Артура и служанки Бетси?

  1. При каких обстоятельствах Грей впервые увидел Ассоль?

Капитан выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку. Он тихо отвел рукой ветку и остановился с чувством опасной находки. Не далее как в пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвернутых руках утомившаяся Ассоль… Разумеется, он не знал ни ее, ни ее имени, ни, тем более, почему она уснула на берегу, но был этим очень доволен… Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. Все спало на девушке: спали темные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости ее тела, казалось, задремала в силу сочувствия.

Вопросы: Что оставил Грей на память о себе?

  1. Как Грей узнал о предсказании для Ассоль?

— Это, должно быть, «Корабельная Ассоль», больше быть некому. Она полоумная. — В самом деле? — равнодушно сказал Грэй, отпивая крупный глоток. — Как же это случилось? — Когда так, извольте послушать. — И Хин рассказал Грэю о том, как лет семь назад девочка говорила на берегу моря с собирателем песен. Разумеется, эта история с тех пор, как нищий утвердил ее бытие в том же трактире, приняла очертания грубой и плоской сплетни, но сущность оставалась нетронутой. — С тех пор так ее и зовут, — сказал Меннерс, — зовут ее «Ассоль Корабельная».

Вопрсы: Кто рассказал Грею о предсказании? Что случилось через мгновение после этого?

  1. Как Грей выбирает ткань для паруса?

Грэй побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов, предназначенные удовлетворить незатейливое тщеславие; в третьей он нашел образцы сложных эффектов. Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грэй был серьезен… Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов… Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен. Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения. Грэй так задумался, что позабыл о хозяине, ожидавшем за его спиной с напряжением охотничьей собаки, сделавшей стойку. Устав ждать, торговец напомнил о себе треском оторванного куска материи. — Довольно образцов, — сказал Грэй, вставая, — этот шелк я беру. — Весь кусок? — почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй молча смотрел ему в лоб, отчего хозяин лавки сделался немного развязнее. — В таком случае, сколько метров?

Вопросы: Сколько метров шелка заказал Грей? О чем, кроме закупки шелка для паруса, еще пришлось позаботится Грею?

  1. Как исполнилось предсказание?

… случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения… Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события… Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чем был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль… все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю. От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль; смертельно боясь всего — ошибки, недоразумений, таинственной и вредной помехи — она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: — Я здесь, я здесь! Это я! Тогда Циммер взмахнул смычком — и та же мелодия грянула по нервам толпы, но на этот раз полным, торжествующим хором. От волнения, движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль или лодка — все двигалось, кружилось и опадало. Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся, ее руки ухватились за его пояс. Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала: — Совершенно такой. — И ты тоже, дитя мое! — вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грэй. — Вот, я пришел. Узнала ли ты меня? Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком.

Вопросы: Как отреагировали жители Каперны на это событие? Является ли сбывшееся предсказание чем-то нереальным , фантастическим?



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Это лёгкая забава −
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно − 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

Для зрения: посмотрим в окно, не показались ли там алые паруса.



  1. Игра. Работа пиар-агентств

Мы хорошо поработали, много узнали о героях, полюбили их.

Попробуем проявить себя в модной профессии пиар-менеджера.

PR (пиар) – связи с общественностью.

Группы получают задание сделать рекламу книги (выбрать обложку из подготовленных рисунков и придумать слоган для презентации книги)

Выступление пиар-агентств.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

V. Домашнее задание.

Написать в тетради развёрнутый ответ на вопрос: «Что нужно для исполнения мечты?»

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

Работа с эпиграфом

- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их.

Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.

К. Паустовский.

- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)

- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. Пусть Каперна, Грей, Ассоль, корабль с алыми парусами −всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди − романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать. На ваших партах лежат кораблики с алыми парусами. Напишите на них свою мечту. И, я думаю, она обязательно сбудется.

Звучит песня «Алые паруса». Дети делают записи на корабликах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!