СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
внеурочная деятельность для 5 классса по математике
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов| окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Раздел | Коли чество часов | Содержание | Формы организации образовательного процесса | Виды |
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие | Лекционно-семинарская, лекции и практические занятия сочетание групповой и индивидуальной форм работы. работа в малых группах; Самостоятельная работа, уроки исследования, ролевые игры, обсуждение задания доклады учеников; составление рефератов. Практикум, Соревнование. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
2 | Пространство и размерность | 1 | Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
4 | Конструирование из Т | 1 | Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т | Устные ответы на вопросы, конструирование | |
5 | Куб и его свойства | 2 | Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развёртка куба | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
7 | Треугольник | 3 | Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач
| |
8 | Правильные многогранники | 1 | Понятие о правильных многогранниках. Куб, тетраэдр. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
9 | Геометрические головоломки | 2 | Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
10 | Измерение длины | 2 | Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
11 | Измерение площади и объема | 2 | Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | Объем прямоугольного параллелепипеда | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
13 | Окружность | 2 | Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
14 | Геометрический тренинг | 1 | Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
15 | Топологические опыты | 2 | Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
16 | Задачи со спичками | 2 | Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
17 | Зашифрованная переписка | 1 | Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
18 | Задачи, головоломки, игры | 5 | Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников | Устные ответы на вопросы, решение практических задач | |
| Итого: | 35 |
|
|
|
Тематическое планирование
№ | Раздел | Коли чество часов |
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 |
2 | Пространство и размерность | 1 |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 2 |
4 | Конструирование из Т | 1 |
5 | Куб и его свойства | 2 |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 |
7 | Треугольник | 3 |
8 | Правильные многогранники | 1 |
9 | Геометрические головоломки | 2 |
10 | Измерение длины | 2 |
11 | Измерение площади и объема | 2 |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 3 |
13 | Окружность | 2 |
14 | Геометрический тренинг | 1 |
15 | Топологические опыты | 2 |
16 | Задачи со спичками | 2 |
17 | Зашифрованная переписка | 1 |
18 | Задачи, головоломки, игры | 5 |
| Итого: | 35 |
Приложения к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование
курсу «Наглядная геометрия» в 5в классе (2019-2020 учебный год)
№ урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт |
| |||
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | 02.09 |
|
|
2 | Пространство и размерность | 1 | 09.09 |
|
|
3-4 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | 16.09 23.09 |
|
|
5 | Конструирование из Т | 1 | 30.09 |
|
|
6-7 | Куб и его свойства | 2 | 07.10 14.10 |
|
|
8-9 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | 21.10 28.10 |
|
|
10-12 | Треугольник | 3 | 11.11 18.11 25.11 |
|
|
13 | Правильные многогранники | 1 | 02.12 |
|
|
14-15 | Геометрические головоломки | 2 | 09.12 16.12 |
|
|
16-17 | Измерение длины | 2 | 23.12 30.12 |
|
|
18-19 | Измерение площади и объема | 2 | 20.01 27.01 |
|
|
20-22 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | 03.02 10.02 17.02 |
|
|
23-24 | Окружность | 2 | 24.02 03.03 |
|
|
25 | Геометрический тренинг | 1 | 10.03 |
|
|
26-27 | Топологические опыты | 2 | 17.03 24.03 |
|
|
28 | Задачи со спичками | 1 | 07.04 |
|
|
29 | Зашифрованная переписка | 1 | 14.04 |
|
|
30-35 | Задачи, головоломки, игры | 5 | 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05 |
|
|
| Итого: | 35 часов |
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Курс: Наглядная геометрия
Класс: 5 в
Учитель: Теплых Наталья Николаевна
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |||
по плану | дано | ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
Старое
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 46» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено» Руководитель МО(кафедры) _____ /______________ ФИО Протокол №____ от «___» ______ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 46 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей № 46 » _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Наглядная геометрия»
5г класс
Теплых Наталья Николаевна, высшая категория
2017 – 2018 учебный год
Уфа
Пояснительная записка
Изучение наглядной геометрии в 5 классе осуществляется за счет часов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа курса «Наглядная геометрия составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
3. Основная образовательная программа «МАОУ Лицей №46» ГО г. Уфа РБ;
4. Положение о рабочей программе «МАОУ Лицей №46» ГО г. Уфа РБ;
5. Учебно – методический комплект:
- Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009;
- Математика: Наглядная геометрия 5 – 6 класс, учебник И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М: Дрофа,2015.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования и конструирования.
Тематическое планирование рассчитано на 35 часа. На изучение предмета отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов| окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Коли чество часов | Виды учебной деятельности, вид контроля |
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
2 | Пространство и размерность | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 1 Практическая работа № 1 |
4 | Конструирование из Т | 1 | Устные ответы на вопросы, конструирование |
5 | Куб и его свойства | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
7 | Треугольник | 3 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 2, Практическая работа № 2 |
8 | Правильные многогранники | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
9 | Геометрические головоломки | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
10 | Измерение длины | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
11 | Измерение площади и объема | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Практическая работа № 3 |
13 | Окружность | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 3 |
14 | Геометрический тренинг | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
15 | Топологические опыты | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
16 | Задачи со спичками | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
17 | Зашифрованная переписка | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
18 | Задачи, головоломки, игры | 5 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
| Итого: | 35 |
|
Календарно – тематическое планирование
по математике 5 г класс (2017-2018 учебный год)
№ урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт |
| |||
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | 02.09 |
|
|
2 | Пространство и размерность | 1 | 09.09 |
|
|
3-4 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | 16.09 23.09 |
|
|
5 | Конструирование из Т | 1 | 30.09 |
|
|
6-7 | Куб и его свойства | 2 | 07.10 14.10 |
|
|
8-9 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | 21.10 28.10 |
|
|
10-12 | Треугольник | 3 | 11.11 18.11 25.11 |
|
|
13 | Правильные многогранники | 1 | 02.12 |
|
|
14-15 | Геометрические головоломки | 2 | 09.12 16.12 |
|
|
16-17 | Измерение длины | 2 | 23.12 30.12 |
|
|
18-19 | Измерение площади и объема | 2 | 20.01 27.01 |
|
|
20-22 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | 03.02 10.02 17.02 |
|
|
23-24 | Окружность | 2 | 24.02 03.03 |
|
|
25 | Геометрический тренинг | 1 | 10.03 |
|
|
26-27 | Топологические опыты | 2 | 17.03 24.03 |
|
|
28 | Задачи со спичками | 1 | 07.04 |
|
|
29 | Зашифрованная переписка | 1 | 14.04 |
|
|
30-35 | Задачи, головоломки, игры | 5 | 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05 |
|
|
| Итого: | 35 часов |
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Курс: Наглядная геометрия
Класс: 5 г
Учитель: Теплых Наталья Николаевна
2017-2018 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |||
по плану | дано | ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
Приложение
Контрольно – измерительные материалы
по курсу «Наглядная геометрия» 5 г класс
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
«Пересекающиеся прямые»
(выполняется на нелинованной бумаге)
Проведите прямую а, отметьте на ней точку В. Отметьте точку С, не принадлежащую этой прямой. Выполните следующие задания:
1. Проведите через точку С прямую, перпендикулярную а.
2. Проведите через точку В прямую b, пересекающую прямую а под углом в 30.
3. Обозначьте величины трех других углов, образованных при пересечении прямых а и b.
Практическая работа № 2
«Треугольник»
1. Измерьте стороны треугольника АВС и найдите его периметр:
АВ =__________ ВС =__________; АС =___________;
РАВС = _____________.
2. Измерьте углы треугольника:
А = __________; В =_________; С =___________.
Сделайте проверку, вычислив их сумму: А + В + С = __________.
3. Определите вид треугольника АВС (в зависимости от сторон и углов):
АВС - __________________________________________.
Практическая работа № 3
«Площадь фигуры»
1. Вычислите площадь закрашенной части фигуры(сторона квадрата 2 см):
11 см
5 см
2. Найдите площадь прямоугольного треугольника:
3 см
9 см
3. Вычисли площадь произвольного треугольника, сделав необходимые измерения.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа № 1
«Смежные и вертикальные углы»
Цель: ввести определение смежных и вертикальных углов, изучить их свойства и показать применение этих свойств (работа проводится на уроке изучения нового материала).
1. Постройте АОВ = 40, продолжите стороны угла за точку О (лучи ОМ и ОН), измерьте МОН.
- МОН = АОВ = 40 - вертикальные углы;
-
N
есть ли еще на чертеже вертикальные углы?- проверьте: равны ли они.
2. Рассмотрите BON и NOM, опишите их.
И
В
M
змерьте каждый угол, найдите их сумму.В
O
сегда ли она равна 180. Почему?- BON + NOM = 180 - смежные углы.
3. А были ли смежные углы на рисунке в задании № 1? Назовите их.
4. Постройте две пересекающиеся прямые (АВ∩CD = О). Назовите вертикальные и смежные углы.
5. Постройте тупой угол. Как при помощи линейки построить угол, ему равный?
6. Постройте МОК = 30. Как при помощи линейки построить угол равный 150?
7. Как, используя развернутый угол, построить угол, равный 45, 135?
Лабораторная работа № 2
«Треугольник»
Цель: научить учащихся изображать и различать на чертеже прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники, сформировать понятия «равнобедренный треугольник» и «равносторонний треугольник», сформулировать их свойства. Вывести неравенство треугольника и научить его использовать.
1. Постройте АВС, в котором угол А равен 90, MNK с углом М, равным 100, PQT, у которого все углы острые. Измерьте каждый угол в треугольниках и найдите сумму углов каждого треугольника.
- сумма углов треугольника равна 180;
- если один из углов тупой – треугольник тупоугольный;
- если один из углов прямой – треугольник прямоугольный;
- если все углы острые – треугольник остроугольный.
2. Постройте треугольник, у которого две стороны равны. Ввести понятие равнобедренный треугольник. Постройте равнобедренный прямоугольный треугольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник. Сделайте вывод об углах при основании.
3. Постройте треугольник, у которого все три угла равны (почему по 60?). Сделать вывод о равенстве сторон этого треугольника, ввести понятие «равносторонний треугольник».
4. Постройте АВС, измерьте его стороны. Сравните длину одной его стороны с суммой длин двух других. Сделайте вывод, обоснуйте его. Рассмотрите случай a = b + c.
5. Попробуйте построить треугольник, у которого два тупых угла. Сделайте вывод, обоснуйте его.
6. Попробуйте построить треугольник, у которого два прямых угла. Сделайте вывод, обоснуйте его.
Лабораторная работа № 3
«Окружность»
Цель: ввести понятие окружности, ее частей, понятие круга. Научить учащихся строить квадрат, правильный треугольник и шестиугольник, вписанные в окружность. Формирование навыков обобщения, систематизации, умения делать выводы, заключения.
1. Отметьте точку О и точку А, удаленную от О на 3 см. Проведите отрезок ОА. Отметьте точки В, С, D и Е, удаленные от О на расстояние, равное длине отрезка ОА. Ввести понятие окружности, радиуса, центра окружности, дуги окружности.
2. Постройте отрезки ОК, ОМ, ОN, длина которых меньше ОА. Сравните их длины с радиусом окружности. Ввести понятие круга. Отметьте точки T, P, L, удаленные от О на расстояние большее ОА. Сравните длины отрезков OT, OP, OL с радиусом окружности.
3. Соедините отрезком точки С и Е. Ввести понятие хорды, диаметра окружности. Установите зависимость между радиусом и диаметром окружности.
4. Попробуйте построить окружность «от руки».
5. Постройте с помощью транспортира квадрат, правильный треугольник, правильный шестиугольник, вписанные в окружность. Сделайте вывод о способе построения этих фигур с помощью циркуля и линейки.
ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Старинные единицы измерения длины (площади, объема) у разных народов.
2. Единицы измерения приборов.
3. Сборник пословиц (поговорок, загадок) об измерении длины, площади, объема.
4. История и легенды о создании головоломок.
5. Пифагор.
6. Мебиус.
7. Евклид.
8. Архимед.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 46» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено» Руководитель МО(кафедры) _____ /______________ ФИО Протокол №____ от «___» ______ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 46 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей № 46 » _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Наглядная геометрия»
5в класс
Теплых Наталья Николаевна, высшая категория
2017 – 2018 учебный год
Уфа
Пояснительная записка
Изучение наглядной геометрии в 5 классе осуществляется за счет часов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа курса «Наглядная геометрия составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
3. Основная образовательная программа «МАОУ Лицей №46» ГО г. Уфа РБ;
4. Положение о рабочей программе «МАОУ Лицей №46» ГО г. Уфа РБ;
5. Учебно – методический комплект:
- Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009;
- Математика: Наглядная геометрия 5 – 6 класс, учебник И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М: Дрофа,2015.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования и конструирования.
Тематическое планирование рассчитано на 35 часа. На изучение предмета отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов| окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Коли чество часов | Виды учебной деятельности, вид контроля |
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
2 | Пространство и размерность | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 1 Практическая работа № 1 |
4 | Конструирование из Т | 1 | Устные ответы на вопросы, конструирование |
5 | Куб и его свойства | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
7 | Треугольник | 3 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 2, Практическая работа № 2 |
8 | Правильные многогранники | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
9 | Геометрические головоломки | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
10 | Измерение длины | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
11 | Измерение площади и объема | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Практическая работа № 3 |
13 | Окружность | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 3 |
14 | Геометрический тренинг | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
15 | Топологические опыты | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
16 | Задачи со спичками | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
17 | Зашифрованная переписка | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
18 | Задачи, головоломки, игры | 5 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
| Итого: | 35 |
|
Календарно – тематическое планирование
по математике 5в класс (2017-2018 учебный год)
№ урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт |
| |||
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | 02.09 |
|
|
2 | Пространство и размерность | 1 | 09.09 |
|
|
3-4 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | 16.09 23.09 |
|
|
5 | Конструирование из Т | 1 | 30.09 |
|
|
6-7 | Куб и его свойства | 2 | 07.10 14.10 |
|
|
8-9 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | 21.10 28.10 |
|
|
10-12 | Треугольник | 3 | 11.11 18.11 25.11 |
|
|
13 | Правильные многогранники | 1 | 02.12 |
|
|
14-15 | Геометрические головоломки | 2 | 09.12 16.12 |
|
|
16-17 | Измерение длины | 2 | 23.12 30.12 |
|
|
18-19 | Измерение площади и объема | 2 | 20.01 27.01 |
|
|
20-22 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | 03.02 10.02 17.02 |
|
|
23-24 | Окружность | 2 | 24.02 03.03 |
|
|
25 | Геометрический тренинг | 1 | 10.03 |
|
|
26-27 | Топологические опыты | 2 | 17.03 24.03 |
|
|
28 | Задачи со спичками | 1 | 07.04 |
|
|
29 | Зашифрованная переписка | 1 | 14.04 |
|
|
30-35 | Задачи, головоломки, игры | 5 | 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05 |
|
|
| Итого: | 35 часов |
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Курс: Наглядная геометрия
Класс: 5 в
Учитель: Теплых Наталья Николаевна
2017-2018 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |||
по плану | дано | ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
Приложение
Контрольно – измерительные материалы
по курсу «Наглядная геометрия» 5 в класс
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
«Пересекающиеся прямые»
(выполняется на нелинованной бумаге)
Проведите прямую а, отметьте на ней точку В. Отметьте точку С, не принадлежащую этой прямой. Выполните следующие задания:
1. Проведите через точку С прямую, перпендикулярную а.
2. Проведите через точку В прямую b, пересекающую прямую а под углом в 30.
3. Обозначьте величины трех других углов, образованных при пересечении прямых а и b.
Практическая работа № 2
«Треугольник»
1. Измерьте стороны треугольника АВС и найдите его периметр:
АВ =__________ ВС =__________; АС =___________;
РАВС = _____________.
2. Измерьте углы треугольника:
А = __________; В =_________; С =___________.
Сделайте проверку, вычислив их сумму: А + В + С = __________.
3. Определите вид треугольника АВС (в зависимости от сторон и углов):
АВС - __________________________________________.
Практическая работа № 3
«Площадь фигуры»
1. Вычислите площадь закрашенной части фигуры(сторона квадрата 2 см):
11 см
5 см
2. Найдите площадь прямоугольного треугольника:
3 см
9 см
3. Вычисли площадь произвольного треугольника, сделав необходимые измерения.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа № 1
«Смежные и вертикальные углы»
Цель: ввести определение смежных и вертикальных углов, изучить их свойства и показать применение этих свойств (работа проводится на уроке изучения нового материала).
1. Постройте АОВ = 40, продолжите стороны угла за точку О (лучи ОМ и ОН), измерьте МОН.
- МОН = АОВ = 40 - вертикальные углы;
-
N
есть ли еще на чертеже вертикальные углы?- проверьте: равны ли они.
2. Рассмотрите BON и NOM, опишите их.
И
В
M
змерьте каждый угол, найдите их сумму.В
O
сегда ли она равна 180. Почему?- BON + NOM = 180 - смежные углы.
3. А были ли смежные углы на рисунке в задании № 1? Назовите их.
4. Постройте две пересекающиеся прямые (АВ∩CD = О). Назовите вертикальные и смежные углы.
5. Постройте тупой угол. Как при помощи линейки построить угол, ему равный?
6. Постройте МОК = 30. Как при помощи линейки построить угол равный 150?
7. Как, используя развернутый угол, построить угол, равный 45, 135?
Лабораторная работа № 2
«Треугольник»
Цель: научить учащихся изображать и различать на чертеже прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники, сформировать понятия «равнобедренный треугольник» и «равносторонний треугольник», сформулировать их свойства. Вывести неравенство треугольника и научить его использовать.
1. Постройте АВС, в котором угол А равен 90, MNK с углом М, равным 100, PQT, у которого все углы острые. Измерьте каждый угол в треугольниках и найдите сумму углов каждого треугольника.
- сумма углов треугольника равна 180;
- если один из углов тупой – треугольник тупоугольный;
- если один из углов прямой – треугольник прямоугольный;
- если все углы острые – треугольник остроугольный.
2. Постройте треугольник, у которого две стороны равны. Ввести понятие равнобедренный треугольник. Постройте равнобедренный прямоугольный треугольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник. Сделайте вывод об углах при основании.
3. Постройте треугольник, у которого все три угла равны (почему по 60?). Сделать вывод о равенстве сторон этого треугольника, ввести понятие «равносторонний треугольник».
4. Постройте АВС, измерьте его стороны. Сравните длину одной его стороны с суммой длин двух других. Сделайте вывод, обоснуйте его. Рассмотрите случай a = b + c.
5. Попробуйте построить треугольник, у которого два тупых угла. Сделайте вывод, обоснуйте его.
6. Попробуйте построить треугольник, у которого два прямых угла. Сделайте вывод, обоснуйте его.
Лабораторная работа № 3
«Окружность»
Цель: ввести понятие окружности, ее частей, понятие круга. Научить учащихся строить квадрат, правильный треугольник и шестиугольник, вписанные в окружность. Формирование навыков обобщения, систематизации, умения делать выводы, заключения.
1. Отметьте точку О и точку А, удаленную от О на 3 см. Проведите отрезок ОА. Отметьте точки В, С, D и Е, удаленные от О на расстояние, равное длине отрезка ОА. Ввести понятие окружности, радиуса, центра окружности, дуги окружности.
2. Постройте отрезки ОК, ОМ, ОN, длина которых меньше ОА. Сравните их длины с радиусом окружности. Ввести понятие круга. Отметьте точки T, P, L, удаленные от О на расстояние большее ОА. Сравните длины отрезков OT, OP, OL с радиусом окружности.
3. Соедините отрезком точки С и Е. Ввести понятие хорды, диаметра окружности. Установите зависимость между радиусом и диаметром окружности.
4. Попробуйте построить окружность «от руки».
5. Постройте с помощью транспортира квадрат, правильный треугольник, правильный шестиугольник, вписанные в окружность. Сделайте вывод о способе построения этих фигур с помощью циркуля и линейки.
ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Старинные единицы измерения длины (площади, объема) у разных народов.
2. Единицы измерения приборов.
3. Сборник пословиц (поговорок, загадок) об измерении длины, площади, объема.
4. История и легенды о создании головоломок.
5. Пифагор.
6. Мебиус.
7. Евклид.
8. Архимед.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 46» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено» Руководитель МО(кафедры) _____ /______________ ФИО Протокол №____ от «___» ______ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 46 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей № 46 » _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Наглядная геометрия»
5г класс
Теплых Наталья Николаевна, высшая категория
2017 – 2018 учебный год
Уфа
Пояснительная записка
Изучение наглядной геометрии в 5 классе осуществляется за счет часов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа курса «Наглядная геометрия составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
3. Основная образовательная программа «МАОУ Лицей №46» ГО г. Уфа РБ;
4. Положение о рабочей программе «МАОУ Лицей №46» ГО г. Уфа РБ;
5. Учебно – методический комплект:
- Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009;
- Математика: Наглядная геометрия 5 – 6 класс, учебник И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М: Дрофа,2015.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования и конструирования.
Тематическое планирование рассчитано на 35 часа. На изучение предмета отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов| окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Коли чество часов | Виды учебной деятельности, вид контроля |
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
2 | Пространство и размерность | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 1 Практическая работа № 1 |
4 | Конструирование из Т | 1 | Устные ответы на вопросы, конструирование |
5 | Куб и его свойства | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
7 | Треугольник | 3 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 2, Практическая работа № 2 |
8 | Правильные многогранники | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
9 | Геометрические головоломки | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
10 | Измерение длины | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
11 | Измерение площади и объема | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Практическая работа № 3 |
13 | Окружность | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач Лабораторная работа № 3 |
14 | Геометрический тренинг | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
15 | Топологические опыты | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
16 | Задачи со спичками | 2 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
17 | Зашифрованная переписка | 1 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
18 | Задачи, головоломки, игры | 5 | Устные ответы на вопросы, решение практических задач |
| Итого: | 35 |
|
Календарно – тематическое планирование
по математике 5 г класс (2017-2018 учебный год)
№ урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт |
| |||
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | 02.09 |
|
|
2 | Пространство и размерность | 1 | 09.09 |
|
|
3-4 | Простейшие геометрические фигуры | 2 | 16.09 23.09 |
|
|
5 | Конструирование из Т | 1 | 30.09 |
|
|
6-7 | Куб и его свойства | 2 | 07.10 14.10 |
|
|
8-9 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | 21.10 28.10 |
|
|
10-12 | Треугольник | 3 | 11.11 18.11 25.11 |
|
|
13 | Правильные многогранники | 1 | 02.12 |
|
|
14-15 | Геометрические головоломки | 2 | 09.12 16.12 |
|
|
16-17 | Измерение длины | 2 | 23.12 30.12 |
|
|
18-19 | Измерение площади и объема | 2 | 20.01 27.01 |
|
|
20-22 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | 03.02 10.02 17.02 |
|
|
23-24 | Окружность | 2 | 24.02 03.03 |
|
|
25 | Геометрический тренинг | 1 | 10.03 |
|
|
26-27 | Топологические опыты | 2 | 17.03 24.03 |
|
|
28 | Задачи со спичками | 1 | 07.04 |
|
|
29 | Зашифрованная переписка | 1 | 14.04 |
|
|
30-35 | Задачи, головоломки, игры | 5 | 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05 |
|
|
| Итого: | 35 часов |
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Курс: Наглядная геометрия
Класс: 5 г
Учитель: Теплых Наталья Николаевна
2017-2018 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |||
по плану | дано | ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
Приложение
Контрольно – измерительные материалы
по курсу «Наглядная геометрия» 5 г класс
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
«Пересекающиеся прямые»
(выполняется на нелинованной бумаге)
Проведите прямую а, отметьте на ней точку В. Отметьте точку С, не принадлежащую этой прямой. Выполните следующие задания:
1. Проведите через точку С прямую, перпендикулярную а.
2. Проведите через точку В прямую b, пересекающую прямую а под углом в 30.
3. Обозначьте величины трех других углов, образованных при пересечении прямых а и b.
Практическая работа № 2
«Треугольник»
1. Измерьте стороны треугольника АВС и найдите его периметр:
АВ =__________ ВС =__________; АС =___________;
РАВС = _____________.
2. Измерьте углы треугольника:
А = __________; В =_________; С =___________.
Сделайте проверку, вычислив их сумму: А + В + С = __________.
3. Определите вид треугольника АВС (в зависимости от сторон и углов):
АВС - __________________________________________.
Практическая работа № 3
«Площадь фигуры»
1. Вычислите площадь закрашенной части фигуры(сторона квадрата 2 см):
11 см
5 см
2. Найдите площадь прямоугольного треугольника:
3 см
9 см
3. Вычисли площадь произвольного треугольника, сделав необходимые измерения.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа № 1
«Смежные и вертикальные углы»
Цель: ввести определение смежных и вертикальных углов, изучить их свойства и показать применение этих свойств (работа проводится на уроке изучения нового материала).
1. Постройте АОВ = 40, продолжите стороны угла за точку О (лучи ОМ и ОН), измерьте МОН.
- МОН = АОВ = 40 - вертикальные углы;
-
N
есть ли еще на чертеже вертикальные углы?- проверьте: равны ли они.
2. Рассмотрите BON и NOM, опишите их.
И
В
M
змерьте каждый угол, найдите их сумму.В
O
сегда ли она равна 180. Почему?- BON + NOM = 180 - смежные углы.
3. А были ли смежные углы на рисунке в задании № 1? Назовите их.
4. Постройте две пересекающиеся прямые (АВ∩CD = О). Назовите вертикальные и смежные углы.
5. Постройте тупой угол. Как при помощи линейки построить угол, ему равный?
6. Постройте МОК = 30. Как при помощи линейки построить угол равный 150?
7. Как, используя развернутый угол, построить угол, равный 45, 135?
Лабораторная работа № 2
«Треугольник»
Цель: научить учащихся изображать и различать на чертеже прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники, сформировать понятия «равнобедренный треугольник» и «равносторонний треугольник», сформулировать их свойства. Вывести неравенство треугольника и научить его использовать.
1. Постройте АВС, в котором угол А равен 90, MNK с углом М, равным 100, PQT, у которого все углы острые. Измерьте каждый угол в треугольниках и найдите сумму углов каждого треугольника.
- сумма углов треугольника равна 180;
- если один из углов тупой – треугольник тупоугольный;
- если один из углов прямой – треугольник прямоугольный;
- если все углы острые – треугольник остроугольный.
2. Постройте треугольник, у которого две стороны равны. Ввести понятие равнобедренный треугольник. Постройте равнобедренный прямоугольный треугольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник. Сделайте вывод об углах при основании.
3. Постройте треугольник, у которого все три угла равны (почему по 60?). Сделать вывод о равенстве сторон этого треугольника, ввести понятие «равносторонний треугольник».
4. Постройте АВС, измерьте его стороны. Сравните длину одной его стороны с суммой длин двух других. Сделайте вывод, обоснуйте его. Рассмотрите случай a = b + c.
5. Попробуйте построить треугольник, у которого два тупых угла. Сделайте вывод, обоснуйте его.
6. Попробуйте построить треугольник, у которого два прямых угла. Сделайте вывод, обоснуйте его.
Лабораторная работа № 3
«Окружность»
Цель: ввести понятие окружности, ее частей, понятие круга. Научить учащихся строить квадрат, правильный треугольник и шестиугольник, вписанные в окружность. Формирование навыков обобщения, систематизации, умения делать выводы, заключения.
1. Отметьте точку О и точку А, удаленную от О на 3 см. Проведите отрезок ОА. Отметьте точки В, С, D и Е, удаленные от О на расстояние, равное длине отрезка ОА. Ввести понятие окружности, радиуса, центра окружности, дуги окружности.
2. Постройте отрезки ОК, ОМ, ОN, длина которых меньше ОА. Сравните их длины с радиусом окружности. Ввести понятие круга. Отметьте точки T, P, L, удаленные от О на расстояние большее ОА. Сравните длины отрезков OT, OP, OL с радиусом окружности.
3. Соедините отрезком точки С и Е. Ввести понятие хорды, диаметра окружности. Установите зависимость между радиусом и диаметром окружности.
4. Попробуйте построить окружность «от руки».
5. Постройте с помощью транспортира квадрат, правильный треугольник, правильный шестиугольник, вписанные в окружность. Сделайте вывод о способе построения этих фигур с помощью циркуля и линейки.
ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Старинные единицы измерения длины (площади, объема) у разных народов.
2. Единицы измерения приборов.
3. Сборник пословиц (поговорок, загадок) об измерении длины, площади, объема.
4. История и легенды о создании головоломок.
5. Пифагор.
6. Мебиус.
7. Евклид.
8. Архимед.