Тема 41. Дорожно-уличная сеть города. Санитарно-защитные зоны. Озеленение. Поперечные профили улиц.
Дорожно-уличная сеть города. Озеленение.
Санитарно-защитные зоны. Поперечные профили улиц.
План уличной сети города определяется размещением производственных предприятий, жилых кварталов, общественных зданий, вокзалов, пристаней, а также примыканиями загородных дорог.
Планировка старых городов складывалась исторически под влиянием социальных, топографических и климатических условий. При планировке городов в Российской Федерации исходят из основного принципа создания наибольших удобств населению. Планировку новых городов, равно как и развитие и реконструкцию существующих, основывают на всестороннем изучении размещения промышленности, транспортных связей, выборе наиболее пригодных для жилых кварталов участков и создании зелёных массивов.
Различают несколько систем планировки городов: радиальная, радиально-кольцевая, прямоугольная и смешанная.
Планировка уличной сети оказывает значительное влияние на работу транспорта. По сравнению с кратчайшим направлением (по воздушной линии) прямоугольная планировка удлиняет путь в среднем на 27 %, а радиально-кольцевая на 10 %.
Уличную сеть города характеризуют общим протяжением и плотностью в километрах на 1 км2 площади.
При росте городов в состав уличной сети постепенно включаются загородные дороги. Поэтому уличную сеть новых городских районов планируют с учётом размещения грузообразующих пунктов и расположения сети дорог в пригородной зоне.
При проектировании новых городов сеть улиц намечают, исходя из предполагаемых направлений потоков городского движения. Используя данные о размещении производственных предприятий, учреждений, вокзалов, пристаней и мест общественного пользования, устанавливают направления и размеры грузового потока. В первую очередь по кратчайшему направлению трассируют основные магистрали. Остальные улицы располагают как вспомогательные к основным магистралям из условия обеспечения жилых кварталов удобной транспортной связью с промышленными предприятиями, учреждениями, вокзалами и т. д.
Планировка улиц, перекрёстков и площадей составляет ответственную часть общей архитектурной планировки города. При проектировании уличной сети учитывают архитектурное оформление прилегающих площадей, набережных, парков.
Ширину магистральных улиц общегородского значения между красными линиями принимают в пределах 30 – 50 м, магистральных улиц районного значения – 25 – 35 м. Ширину жилых улиц назначают в зависимости от этажности (высоты) зданий. При многоэтажной застройке – 25 – 30 м, а при малоэтажной или усадебной застройке – 14 – 20 м. При устройстве бульваров ширину улицы увеличивают на его ширину соответственно.
Для небольших населённых пунктов и рабочих посёлков ввиду малой интенсивности движения требования к ширине улиц и типу проезжей части несколько снижают. Ширину районных и общепоселковых магистральных улиц принимают 25 – 35 м.
К элементам городской улицы относят проезжую часть, трамвайное полотно, тротуары, зелёные насаждения и велосипедные дорожки. Участки автомобильных дорог в пределах населённых пунктов должны отвечать требованиям, предъявляемым как к автомобильным дорогам соответствующей категории, так и городским или поселковым улицам.
Классификация городских улиц исходит из учёта их основных признаков: характера застройки, перспективной интенсивности и видов движения, степени развития подземного хозяйства, положения улицы в плане уличной сети и по отношению к вводам загородных дорог. Классификация представлена по СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
Большое значение для повышения пропускной способности имеет разделение улицы по направлениям движения при помощи маркировки или, ещё лучше, разделительных полос, покрытых газоном. На улицах, где происходит движение общественного транспорта и расположены общественные учреждения, следует предусматривать дополнительные полосы для остановки и стоянки автомобилей.
Ширину тротуаров устанавливают в зависимости от категории улицы, характера застройки и количества пешеходов, считая, что пешеход при движении занимает полосу шириной 0,75 м. Пропускная способность одной полосы тротуара составляет 600 – 1000 пешеходов в час. Минимальная ширина тротуара – 1 м.
В зависимости от общей ширины улицы, тротуары можно располагать рядом с проезжей частью; между полосами зелёных насаждений, отделяющими тротуар от проезжей части и от линий зданий; рядом с линией застройки, но с отделением от проезжей части полосой зелёных насаждений. Большое значение для украшения улиц и улучшения их санитарно-гигиенических условий имеют зелёные насаждения. Разделительные зелёные полосы повышают безопасность движения. При установлении типа посадок учитывают общую ширину улицы, тротуара, расположение подземных коммуникаций и линий трамвайного движения.
Поперечные профили улиц.
Поперечные профили улиц разрабатывают, исходя из данных о перспективной интенсивности движения, характере будущей застройки и положения улицы в плане уличной сети.
Поперечные профили для каждой категории улицы могут существенно различаться в зависимости от конкретных условий движения и ширины.
Санитарно-защитная зона
Санитарно-защитная зона (СЗЗ):
Озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду. Территория между границами промплощадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, с учетом перспективы их расширения и селитебной застройки; она предназначена для: обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач, факторов физического воздействия шума, повышенного уровня вибрации, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества, на окружающее население; создания архитектурно-эстетического барьера между промышленностью и жилой частью при соответствующем ее благоустройстве; организации дополнительных озелененных площадей с целью усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха, а также повышения активности процесса диффузии воздушных масс и локального благоприятного влияния на климат
Озеленение.
Искусственные зеленые насаждения (парки, сады, скверы), а также сохранившиеся природные комплексы типа городских лесов и лугов являются важным компонентом городской территории. Крупные зеленые массивы оказывают определенное влияние на климат городов: регулируют количество осадков, служат резервуарами чистого воздуха, обогащая атмосферу кислородом за счет фотосинтеза, предохраняют почвенный покров от водной и ветровой эрозии, препятствуют оврагообразованию, предохраняют водные источники от высыхания и загрязнения.
Город включает несколько промышленных и жилых районов. Промышленные районы отделены от жилых специальными защитными зонами или (если нет необходимости в таких зонах) озелененными магистралями. Жилые районы разделены магистралями, вдоль которых создаются зеленые полосы и бульвары, примыкающие к границам микрорайонов. В центрах микрорайонов расположены микрорайонные сады, а в жилых районах в пределах определенного радиуса доступности районные и детские парки. Центральный городской парк, центральный спортивный парк и ботанический или зоологический парк, то есть общегородские зеленые массивы, размещены на берегу водоема в центре города (по отношению к жилым районам). Внутригородская система озеленения дополняется лесопарковым поясом, в котором предусмотрено сооружение зон массового отдыха, санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей.
В целом система озеленения современного советского города включает три группы насаждений: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения.
Система насаждений общего пользования города включает парки, сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах, при административных и общественных учреждениях. Каждая из перечисленных категорий насаждений характеризуется определенными функциональными и градостроительными признаками.
ПАРКИ. Парк — это территория, на которой существующие природные условия (насаждения, водоемы, рельеф) реконструированы с применением различных приемов ландшафтной архитектуры, зеленого строительства и инженерного благоустройства и где создана благоприятная в гигиеническом и эстетическом отношениях среда для отдыха населения.
ГОРОДСКОЙ САД — зеленый массив, расположенный в жилом районе, по размерам меньше парка. Сад предназначен для отдыха населения прилегающих микрорайонов. В нем могут размещаться сооружения и площадки для игр, занятий физкультурой, развлечений.
СКВЕР — небольшой озелененный участок на площади или улице, используемый для кратковременного отдыха и архитектурных целей.
БУЛЬВАР — озелененная полоса на проезжей части улицы или набережной. Он служит для пешеходного движения и кратковременного отдыха.