Родительское собрание
« Методы семейного воспитания.
Поощрение и наказание
детей в семье: за и против»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ Степновская школа
Шведова Нина Ивановна
Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала — педагогический домкрат.
В. Кротов
Задачи собрания: *обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
*формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Вопросы для обсуждения:
*Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
*Значение наказания и поощрения детей в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями.
Подготовительная работа к собранию:
1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.
Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 4.
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок — ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.
Анкета для родителей.
*Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
*Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
*Как реагирует ваш ребенок на наказание?
*Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка? *Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его? *Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
*Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку?
*Как долго помнит ваш ребенок наказание?
*Какие меры наказания в вашей семье исключены?
3. Сочинение учащихся по теме собрания:
«Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»
Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают:
*«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
*«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».
*«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
*«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».
4.Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.
Меня хвалят, если...
Мне дарят подарки, если ...
Мне дарят деньги, если...
Мне разрешают..., если...
Ход собрания:
1.Организационный момент.
* Вступительное слово классного руководителя.
-Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребенку методы наказания и поощрения.
Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.
*Родители высказывают свое мнение по высказываниям, написанным на доске.
*Давайте послушаем….
-А каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит. Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.
Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.
* А пока говорят дети... (Знакомство родителей с мнением детей – высказывания детей.)
Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д…..
Это не просто слова. Это — метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.
Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Памятка. Как поощрять ребенка в семье.
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
4. Рефлексия собрания.
*Сюрприз ( сувениры родителям от детей).\
*Песня «Милые взрослые» (исполняют ребята)
*Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам.