СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нахождение неизвестного компонента действия сложения (с комментированием). Нахождение неизвестного компонента действия вычитания (с комментированием).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нахождение неизвестного компонента действия сложения (с комментированием). Нахождение неизвестного компонента действия вычитания (с комментированием).»

Математика 4 класс

Дата: 17.12.2024

Тема: Нахождение неизвестного компонента действия сложения (с комментированием). Нахождение неизвестного компонента действия вычитания (с комментированием).

Цели: учить находить неизвестный компонент действия сложения и вычитания в усложненных уравнениях; совершенствовать вычислительные навыки; развивать математическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты

Предметные: уметь использовать в речи термины «слагаемое», «сумма», «неизвестное слагаемое»; уметь использовать в речи термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; понимать, что такое «уравнение», что значит «решить уравнение», знать способ решения уравнений; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь высказывать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

1 мин.

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного,

Миру знаний нет придела,

Так скорей, друзья, за дело!

Приветствуют учителя

Акт. знаний

5 мин.

1.Отгадайте загадку:

Кто на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя,

Да и меня с тобой (Поезд)

-Сегодня мы будем путешествовать на поезде.

История развития поездов

-Первый паровой поезд был построен в 1820 году 19 века. Его максимальная скорость была максимум 40км в час. Движение поезда зависела от угля, что в печь постоянно подбрасывал машинист. В 20 веке с изобретением электрического тока появились электрические поезда. Сегодня инженеры разработали новые модели поездов, что мчатся с огромной скоростью. (Картинки поездов) А чтобы путешествовать нам надо иметь билеты (дети получают билеты красные и синие). Дети, давайте вспомним правила поведения в поезде (ответы детей).

2.Устный счет

-Внимание! Внимание! С платформы 4 класса отправляется математический поезд!

В дороге не скучаем, а все вместе мы считаем!

– На билетах задание для устного счета.

-Вспомните как называются компоненты сложения.

- Как найти неизвестное 1 слагаемое, 2 слагаемое? (Нужно из суммы вычесть 1 слагаемое (2 слагаемое.)

Слагаемое

3

62

52

785

448

1017

Слагаемое

4

20

24

179

75

7175

Сумма

7

82

76

964

523

8192

-На какие группы можно разделить все числа таблицы? (Однозначные, двузначные, трехзначные, четырехзначные, круглые – некруглые, четные - нечетные.)

- Назовите все числа, в состав которых входит цифра 7. Определи к какому классу она относится. (7 - класс единиц, 76 – класс десятков, 785 – класс сотен, 179 – класс десятков, 75 – класс десятков, 1017 – класс единиц, 7175 – класс тысяч и десятков.)

3.Калиграфическая минутка.

-Для минутки чистописания используйте число 7.

4. Решение примеров.

-Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычитание -сложением. (Примеры на карточках)

657 489 + 76 287 70 009 - 38 795 48 703 - 29 837(Взаимопроверка)

-Молодцы, ребята! Едем с вами на первую остановку. Раз, два, три! Поезд дальше нас неси! (Повторяем хором)

Слушают учителя. Решают устно, отвечают, поднимая руку
























Пишут число, классная работа и число 7

Сообщение темы и цели урока

2 мин.

-Внимание! Первая остановка «Подумай – ка!»

(На доске запись.)

х + 37 = 64 27+х = 52-18

42 +у = 80 х + 31 =48: 12

— Что записано на доске? (Уравнения.)

— Что такое уравнение? (Выражение с неизвестным компо­нентом.)

— Что значит «решить уравнение»? (Найти значение перемен­ной, при которой уравнение станет верным равенством.)

— Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент — сла­гаемое.)

— Как найти слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое.)

— Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?

— Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)

— Решите уравнения.

— Как действовать при решении уравнений второго столбика? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмо­треть усложненные случаи таких уравнений.)

-Молодцы, ребята! Едем дальше. Раз, два ,три! Поезд дальше нас неси! (Повторяем хором)

Называют тему урока

Отвечают на вопросы учителя

Изучение нового материала

















10 мин.













- Приготовьтесь к остановке держитесь крепче! Остановка «Решай-ка»

№276 (с. 62).

— Заполните таблицу, пользуясь правилом нахождения неиз­вестного слагаемого.

(Работа по цепочке.)

— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)

— Объясните решение первого уравнения. (Составление алгоритма решения уравнений нового вида.)

Алгоритм решения уравнения.

  1. Записать уравнение.

  2. Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/произведения/частного.

  3. Вспомнить правило, как находится неизвестное в каждом из случаев:

(чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.)

  1. Записать решение уравнения.

  2. Сделать проверку. (Алгоритм на карточках для вклеивания в тетради)


1. Читаем уравнение: сумма чисел х и 15 равна частному чисел 68 и 2.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68 : 2 = 34.

3. Записываем: х + 15 = 34.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.

5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 19 + 15 = = 68 :2; вычисляем, получаем равенство 34 = 34. Уравнение решено верно.

— Объясните решение второго уравнения по алгоритму.

№ 277 (с. 62). (Коллективное выполнение с комментированием.)

-Молодцы. Отправляемся дальше в путь. Раз, два. три! Поезд дальше нас неси! (Повторяем хором)


2.Внимание, остановка «Решай-ка!»

№283 (с. 63).

— Заполните таблицу, пользуясь правилом нахождения неиз­вестного «уменьшаемого» или «вычитаемого».

(Работа по цепочке.)

— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)

— Объясните решение первого уравнения. (Составление алгоритма решения уравнений нового вида.)

Алгоритм решения уравнения.

  1. Записать уравнение.

  2. Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/произведения/частного.

  3. Вспомнить правило, как находится неизвестное в каждом из случаев:

(чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.)

  1. Записать решение уравнения.

  2. Сделать проверку.

1. Читаем уравнение: разность чисел х и 34 равна частному чисел 48 и 3.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 48 : 3 = 16.

3. Записываем: х - 34 = 16.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного уменьшаемое: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно сложить вычитаемое (34) и разность (16). Получается 50.

5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 50 + 34 = = 48 :3; вычисляем, получаем равенство 16 = 16. Уравнение решено верно.

— Объясните решение второго уравнения.

№ 277 (с. 62). (Коллективное выполнение с комментированием.)

-Молодцы. Отправляемся дальше в путь. Раз, два. три! Поезд дальше нас неси! (Повторяем хором)

Слушают учителя

Работа с таблицей




Решают уравнения по алгоритму






















Работа с таблицей




Решают уравнения по алгоритму


















Физминутка


2 мин.

-Все уже устали, приветствую вас на остановке «Отдыхай-ка!»

Аудиофизминутка «Поезд»

- Отправляемся дальше в путь. Раз, два. три! Поезд дальше нас неси! (Повторяем хором)

Выполняют физминутка

Первичное закрепление

8 мин.

- Приготовьтесь к остановке держитесь крепче! Остановка «Решай-ка»

№ 284 (с. 63). (Коллективное выполнение с комментированием.)

-Не задерживаемся, мчим вперед! Раз, два, три! Поезд дальше нас неси!(Повторяем хором)

Решают уравнения

Практическая деятельность

8 мин.

- Приготовьтесь к остановке! Остановка «Задачкино»

№278 (с. 62). (Самостоятельное выполнение. Самооценка.)

Решение Проверка

х + 390 = 70 • 6 30 + 390 = 70 • 6

х + 390 = 420 420 = 420

х = 420 - 390

х = 30

-Молодцы ребята! Пора нам возвращаться домой. Раз, два, три- поезд, нас домой вези!

Решают задачу

Итог

1 мин.

- Ну вот мы и дома!

- Какая была тема урока?

- Добились ли поставленной цели?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти неизвестное уменьшаемое? А вычитаемое?

Отвечают на вопросы учителя по цепочке

Рефлексия

2 мин.

- Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к доске веселый смайлик, если не понравилось - грустный.

Оценивают свою деятельность

Домашнее задание

1 мин.

-Дети, открываем дневники и записываем домашнее задание.

С. 63 №290

Записывают домашнее задание