Наличие авторских моделей
Дифференциация одарённости определяется психологом по критерию задатков природных способностей видов деятельности.
В образовательном процессе поддерживается любое творчество, направленное на развитие одарённости в освоении программы “Восхождение в мир танца“ и мною, применяются модель стимулирующих методов самореализации учащегося. В связи с этим на занятиях я успешно использую проблемно – проектную деятельность:
* с признаками одарённости в интеллектуальной сфере заключается в возможности расширить свой кругозор. Так, например, в ходе изучения истории танца, поиска новых движений, элементов и связок дети с увлечением работают в библиотеке, просматривают различные телепередачи, электронные базы, выходят в Internet. И результат деятельности каждого отдельно взятого ребёнка становится социально значимым достоянием всего коллектива детского объединения.
* Ребята с хорошими музыкальными способностями с увлечением подбирают музыку из Internet, тщательно изучают её, компонуют “миксы“, находят средства музыкальной аранжировки и выразительности в программе “Audition Exe“.
* Любители изобразительного искусства в области самостоятельного творчества выполняют разработку эскиза костюма и декорации, то означает, то, что имеется значительный потенциал развития психических и познавательных функций. Вследствие этого, развиваются: внимание, восприятие, воображение, пространственное представление и увеличивается общий кругозор. * Большой простор для активизации креативного мышления: самовыражение своих фантазий, “нахождение“ эффекта в танцевальной композиции, побуждают к поиску необходимого образа, развитию сюжета танца с учётом индивидуального уровня музыкального хореографического и технического мастерства исполнения.
* Ребята с организаторскими задатками часто берут на себя функции режиссёра, распределяют обязанности между членами коллектива, помогают поставить танцевальную композицию, определить место каждого в общем процессе. Роль педагога в поддержании организаторской инициативы и обучение ребёнка-руководителя действиям в рамках этических норм и согласно канонам сценического искусства.
* Спортивно и физически развитые учащиеся самостоятельно осваивают новые элементы акробатики и брейк-данс, движения и стили танцев из Internet. Им легче всего преобразовывать и создавать новые элементы для танцевальных композиций.
“Нужно, чтобы дети по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал”- эти слова как нельзя отражают ключевые идеи реализации программы “Восхождение в мир танца“. На мой взгляд, образовательный процесс дифференциации позволяет не потерять яркую индивидуальную личность, потому как учащейся является главным деятелем на занятиях. Ежегодно для “талантливых и одарённых детей“ разрабатываются микрогрупповые программы с индивидуальным маршрутом прохождения учебного материала.
Системообразующая деятельность моей воспитательной модели основана на общечеловеческих ценностях и построена на основании особенностей контингента моего объединения.
Имея в своём объединение детей и подростков “группы риска“, детей-сирот, аутсайдеров, находящихся в социально-опасном положении, контингент спортивно-танцевального объединения можно отнести к разряду социально - уязвимых семей.
Поэтому необходимо привлечь детей и их семьи, не имеющих положительного социального опыта по вовлечению в эффективную деятельность, поскольку по их социальному статусу трудно найти своё место в обществе и самореализовать свой потенциал с учетом потребностей и возможностей их реализации.
Основная система модели моей работы с “детьми группы риска“, подверженных риску стать таковыми, “детей-сирот“ сводятся к следующим методам:
* социально-психологические - оказание поддержки и помощи, направленных на гармонизацию отношений ребёнка с окружающим миром, совершенствование его психологических возможностей;
* коммуникативные игры: обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения и. т. д.;
* психогимнастика: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.
Беседы: по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и ЗОЖ как к важнейшей социальной ценности:
* педагогическое консультирование;
* процедура защиты интересов ребёнка, повышение уровня правовое просвещение по нормам закона и права, касающихся ответственности у учащихся и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
* профилактика наркомании токсикомании, табакокурения, алкоголизма и ВИЧ инфекции;
Методы образования и просвещения, педагогической коррекции;
Метод коррекции ориентаций: изменения ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение; организация целесообразного ЗОЖ пространства:
* производится с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса.
Психодиагностика и психологическое консультирование специалистом:
* выявление лиц склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании;
* анкетирование по проблемам наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма и т.п.;
Социально-педагогические: возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную систему ценностных ориентаций и представлений:
* тренинги Я-Концепция участника сопоставление с представлениями о нем других людей и особенно динамика изменений этих представлений дает большой импульс в развитии адекватного восприятия себя и самовоспитании, чем при обычных занятиях, где оценка деятельности учащегося, как правило, дается преподавателем.
Социально-экономические, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества (финансовая поддержка и помощь в выездах на конкурсы, приобретение костюмов с прикреплением к индивиду спонсора, трудоустройство подростков т.п.), получения ими необходимого в будущем социального статуса;
Социально-групповые, позволяющие вести работу по развитию детей, раскрытие и реализация персональных способностей ребёнка, его социальная адаптация и реабилитация в новых условиях жизнедеятельности, и социальным окружением ребёнка.
Моя деятельность по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации основывается на следующих основных принципах:
* адресность;
* доступность;
* добровольность;
* гуманность;
* приоритетность
* конфиденциальность;
* профилактическая направленность.
Опыт системной работы с данной категорией учащихся в спортивно-танцевальном объединении показал, что занятия дисциплинируют не только ребят, но и их родителей. Современные тренировки и участие в показательных выступлениях, сами правила выступлений, требующие уважения к соперникам, а также сложные ситуации состязательной деятельности, в которых нередко оказывают друг другу помощь участники различных команд, определяют важную роль брейка в деле приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Танец является и не только средством развития толерантного поведения, но способностью к эмпатии. Обязательно в репертуаре объединения осваиваются танцы патриотической и интернациональной направленности. Качества танца учат детей идти по жизни с улыбкой и отвагой, побеждать свои слабости, воспитывают самостоятельность суждений, формируют умение мужественно проигрывать и целенаправленно и упорно достигать победу. В процессе занятий и выступлений у детей развивается чувство гордости за свою танцевальную группу, город, страну.
Из этого следует - занятия в спортивно-танцевальном объединении позволяют учащимся “группы риска“ помочь им увидеть и оценить свои сильные стороны, компенсировать негативное влияние среды на становление личности, расширить кругозор, развить творческие и физические способности, значительно повысить степень ориентации учащихся.