СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нам дороги эти позабыть нельзя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для использования на уроках литературы и истории .В ней ярко представлены материалы о ВОв.

Просмотр содержимого документа
«"Нам дороги эти позабыть нельзя"»


Бабаян Марина Гришевна

Филиал МОУ «Ряжская СШ№2»

«Шереметьевская ОШ»

8 класс



Конкурс « Слово доброе посеять…»

Номинация «Юные журналисты»

Исследовательская работа


«Нам дороги эти

позабыть нельзя…»


Жанр: очерк-воспоминание

Руководитель: Болтышова Т.А.

учитель русского языка и

литературы



Шереметьево

2019

1




Содержание

1.Введение…………………………………………………………… 3

2.Воспоминание о ВОв «Нам дороги эти позабыть нельзя»

1.Участники ВОв :Серёгин А.Д., 2.Фролов С.П.

2. Труженики тыла : Ромашкина А.П, Носова М.И, Дьячкова М.Е, Сидорова Е.М.………………………. .8

3.Заключение……………………………………………………………………....10
4.Список источников………………………………………………………………………….13

5.Приложение………………………………………………………………….....13


































Введение

                                                                                     

Отгремела война …

Отпылали пожарищ зарницы

И над крышами хат -

Журавлиный простор голубой.

Только память одна ,

Словно книги листая страницы,

Нас уводит опять за собой.


Все дальше и дальше в прошлое уходят  те суровые военные годы, притупляются те  чувства, которые переживали люди, стихает та боль, которую им пришлось пережить.   Но память о том  суровом времени необходимо сохранять. Мы обязаны знать, помнить и быть благодарными всем тем, кто приближал Победу в ВОв.

    Все меньше остается ветеранов - живых свидетелей того жестокого времени, той бесчеловечной войны. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников.  Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.

Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.

     В нашем селе стоит памятник воинам, которые погибли в годы войны, защищая нашу страну. Каждый год 9 мая мы ходим на Митинг   к этому памятнику, чтим память погибших ,возлагаем цветы ,

слышим фамилии всех тех, кто  ушел на эту войну.(Приложение 1)

Проблемный вопрос: есть ли сегодня заинтересованные  люди, которые помнят и чтят память о  наших предках, живших и воевавших во время ВОВ?  

     Я не знаю  этих людей: Почкины, Кочетковы, Дёмины, Гришины, Сафоновы. Но одно я  точно знаю : все они  отдали жизнь за нас, за наше село, за то, чтобы мы жили в спокойной, мирной стране. Мне  захотелось подробнее узнать  об  этих людях, я  решила  собрать материал, написать работу о них.

     В школьной библиотеке   ознакомились со списками тружеников тыла, ветеранов  в годы Великой Отечественной войны, нашла воспоминания участников и тружеников тыла .

(приложение№2).

Актуальность:  В  мае 2020 года  вся страна будет отмечать 75-ю годовщину Победы.  Этот праздник значимый и актуальный для каждого из нас, как дань памяти  и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

Практическое значение моей  работы заключается в том, чтобы ознакомить со своими исследованиями учащихся  школы. Мы обязаны сохранить память о предках – участниках войны, погибших и оставшихся в живых.

Гипотеза: я предполагаю, что  вклад в Победу внесли жители, проживающие в с.Шереметьево.

Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.Изучить условия жизни народа в военные годы с. Шереметьева (из литературных источников и бесед);

       2. Раскрыть и изучить  страницы жизни   тружениц тыла: Дьячковой М.Е.., Сидоровой Е.М ,Ромашкиной А.П,.Носовой М.И., ветеранов войны Фролова С.П. и Серёгина А.Д .

Предмет исследования: история жизни ветеранов войны, тружеников тыла, проживающих  на  территории с.Шереметьева.

Объект исследования: труженики тыла ,ветераны войны с.Шереметьева.

Источники исследовательской работы стали:

- воспоминания и материалы из личного архива участника ВОВ: Фролова С.П.

- воспоминания и материалы из личного архива участников ВОВ : Серёгина А.Д.

- воспоминания и материалы из личного архива Дьячковой М.Е., Сидоровой Е.М., Ромашкиной А.П., Носовой М. И.




Я знаю, эти герои (мои односельчане)  были замечательными людьми. Я  горжусь  своими 

земляками  и благодарна  им, как и миллионам другим, сохранившим мир на нашей земле.

Спасибо Вам, ветераны! Спасибо за возможность видеть мирное небо и яркое солнце над головой! Мы верим, сколько бы лет не прошло, сколько бы слов, наполненных любовью не прозвучало, молодое поколение всегда будет Вам благодарно!








Мы помним !

Мы гордимся!













ВОЙНА В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Фролова Сергея Петровича

     .




























«В 1942 году отпрвавили меня в г.Можайск.Здесь я учился на младшего командира.После учёбы сразу отправили на фронт.Никакой боевой подготовки.Бросили нас на форсирование Днепра.Немцы бомбили беспощадно .Потери были большими .Трое суток шли бои.Но мы выбили немца.Дальше продвигались наши войска.Впередирека-Бухх.Переправились через неё и в бой.Выгнали немца из г.Комеля.Сутки отдыхали и опять в бой.Пошли в наступление и взяли г .Бахлюбитово.Здесь меня ранило в предплечье.Отправили в санчасть.Десять суток находился в госпитале.После лечения опять на фронт –форсирование реки Вислы.Начиналась зима.Лёд ещё не застыл на реке ,переправлялись на лодках,были все мокрые. С шести часов вечера до утра готовились к бою,копали окопы.Командир полка поддерживал нас словами «Держитесь,ребята!» С другого фланга пошло наступление . Взяли Варшаву и отправились на 1-ый Белорусский фронт.Но там уже была наша армия во главе с Рокосовским.Нас повернули на г.Сарму.Начались тяжёлые бои . Потери были очень большими .Но мы отстояли этот город . Дальше-Зеловские высоты.Фашисты бомбили нас беспощадно .В этом бою меня ранило в ногу.Находился в госпитале 9 месяцев в г.Подное. 26 декабря 1944года комиссовали.Победу встречал дома.
































ВОЙНА В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



Серёгина Алексея Денисовича







«На фронт меня забрали со школы . Отправили в г .Казахстан учиться на младшего командира. После учёбы направили в г. Харьков, там нас расформировали по ротам , и в бой-на форсирование Днепра. Бои были ожесточёнными. Немец не сдавался. Стали переправляться на левый берег ,а там нас ждал немец. Завязался бой. Силы были неравными .Уставшие после переправы(нас оставалось человек 40) фашисты забрали в плен .Отправили нас в Германию в лагерь для военнопленных «Дохау». Здесь я увидел ужасы войны на наших глазах расстреливали товарищей .Голод, холод, пытки. В лагере мы находились три месяца. Нас освободили американцы и отправили домой. Долгое время я лечился в госпитале. После войны ещё служил три года. Разминировали местность у Финского залива».




























О вас, о тружениках тыла,
             Кто час Победы  приближал,
               Страна родная не забыла,
               Вам должное за всё воздав.
                Сегодня все вы  ветераны

              Кто был в тылу, кто воевал,
                   Ваш тяжкий труд, что был желанный,

  Народ поднял на пьедестал!

                                                                                         В. Мурзин














ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ТРУДА И ТРУЖЕНИЦЫ  ТЫЛА


(Носовой Марии Ивановны)

                                                                   


                                                             




«О войне я узнала , когда пришла на работу в железнодорожный парк.

Там мне вручили повестку. Мне шёл 21-ый год. Меня и ещё трёх моих подруг повели на станцию «Перова» .Там стоял санитарный поезд. С этой станции нас отправили в Воронеж. На окружной станции нас бомбил немец. Было очень страшно смотреть на взрывы, раздающиеся вблизи поезда . Но мы проехали и прибыли на станцию в г. Воронеж. Я воевала на Втором Прибалтийском фронте .На санитарном поезде перевозили раненых. Это был очень трудный фронт , не хватало продуктов, медикаментов. Мы были два раза в городе Ряжске. Здесь с поезда разгружали раненых . Госпиталями были 1-ая и 2-ая школы .Очень тяжело вспоминать через что прошли русские люди в годы ВОв .Но мы выстояли, благодаря мужеству ,стойкости ,храбрости русского народа. Мы в этой войне познали необыкновенную дружбу, преданность и верность ,каждый из нас готов был к самопожертвованию. День Победы я встречала в поезде. Радости нашей не было предела. Мы победили!



ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ТРУДА И ТРУЖЕНИЦЫ  ТЫЛА



(Дьячковой Марии Егоровны)







































«Мне было 16 лет , когда началась война .Вручили повестку и отправили под Тулу в г .Епифань -копать рвы .Их взрывали динамитом ,а землю вытаскивали вручную .Фашисты бомбили страшно .Но мы работали , не щадя сил и времени. Жили в конюшнях, спали на соломе, еды не хватало. Сельские жители приносили нам одежду.

Лето 1942 год. Немцы подошли к Скопину. Нас отправляют на товарном поезде домой. Эшелон разбомбил немец, нас развезли по участкам. Жили в бараках , поесть нечего .После короткого затишья, нас перевозят в д. Чернава Рязанского района на торфоразработки. Работали вручную, снимали пласт торфа ,резали его на куски ,сушили. Им отапливали школы, больницы, организации. Было очень трудно ,люди не высыпались, недоедали. Но мы своим трудом помогали нашей армии победить врага.

И мы победили!



























ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ТРУДА И ТРУЖЕНИЦЫ  ТЫЛА


(Александры Петровны Ромашкиной)






































«До войны жила в Москве, работала на авиационном заводе , в бюро пропусков. О начале войны узнала , идя на работу. Это было страшное известие. Люди шли и плакали. На 7-ой день завод подвергся бомбёжки, северные ворота были разбиты. Продукцию стали эвакуировать в г. Пермь. Мужчины ушли на фронт ,а женщин отправили учиться на проводников. Я пробыла в Москве до осени. Вернулась домой и здесь мне вручили повестку. В январе отправили на поезде в г.Ташкент ,прошла курсы - и на фронт. Весной станция г. Воронежа нас не приняла .Начал бомбить немец . Было страшно смотреть ,как разлетались осколки и тела раненых солдат .Наш руководитель повёл нас вдоль Дона. Переправа была разбита, мы стали ждать паром. К вечеру нас переправили на другой берег Дона .Пришли в часть ,но командир дал команду-уходить ,т. к в 2-ух километрах –немец. Шли через болота пешком, голодные. Дошли до Калача. Затем двинулись в сторону Мичуринска .Дошли до станции Кочетовка и оттуда нас отправили в г. Ряжск. Шёл 1944год. До дня победы перевозили раненых. 9 мая встретили в поезде.

Мы победили!






















ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ТРУДА И ТРУЖЕНИЦЫ  ТЫЛА


(Евгении Матвеевны Сидоровой )



«В 1941 году закончила семилетнюю школу.31 мая был выпускной вечер, а 21 июня началась ВОв .15 июля меня и 6-ых девушек призвали в райком комсомола г.Чаплыгина ,вручили нам повестки и отправили в г.Смоленск.-копать рвы. По дороге нас начал бомбить немецкие истребители . Многие погибли. Нас вернули домой . Поступила в педагогическое училище. После учёбы отправили учиться на снайпера. Учиться было трудно. Стреляли из мелкоколибренной винтовки, ползали по –пластунски. Ночью работали в колхозе ,вязали снопы.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ Победа... Об этом мечтали все. И победа пришла через 1418 дней. Но не величественная ,  а скорбная, потому что слишком дорогой ценой досталась. Мы живем в XXI веке, но одно из страшных событий XX века,  Великую Отечественную войну - мы будем помнить всегда. Нужно чтить свое прошлое.

К сожалению, ушли  из жизни многие участники и свидетели Великой Отечественной войны.  Не о каждом из  них  написано в книгах, сняты фильмы, но для нас и наших близких наши земляки -  герои   навсегда останутся в памяти.  

         Наше с.Шереметьево небольшое , нет здесь ни достопримечательностей, ни исторических памятников. Но зато знаменательна она достойными людьми, благородными тружениками, настоящими патриотами своей Родины, внесшими свой неоценимый  вклад в общую Победу той страшной войны. Я очень горжусь подвигами, силой и мужеством моих односельчан! Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

целой земле нужна.

Если мы войну забудем -

Вновь придет она.



           Подводя итоги работы, я  считаю,  что добилась поставленной цели, узнала много нового о героических подвигах наших  земляков. Я  знаю, что память о них навсегда останется в наших сердцах, а собранный    материал долго будет храниться в  школьной библиотеке .       В ходе исследования  была проведена следующая работа и были достигнуты следующие результаты:

4. На основе собранной информации подготовлены сообщения и организовано выступление  перед  учащимися школы;

5. Пополнена коллекция школьной библиотеки;

6. Планируется использование  материала на  классных часах, внеклассных мероприятиях.

7. Завершена  работа над созданием презентации «Подвиг земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»

    В результате своей работы я   пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла и ветераны войны внесли весомый вклад в победу над фашизмом.  Их большая часть - женщины, старики и дети. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта.

3.  Самоотверженный труд этих людей в годы войны - прекрасный пример для молодежи.

4. Все они -  настоящие патриоты своей Родины.

 Дальнейшее развитие: продолжить собирать материал о наших земляках, внесших вклад в Победу.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1 .Сайт «Мемориал». www.obd-memorial.ru

2.Воспоминания Ветеранов ВОв : Фролова С. П.,Серёгина А.Д.

3.Воспоминания тружеников тыла: Носовой М.И., Ромашкиной А.П, Сидоровой Е.М., Дьячковой М.Е.

4. Книга Памяти.





















Приложение №1



Книга Памяти



















Приложение №2

Воины-односельчане с. Шереметьево, погибшие в годы ВОв.

















































































Приложение №3

Фролов С.П. со своей женой и учащиеся Шереметьевской школы у памятника .















Памятник в с. Шереметьево.



































«Свет памяти,

Свет скорби и любви,

И через много лет и

Сквозь столетия ,

Горячей каплей

Пролитой крови,

Мы обязаны помнить об этом…»






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!