Наномир вокруг нас
Цель: Познакомить детей со словом «нанотехнологии» и историей появления нанотехнологий.
Задачи: 1.Сформировать представление о нанотехнологиях, 2.развивать ерчь, мыслительные процессы, 3.воспитывать чувство гордости за достижения российских ученых.
Ход классного часа
1.Самоопределение к деятельности
2.Создание проблемной ситуации, введение в тему классного часа
- Когда-то, давным-давно, люди начали сочинять и передавать из уст в уста вымышленные, придуманные, небывалые истории – сказки. Упоминались в них удивительныеволшебные предметы. Это и сапоги-скороходы, и скатерть-самобранка…А какие еще волшебные предметы вы знаете?
- Как вы думаете, почему люди придумывали эти удивительные вещи?
-Да, действительно, человек воплотил в них свою мечту – быстро передвигаться, высоко летать, передавать информацию на большие расстояния.
-Догадайтесь, во что превратился сегодня сказочный ковер-самолет? (О.д.)
(Презентация)
-А печка, на которой Емеля к царю отправился? (О.д.)
(Презентация)
- А волшебное блюдце, по которому «катилося наливное яблочко»? (О.д.)
(Презентация)
- А ступа Бабы-Яги? (О.д.)
(Презентация)
- А волшебный клубочек, который в сказке указывал путь? (О.д.)
(Презентация)
3. Беседа по теме классного часа
-Удивительно, но научные изобретения превзошли все самые смелые человеческие мечты. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть не только телевидение, радио, телефон, но и «умная» машина – компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире, в мире больших вещей. Что же, больше нечего открывать, всё известно и изобретено? Нет! Человек решил отправиться в микромир.Так появились нанотехнологии. Произнесем вместе это слово: нано-технологии.
-Представьте себе монитор компьютера толщиной с бумажный лист! Бумагу, которая не горит и не промокает! Или одежду, которая не пачкается! Это не фантастика – все это можно сделать с помощью нанотехнологий. Совсем скоро мы узнаем, что же такое эти загадочные нанотехнологии.
- Как вы думаете, они появились давно или совсем недавно?
-Произнесем: «Нанотехнологии». Из каких двух частей состоит это слово? (Слово «нанотехнологии» состоит из двух частей — «нано» и «технологии».
А знаете ли вы, что «нано» это греческое слово, означающее одну миллиардную часть чего-нибудь, например, метра.
Вот метр (воспитатель показывает мерку – метр – деревянную линейку). А нанометрво столько раз меньше метра, во сколько раз обыкновенная горошина (показ) меньше земного шара.
(Презентация)
Представьте себе: если бы рост человека был один нанометр, то толщина листа бумаги показалась бы человеку равной расстоянию между городами Туймазы и Уфа, а это целых 170 километров!
Воспитатель. Слово «технологии» означает создание материалов и предметов, необходимых человеку.
А нанотехнологии — это создание материалов и предметовс заранее заданными свойствами из наночастиц при помощи специальных приборов.
-Из каких слов состоит слово «нанотехнологии»?
- Что означает слово «нано»? (Одна миллиардная часть.)
- Что означает слово «технология»? (Создание предметов и материалов.)
- Скажем вместе: нанотехнологии- это создание материалов и предметов из наночастиц.
- Получение вещей из наночастиц напоминает работу с конструктором. Только в качестве деталей используются маленькие частички, из которых учёные создают удивительные наноматериалы и наноустройства. Об этих необыкновенных изобретениях мы узнаем с вами совсем скоро
Посмотрите, у меня в руках кусочек глины. Как вы думаете, какие предметы можно из него вылепить? (Игрушки, посуду.)
Учитель (показывает кусок глины и предметы, изготовленные из него). Глина – это вещество. Из него можно сделать множество самых разных предметов. А что это? (Воспитатель последовательно показывает тетрадь, книгу, салфетку, бумажный стаканчик, дети называют предметы).
- А что у них общего? Из чего они изготовлены? (О.д.Из бумаги.)
- Верно! Бумага – это вещество, из которого делаются такие предметы, как книга и многие другие. Итак, вещество - это материал, из которого делают различные вещи, предметы. Каждый предмет изготовлен из какого-то вещества. Я бросаю мяч вам и показываю предмет, а вы бросаете мяч мне и говорите, из чего этот предмет сделан:
пупс – из резины; ваза – из стекла; конструктор – из пластмассы; кувшин – из глины, гвоздь – из железа, раскраска – из бумаги, кубик – из дерева.
Учитель(показывает два стакана – бумажный и стеклянный).
- Мальчики и девочки, а это что? (О.д.Стаканы.)
-А из чего они сделаны? (О.д. Один - из стекла, другой –из бумаги).
-Верно, эти предметы изготовлены из разных веществ. Проведем эксперимент: попробуем их сжать. Что вы наблюдаете? (О.д.Бумажный стакан помялся, а стеклянный - нет.) Сделаем вывод: от того, из какого вещества сделан предмет, зависят его свойства, особенности. Например, важно, чтобы вата была мягкой, а кирпич – твердым. Только так, а не иначе!
Вот поэтому ученые сначала придумывают самые разные наноматериалыс заранее заданными свойствами, а потом планируют использовать их для изготовления уникальных вещей и устройств.
(Презентация: принцип наношерстинок позволит изготовить обувь, которая не скользит на льду и даже позволит человеку ходить по стенам, что важно для альпинистов; самые обычные носки с серебряными наночастицами будут устранять возможное размножение бактерий и запах пота, можно будет получить мыльный пузырь размером с грузовой автомобиль).
-Если спросить учёного, для чего нужны нанотехнологии, он с гордостью ответит:
Ребенок в роли врача (заранее подготовленный).В медицине. Например, крохотные нанороботы, способные проникнуть в любую клетку человеческого организма, смогут быстро лечить те или иные болезни и производить такие операции, которые не под силу даже самому опытному хирургу.
Ребенок в роли инженера-строителя (заранее подготовленный).Благодаря нанотехнологиям появятся «умные дома». В них человеку практически не надо будет заниматься уборкой. Это будут делать «умные вещи» и «умная пыль». Люди станут носить одежду, которая не пачкается, более того, сообщает владельцу, что, например, пора обедать или принимать душ.
(Презентация)
Ребенок в роли ученого (заранее подготовленный). Нанотехнологии позволят изобрести компьютерную технику и мобильные телефоны, которые можно будет складывать, как носовой платок, и носить в кармане.
(Презентация)
4.Итог
Так где же применяются нанотехнологии?(О.д.)
- А зачем они нужны? (Они нужны, чтобы сделать мир лучше.)
Если вам было интересно, попросите родителей вместе с вами поискать сведения, где же еще могут применяться нанотехнологии.