СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нанотехнологии-просто о сложном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Нанотехнологии-просто о сложном»

МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя

общеобразовательная школа № 1»











Предмет: технология.

Тема раздела: Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Тема урока «Нанотехнологии».

8 класс









Глухова Наталья Борисовна.




















Цели урока:

  1. образовательные: ознакомление обучающихся с понятием нанотехнология, с некоторыми достижениями нанотехнологий;

  2. воспитательные: формирование навыков культуры труда (умение работать с информацией, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи);

  3. развивающие: развитие кругозора обучающихся, воспитание умения работать в коллективе, развитие творческого воображения;


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – деловая игра.


Формы работы учащихся: устная фронтальная работа (формирование и развитие познавательных, информационных компетентностей); групповая работа (выполнение творческого задания - формирование и развитие коммуникационных компетентностей).


Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.





























Информационная карта урока


Тема

Нанотехнологии.

Цель темы

Дать представление обучающимся о нанотехнологии. Познакомить с возможностями нанотехнологий.

Термины и понятия

нанотехнология, туннельный микроскоп.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

получить представление:
  • о нанотехнологиях;

  • о возможностях

нанотехнологий.

знать:
  • единица измерений в нанотехнологиях;
  • понятие «нанотехнология»;

уметь:
  • представлять результаты творческой работы;




Регулятивные: контролировать свою деятельность; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: анализ и обобщение полученной информации; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь выполнять работу в группах, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся.

















Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя, содержание темы урока


Деятельность обучающего

1

2

3

4

1.

Организационный

момент


Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Мотивация учащихся на изучение темы (слайд 1)

Посмотрите кадр из фильма «Приключение Электроника». Этот фильм вышел на экраны в 1987 году. В то время история о чудо - роботе была из области фантастики. (слайд 2-4) А уже сегодня роботы вплотную подобрались к тому, чтобы заменить собой людей: они уже патрулируют улицы, принимают заказы в ресторанах и даже играют в футбол.

Почему это стало возможным?

Наука и техника стремительно развивается, и появляются новые технологии.

Обсуждают и анализируют проблему, отвечают на вопрос.

2.

Постановка учебной задачи


Цель: формулирование темы и целей урока

Организует фронтальную работу учащихся, подводит учащихся к формулированию темы урока. (слайд 5)

Совсем недавно Nokia удивила всех своим проектом высокотехнологичного смартфона. Вы только взгляните на форму новинки. Устройство имеет гибкий корпус и гибкий дисплей. Nokia Human Form оснащён сенсорным дисплеем с электротактильной поверхностью. Что это значит? Это значит, что если провести пальцем по картинке с камнями, то можно почувствовать их. Это стало возможным благодаря нано технологиям. В последние годы в заголовках газет и в журнальных статьях мы все чаще встречаем слова, начинающиеся с приставки “нано”. [1 ]


Что означает слово “нано”?(слайд 6)

Оно происходит от латинского слова nanus – “карлик” и буквально указывает на малый размер частиц. В приставку “нано” ученые вложили более точный смысл, а именно одна миллиардная часть. Например, один нанометр – это одна миллиардная часть метра, или 0,000 000 001 м (10-9). [2 ]

Вы уже догадались, какая будет тема нашего урока?

(Слайд 7)

Запишите тему в информационную карту (приложение 1).


Организует работу учащихся с информационной картой урока, подводит учащихся к формулированию целей урока.


В информационной карте урока, таблица 1, заполните графу - знаю (что вы знаете о нанотехнологиях). Далее заполняем графу – хочу знать (формулируют цели).


Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим понятие “нанотехнология” и познакомимся с нанодостижениями.



Обсуждают и анализируют поставленные вопросы. Формулируют тему урока.


























Работают с информационной картой урока, формулируют цели. Представляют информацию, что они знают о нанотехнологиях и что хотят узнать.



3.

«Открытие» учащимися новых знаний


Цель: познакомить с нанотехнологиями и их применением

Организует работу над пониманием смысла определения нанотехнология.

В информационной карте познакомьтесь с определением нанотехнологии и выделите из него фразу, определяющую сущность.

(слайд 8) Все вокруг, что нас окружает, состоит из атомов. Даже люди состоят из атомов. С помощью химических реакций, меняя порядок атомов, природа из земли и воды создаёт ароматную клубнику, сочное яблоко или кислый щавель. Вот здесь и возникает вопрос: а нельзя ли нам научиться по собственному желанию менять атомную структуру веществ, чтобы получать всё, что мы только пожелаем?

(слайд 9) В 1959 году нобелевский лауреат Ричард Фейнман в своём выступлении предсказал, что в недалёком будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать (создавать) все, что угодно. Это было предвещанием появления наноехнологий. [3] Простым языком это конструктор из атомов и молекул, с помощью которого можно создать что угодно, при этом задать любые свойства.

Посмотрите, какое вещество у меня в стакане? (песок) Мы его видим, потому что крупинок очень много. Если я возьму одну крупинку и вам покажу, многие уже её не увидят. А представьте, что эту крупинку разделили на миллиард частей. Эту часть нельзя не увидеть, не потрогать.

(слайд 10) Поэтому для работы с атомами и молекулами используют туннельный микроскоп. Он позволяет видеть некоторые молекулы и атомы и управлять ими. [4 ]


Организует проведение «Деловой игры».

Задание 1.

Нанотехнологии дают человечеству огромные возможности. Посмотрите видео и подумайте, что дадут человечеству нанотехнологии в медицине. Заполните таблицу 2, информационной карты.

(Увеличится продолжительность жизни, человек длительное время может оставаться молодым и т.д.)

Представьте, что вы ученые. С применением нанотехнологий в медицинской области мы свами познакомились. Выберите область науки, в которой вы хотите совершить открытие. (слайд 11)


Электроника

Робототехника

Текстильная промышленность (производство одежды)

Сельское хозяйство


Дети распределяются на группы по видам науки.


Задание 2. У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук.

Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.


Возможно, что тот объект, который вы сегодня презентовали, уже существует. Если нет, то теоретически с помощью нанотехнологий существует возможность его создать.

Работают с понятием, выделяют сущность.



































Смотрят видео, определяют возможности нанотехнологий в медицине.



















Создают объект, определяют его свойства, представляют результаты.

4

Закрепление полученных знаний.


Цель: выявить содержание недостающих знаний для домашнего изучения.

Организует закрепление полученных знаний.

Заполните графу узнал-в таблице 1.

И сравните, содержание граф хочу узнать и узнал.




Оценивают полученные знания, заполняют таблицу, выявляют какие знания мы не получили в ходе урока из графы хочу узнать.

5

Домашнее задание




Задает домашнее задание.

Изучите достижения нанотехнологий в заданных областях наук и продолжите заполнение таблицы 2.

Запись домашнего задания в дневник

6

Рефлексия

Цель: рефлексия полученных знаний

Организует рефлексию полученных знаний.

В информационной карте заполните таблицу 3-рефлексия.

Оценивают свою работу на уроке, заполняют таблицу.





Список использованных источников:


  1. https://mobile-dom.ru/mobilnyie-novinki/nanotehnologii-uzhe-realnost

  2. http://him.1september.ru/article.php?ID=200901702

  3. http://www.nanonewsnet.ru/blog/birger/primernaya-kratkaya-istoriya-nanonauki-nanotekhnologii

  4. http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/autoindex/3ee94be2-f8ea-4490-289b-5da6d583c478/00149192161724739/00149192161724739.htm

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нанотехнология


Приложение 1

Информационная карта урока.

Тема:

Таблица 1

Знаю

Хочу узнать (цели урока)

Узнал





Задание 1. Познакомьтесь с определением нанотехнологии и выделите из него фразу, определяющую сущность.

Нанотехнологии (официально принято в российской госкорпорации “Роснанотех”): это – совокупность методов и приемов, применяемых при изучении, проектировании, производстве и использовании структур, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и модификацию формы, размера, интеграции и взаимодействия составляющих их наномасштабных элементов (1-100нм) для получения объектов с новыми химическими, физическими, биологическими свойствами. [5 ]

Задание 2. Посмотрите видео и подумайте, что дадут человечеству нанотехнологии в медицине. Заполните первую строку таблицы.

Таблица 2


Отрасль

Возможности нанотехнологии

1

Медицина


2

Электроника


3

Робототехника


4

Текстильная промышленность


5

Сельское хозяйство



Задание 3. Заполните графу узнал-в таблице 1. Сравните, содержание граф хочу узнать и узнал. Какая информация у нас осталась, не изучена?

Домашнее задание. Изучите достижения нанотехнологий в заданных областях наук и заполните таблицу 2 до конца.


Рефлексия.

Таблица 3

Отметьте свой вариант ответа в следующей таблице.


Суждение

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

1.Узнал много нового

2. Показал свои знания

3. С интересом общался с учителем и одноклассниками.




На уроке я чувствовал себя

  1. Свободно

  2. Скованно

  3. Уютно




На уроке мне понравилось

  1. Коллективное решение творческих задач и вопросов.










Приложение 2.

Деловая игра «Мир ученых».

Отрасль: «Робототехника».

Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.

Название объекта:

Свойства и качества объекта:












Деловая игра «Мир ученых».

Отрасль: «Сельское хозяйство».

Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.

Название объекта:

Свойства и качества объекта:













Деловая игра «Мир ученых».

Отрасль: «Электроника».

Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.

Название объекта:

Свойства и качества объекта:













Деловая игра «Мир ученых».

Отрасль: «Текстильная промышленность (производство одежды)».

Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.

Название объекта:

Свойства и качества объекта: