МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Предмет: технология.
Тема раздела: Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
Тема урока «Нанотехнологии».
8 класс
Глухова Наталья Борисовна.
Цели урока:
образовательные: ознакомление обучающихся с понятием нанотехнология, с некоторыми достижениями нанотехнологий;
воспитательные: формирование навыков культуры труда (умение работать с информацией, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи);
развивающие: развитие кругозора обучающихся, воспитание умения работать в коллективе, развитие творческого воображения;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – деловая игра.
Формы работы учащихся: устная фронтальная работа (формирование и развитие познавательных, информационных компетентностей); групповая работа (выполнение творческого задания - формирование и развитие коммуникационных компетентностей).
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Информационная карта урока
Тема | Нанотехнологии. |
Цель темы | Дать представление обучающимся о нанотехнологии. Познакомить с возможностями нанотехнологий. |
Термины и понятия | нанотехнология, туннельный микроскоп. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
получить представление: о нанотехнологиях; о возможностях нанотехнологий. знать: уметь: | Регулятивные: контролировать свою деятельность; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: анализ и обобщение полученной информации; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь выполнять работу в группах, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся. |
Технологическая карта урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя, содержание темы урока | Деятельность обучающего |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Организационный момент Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Мотивация учащихся на изучение темы (слайд 1) Посмотрите кадр из фильма «Приключение Электроника». Этот фильм вышел на экраны в 1987 году. В то время история о чудо - роботе была из области фантастики. (слайд 2-4) А уже сегодня роботы вплотную подобрались к тому, чтобы заменить собой людей: они уже патрулируют улицы, принимают заказы в ресторанах и даже играют в футбол. Почему это стало возможным? Наука и техника стремительно развивается, и появляются новые технологии. | Обсуждают и анализируют проблему, отвечают на вопрос. |
2. | Постановка учебной задачи Цель: формулирование темы и целей урока | Организует фронтальную работу учащихся, подводит учащихся к формулированию темы урока. (слайд 5) Совсем недавно Nokia удивила всех своим проектом высокотехнологичного смартфона. Вы только взгляните на форму новинки. Устройство имеет гибкий корпус и гибкий дисплей. Nokia Human Form оснащён сенсорным дисплеем с электротактильной поверхностью. Что это значит? Это значит, что если провести пальцем по картинке с камнями, то можно почувствовать их. Это стало возможным благодаря нано технологиям. В последние годы в заголовках газет и в журнальных статьях мы все чаще встречаем слова, начинающиеся с приставки “нано”. [1 ] Что означает слово “нано”?(слайд 6) Оно происходит от латинского слова nanus – “карлик” и буквально указывает на малый размер частиц. В приставку “нано” ученые вложили более точный смысл, а именно одна миллиардная часть. Например, один нанометр – это одна миллиардная часть метра, или 0,000 000 001 м (10-9). [2 ] Вы уже догадались, какая будет тема нашего урока? (Слайд 7) Запишите тему в информационную карту (приложение 1). Организует работу учащихся с информационной картой урока, подводит учащихся к формулированию целей урока. В информационной карте урока, таблица 1, заполните графу - знаю (что вы знаете о нанотехнологиях). Далее заполняем графу – хочу знать (формулируют цели). Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим понятие “нанотехнология” и познакомимся с нанодостижениями. | Обсуждают и анализируют поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Работают с информационной картой урока, формулируют цели. Представляют информацию, что они знают о нанотехнологиях и что хотят узнать. |
3. | «Открытие» учащимися новых знаний Цель: познакомить с нанотехнологиями и их применением | Организует работу над пониманием смысла определения нанотехнология. В информационной карте познакомьтесь с определением нанотехнологии и выделите из него фразу, определяющую сущность. (слайд 8) Все вокруг, что нас окружает, состоит из атомов. Даже люди состоят из атомов. С помощью химических реакций, меняя порядок атомов, природа из земли и воды создаёт ароматную клубнику, сочное яблоко или кислый щавель. Вот здесь и возникает вопрос: а нельзя ли нам научиться по собственному желанию менять атомную структуру веществ, чтобы получать всё, что мы только пожелаем? (слайд 9) В 1959 году нобелевский лауреат Ричард Фейнман в своём выступлении предсказал, что в недалёком будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать (создавать) все, что угодно. Это было предвещанием появления наноехнологий. [3] Простым языком это конструктор из атомов и молекул, с помощью которого можно создать что угодно, при этом задать любые свойства. Посмотрите, какое вещество у меня в стакане? (песок) Мы его видим, потому что крупинок очень много. Если я возьму одну крупинку и вам покажу, многие уже её не увидят. А представьте, что эту крупинку разделили на миллиард частей. Эту часть нельзя не увидеть, не потрогать. (слайд 10) Поэтому для работы с атомами и молекулами используют туннельный микроскоп. Он позволяет видеть некоторые молекулы и атомы и управлять ими. [4 ] Организует проведение «Деловой игры». Задание 1. Нанотехнологии дают человечеству огромные возможности. Посмотрите видео и подумайте, что дадут человечеству нанотехнологии в медицине. Заполните таблицу 2, информационной карты. (Увеличится продолжительность жизни, человек длительное время может оставаться молодым и т.д.) Представьте, что вы ученые. С применением нанотехнологий в медицинской области мы свами познакомились. Выберите область науки, в которой вы хотите совершить открытие. (слайд 11) Электроника Робототехника Текстильная промышленность (производство одежды) Сельское хозяйство Дети распределяются на группы по видам науки. Задание 2. У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать. Возможно, что тот объект, который вы сегодня презентовали, уже существует. Если нет, то теоретически с помощью нанотехнологий существует возможность его создать. | Работают с понятием, выделяют сущность. Смотрят видео, определяют возможности нанотехнологий в медицине. Создают объект, определяют его свойства, представляют результаты. |
4 | Закрепление полученных знаний. Цель: выявить содержание недостающих знаний для домашнего изучения. | Организует закрепление полученных знаний. Заполните графу узнал-в таблице 1. И сравните, содержание граф хочу узнать и узнал. | Оценивают полученные знания, заполняют таблицу, выявляют какие знания мы не получили в ходе урока из графы хочу узнать. |
5 | Домашнее задание | Задает домашнее задание. Изучите достижения нанотехнологий в заданных областях наук и продолжите заполнение таблицы 2. | Запись домашнего задания в дневник |
6 | Рефлексия Цель: рефлексия полученных знаний | Организует рефлексию полученных знаний. В информационной карте заполните таблицу 3-рефлексия. | Оценивают свою работу на уроке, заполняют таблицу. | |
Список использованных источников:
https://mobile-dom.ru/mobilnyie-novinki/nanotehnologii-uzhe-realnost
http://him.1september.ru/article.php?ID=200901702
http://www.nanonewsnet.ru/blog/birger/primernaya-kratkaya-istoriya-nanonauki-nanotekhnologii
http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/autoindex/3ee94be2-f8ea-4490-289b-5da6d583c478/00149192161724739/00149192161724739.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нанотехнология
Приложение 1
Информационная карта урока.
Тема:
Таблица 1
Знаю | Хочу узнать (цели урока) | Узнал |
| | |
Задание 1. Познакомьтесь с определением нанотехнологии и выделите из него фразу, определяющую сущность.
Нанотехнологии (официально принято в российской госкорпорации “Роснанотех”): это – совокупность методов и приемов, применяемых при изучении, проектировании, производстве и использовании структур, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и модификацию формы, размера, интеграции и взаимодействия составляющих их наномасштабных элементов (1-100нм) для получения объектов с новыми химическими, физическими, биологическими свойствами. [5 ]
Задание 2. Посмотрите видео и подумайте, что дадут человечеству нанотехнологии в медицине. Заполните первую строку таблицы.
Таблица 2
| Отрасль | Возможности нанотехнологии |
1 | Медицина | |
2 | Электроника | |
3 | Робототехника | |
4 | Текстильная промышленность | |
5 | Сельское хозяйство | |
Задание 3. Заполните графу узнал-в таблице 1. Сравните, содержание граф хочу узнать и узнал. Какая информация у нас осталась, не изучена?
Домашнее задание. Изучите достижения нанотехнологий в заданных областях наук и заполните таблицу 2 до конца.
Рефлексия.
Таблица 3
Отметьте свой вариант ответа в следующей таблице.
Суждение | Да | Нет | Не знаю |
На уроке я: 1.Узнал много нового 2. Показал свои знания 3. С интересом общался с учителем и одноклассниками. | | | |
На уроке я чувствовал себя Свободно Скованно Уютно | | | |
На уроке мне понравилось Коллективное решение творческих задач и вопросов. | | | |
Приложение 2.
Деловая игра «Мир ученых».
Отрасль: «Робототехника».
Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.
Название объекта:
Свойства и качества объекта:
Деловая игра «Мир ученых».
Отрасль: «Сельское хозяйство».
Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.
Название объекта:
Свойства и качества объекта:
Деловая игра «Мир ученых».
Отрасль: «Электроника».
Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.
Название объекта:
Свойства и качества объекта:
Деловая игра «Мир ученых».
Отрасль: «Текстильная промышленность (производство одежды)».
Задание: У вас есть возможность создать объект будущего в выбранной вами области наук. Подумайте, что это будет за объект, и какими свойствами и качествами он будет обладать.
Название объекта:
Свойства и качества объекта: