СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«"Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока

Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных


Цель

Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Задачи

Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Тип урока

Первичное предъявление знаний.

УУД

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты

Обучающийся научится: объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия

написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы

Основные: Учебник

Дополнительные: карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы

ХОД УРОКА.

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .

- Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

- Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.

2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


- На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке

1. Перечислите шипящие согласные звуки:

твердые мягкие

[ ], [ ], ж ш [ ], [ ] ч щ

- Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?

- Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.

Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя

До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было.  29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.

- Кто и когда предложил внести ё в письменность?

-Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?

- А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.

Смотрим видеофрагмент

- Необычная речь для нас, правда, ребята?

-Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.

Взаимооценка

- Внимание на доску, прочитайте слова


Мужич.к, подуш.чка.

Плюш.вый,еж.вый.

- Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?

(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».

Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.

Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.

Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)

Формулируют тему.

- Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)

-Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?

Дети определяют

Учитель подводит итог.

-Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

3.Открытие нового знания. Организация исследования.

- Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило . Я предлагаю поработать в группах.

1 группа

Мышонок, крошечка.

План исследовательской работы

  1. Определите часть речи.

  2. Выделите суффикс.

  3. Подчеркните шипящий.

  4. Поставьте ударение.

  5. Сделайте вывод: какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения.



ВЫВОД:

Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________

(указать чась речи)

под ударением пишется буква_____ ,


а без ударения___.

2 группа

Моржовый, ключевой.

План исследовательской работы

  1. Определите часть речи.

  2. Выделите суффикс.

  3. Подчеркните шипящий.

  4. Поставьте ударение.

  5. Сделайте вывод: какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения.



ВЫВОД:

Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________

(указать чась речи)

под ударением пишется буква_____ ,


а без ударения___.


(Читают ответы)

- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?

- Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?

Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?

-Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.

- Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?

( Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)



4. Первичное восприятие нового материала.

Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?

Коллективная работа

Физминутка


1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.

На носочки поднялись

И достали неба высь.

Руки вниз мы опустили –

Искупались в море синем.

Повернитесь. Улыбнитесь,

И за парту вновь садитесь.


5. Первичная проверка понимания

Цель: проверить степень усвоения нового материала

Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о

Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый

Работа в паре.

-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

Самопроверка. Оценить.



6 .Самостоятельная дифференцированная работа

Цель: формировать навыки использования изученного материала.



У вас в файлах лежат карточки . Прочитайте задания .Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы . Другую карточку уберите на край стола.


К-2

От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.



Кумач, ёрш, камыш, ландыш

К-1



Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.

1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Тест. Самопроверка

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок 
2) щипцы 
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется

1 )  е 
2)  о 
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е 
2) о 
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)лисиц…й 
2) улиц…й
3) камыш…вый

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обсуждение и запись домашнего задания.

1 ) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой

2) уч. стр. 136, упр. 104

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Оценка

- Наш урок подходит к концу.

Продолжите предложения.

1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________


1. Перечислите шипящие согласные звуки:

шипящие твердые шипящие мягкие

__________ __________

2. Минутка чистописания.


_______________________________


3. Мужич__к, подуш__чка.


Плюш__вый, еж__вый.


  1. Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика. Выделите часть слова с пропущенной орфограммой.

Старич_к, кумач_вый, доч__нька, замш__вый

О

Е






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя