Урок русского языка в 4 классе
Тема урока | Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
Цель | Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
Задачи | Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами. |
Тип урока | Первичное предъявление знаний. |
УУД | Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности. Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку. Метапредметные Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы). Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Планируемые результаты | Обучающийся научится: объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных) |
Основные понятия | написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание |
Ресурсы | Основные: Учебник Дополнительные: карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы |
ХОД УРОКА.
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .
- Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.
2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке
1. Перечислите шипящие согласные звуки:
твердые мягкие
[ ], [ ], ж ш [ ], [ ] ч щ
- Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?
- Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.
Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя
До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.
- Кто и когда предложил внести ё в письменность?
-Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?
- А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.
Смотрим видеофрагмент
- Необычная речь для нас, правда, ребята?
-Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.
Взаимооценка
- Внимание на доску, прочитайте слова
Мужич.к, подуш.чка.
Плюш.вый,еж.вый.
- Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?
(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».
Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.
Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.
Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)
Формулируют тему.
- Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)
-Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?
Дети определяют
Учитель подводит итог.
-Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
3.Открытие нового знания. Организация исследования.
- Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило . Я предлагаю поработать в группах.
1 группа
Мышонок, крошечка.
План исследовательской работы
Определите часть речи.
Выделите суффикс.
Подчеркните шипящий.
Поставьте ударение.
Сделайте вывод: какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения.
ВЫВОД:
Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________
(указать чась речи)
под ударением пишется буква_____ ,
а без ударения___.
2 группа
Моржовый, ключевой.
План исследовательской работы
Определите часть речи.
Выделите суффикс.
Подчеркните шипящий.
Поставьте ударение.
Сделайте вывод: какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения.
ВЫВОД:
Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________
(указать чась речи)
под ударением пишется буква_____ ,
а без ударения___.
(Читают ответы)
- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?
- Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?
Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?
-Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.
- Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?
( Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)
4. Первичное восприятие нового материала.
Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме
-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?
Коллективная работа
Физминутка
1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.
На носочки поднялись
И достали неба высь.
Руки вниз мы опустили –
Искупались в море синем.
Повернитесь. Улыбнитесь,
И за парту вновь садитесь.
5. Первичная проверка понимания
Цель: проверить степень усвоения нового материала
Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о
Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый
Работа в паре.
-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
Самопроверка. Оценить.
6 .Самостоятельная дифференцированная работа
Цель: формировать навыки использования изученного материала.
- У вас в файлах лежат карточки . Прочитайте задания .Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы . Другую карточку уберите на край стола.
К-2
От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.
Кумач, ёрш, камыш, ландыш
К-1
Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.
1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.
Взаимопроверка. Взаимооценка.
Тест. Самопроверка
1. В каком слове все согласные звуки шипящие?
1) жучок
2) щипцы
3) чаща
2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется
1 ) е
2) о
3) ё
3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обсуждение и запись домашнего задания.
1 ) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой
2) уч. стр. 136, упр. 104
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.
Оценка
- Наш урок подходит к концу.
Продолжите предложения.
1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________
1. Перечислите шипящие согласные звуки:


шипящие твердые шипящие мягкие
__________ __________
2. Минутка чистописания.
_______________________________
3. Мужич__к, подуш__чка.
Плюш__вый, еж__вый.
Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика. Выделите часть слова с пропущенной орфограммой.
Старич_к, кумач_вый, доч__нька, замш__вый