Речевые клише для сочинения
Для определения позиции автора (рассказчика) исходного текста
- По мнению ФИО, … (позиция автора)
- Писатель (публицист…) ФИО считает, что… (позиция автора)
Для комментирования позиции автора (рассказчика)
- Во-первых, позиция автора раскрывается на примере…
- Не случайно писатель (публицист) изображает…
- Автор считает, что…
- Кроме того, важную роль в раскрытии проблемы играет…
- Автор подчёркивает, приводит пример того, как…, опирается на мнение…, анализирует, противопоставляет, рассматривает, отмечает…
- Этот пример показывает, что…
- Из этого следует, что…
- Данный пример убедительно доказывает, что…
- Описанные события (указанные факты, приведённый пример) помогают понять…
Для определения смысловой связи между примерами-иллюстрациями
-Оба примера, дополняя друг друга, дают возможность ясно понять …
- Данные примеры противопоставлены друг другу. Первый показывает… Во втором примере подчёркивается, что …
- Противопоставляя поступки героя в различных ситуациях, …
- Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
- Второй пример является аргументом к первому
Для изложения своего отношения к позиции автора (рассказчика)
по проблеме исходного текста
- Нельзя не согласиться с автором текста… Так, …
- Я полностью согласен с точкой зрения автора текста… Например, …
- В целом я согласен с автором текста, но…
- Я разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться…
- Я согласен с позицией автора текста. Однако утверждение
В.В. Вересаева, согласно которому писатель должен работать врачом, инженером, а в свободное время писать, кажется мне несколько категоричным…
Вывод-заключение
Таким образом, …
Рекомендации по подготовке к экзаменационному
сочинению-рассуждению (задание 27)
Теоретические понятия и определения
Проблема текста – это какой-либо сложный вопрос, требующий разрешения, серьёзного исследования.
Позиция автора (рассказчика) – это авторское отношение к поднятой проблеме текста, основной вывод, который совпадает с идеей, основной мыслью текста. Проблема и позиция автора (рассказчика) должны быть связаны как вопросно-ответное единство.
Комментарий позиции автора (рассказчика) - это пояснительные замечания, рассуждения, показывающие понимание позиции автора (рассказчика). Необходимо включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Избегать простого пересказа текста! Говоря, что делают герои, мы пересказываем, а говоря, что делает автор, мы комментируем! Не следует приводить в качестве цитат большие фрагменты текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть позиции автора, написать, о чём говорит автор, на чём заостряет внимание, над чем он задумывается.
Смысловая связь между примерами – это взаимосвязь мыслей, высказанных о двух примерах. Смысловые отношения могут быть построены на основе сопоставления, противопоставления, выявления причин и т.д. Надо указать и пояснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Своё обоснованное отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста - это выражение согласия или несогласия с позицией автора. Необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которыми могут быть читательский, историко-культурный или жизненный опыт. Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной, научной, публицистической литературы. Аргументы, основанные на историко-культурном опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из анализа исторических, культурологических событий. Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной). Важно, чтобы это были не просто бытовые зарисовки, а продуманные наблюдения, представляющие собой ценный жизненный опыт, интересный другим.
Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно. В работе не допускаются примеры экстремистских и/или иных
запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д. (см. критерий К6 оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом).
Композиция сочинения - это построение сочинения. Важна логичность речи.
План сочинения-рассуждения
Формулировка позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме (чёткий ответ на поставленный вопрос).
Первый пример-иллюстрация из прочитанного текста с пояснением: введение примера – анализ примера – значение примера для понимания позиции автора.
Второй пример-иллюстрация из прочитанного текста с пояснением: введение примера – анализ примера – значение примера для понимания позиции автора.
Указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста и её обоснование. Этически корректно указать на совпадение/ несовпадение своего мнения с позицией автора текста: выразить согласие/ несогласие с позицией автора (рассказчика) текста – объяснить свою точку зрения, аргументировать её примером из читательского, историко-культурного или жизненного опыта.
Вывод-заключение из всего сочинения.
150 слов (250-300 слов)
Пример сочинения-рассуждения
(по демоверсии 2025)
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?»
По мнению В.П. Катаева, первое впечатление о человеке может быть обманчивым, потому что его истинная сущность не заключается во внешности, а проявляется в поведении, в поступках.
Во-первых, позиция писателя раскрывается на примере восприятия разведчика Ковалёва мальчиком Ванюшей. «Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта», - пишет автор. В глазах Вани немолодой боец был дедушкой, а не бравым героем. Однако возраст никак не мешал Ковалёву не только не утратить мастерства, но и проявить качества наводчика «в полном блеске». «Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой», - заключает писатель. Значит, личность раскрывается в ситуациях, требующих от неё совершения серьёзных поступков.
Кроме того, примером, раскрывающим позицию автора, является отношение к Ковалёву сослуживцев во время Великой Отечественной войны: «Сначала в батарее к нему относились с недоверием: уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность». Но «всякое недоверие кончилось раз и навсегда», когда в первом же бою он показал себя искусным, виртуозным наводчиком, которому не было равных. Этим фактом В. Катаев убеждает, что мастерство человека зависит не от внешности, а от деловых навыков.
Данные примеры дополняют друг друга. Они показывают: и у детей, и у взрослых первое впечатление о человеке может быть ошибочным, если основываться только на его внешнем облике. Автор акцентирует внимание на том, что только в поступках, в деле можно по-настоящему узнать человека.
Трудно не согласиться с позицией автора. Ни возраст, ни характер, ни физические данные не являются основными определяющими нашего поведения в трудных жизненных ситуациях. Так, В. Быков в повести «Сотников» показывает, что подлинным героем стал больной Сотников, а не крепкий и здоровый Рыбак. Именно Сотников проявил себя ответственным, духовно зрелым, твёрдо решив не выдавать Дёмчиху, спрятавшую партизан. А Рыбак стал предателем, поступив в полицаи, чтобы спасти только свою жизнь.
Таким образом, не следует доверять первому впечатлению о человеке. По-настоящему можно узнать людей только по их поведению, поступкам, особенно в экстремальных ситуациях.
(311 слов)