СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному, дифференцирующему принципам русской орфографии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия по учебному предмету Родной язык.

Просмотр содержимого документа
«Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному, дифференцирующему принципам русской орфографии.»

Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Группа Д-15


Курс 1


Технологическая карта учебного занятия


Занятие № 6 по учебному предмету «Родной язык»

Количество часов - 2


Тема занятия:  Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному, дифференцирующему принципам русской орфографии.



Тип занятия: Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности.



Вид занятия: Комбинированное занятие.



Цели:  - обобщить и систематизировать орфографические умения и навыки учащихся;

          - совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

          - развитие умения использовать полученные знания на практике;

          - расширение словарного запаса учащихся;

           -воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.



Оборудование:

  1. Губернская Т.В. Русский язык и культура речи. Практикум: сборник упражнений для СПО– М.: Форум, 2016 г.

  2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник для СПО/Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: Форум, 2015.




Ход занятия:


1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций) (1-5 мин).

Отметить отсутствующих на занятии. Записать тему занятия в журнале учебных занятий. Проверить готовность рабочих мест.

2. Проверка знаний обучающихся. Словарный диктант. Подведение итогов проверки (25 мин).

3. Сообщение темы занятия, постановка целей занятия (5мин).

Сообщить тему и цель занятия, тему записать на доске, а обучающимся - в конспектах.

4. Изучение нового материала (30 мин).

5. Закрепительные упражнения (15 мин).

Объяснение преподавателя.

Академик Лев Владимирович Щерба писал : «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

Как вы понимаете это высказывание?

Сам академик говорил, что язык — явление социальное и по своему существу служит для общения между людьми, сплачивает группы, а письмо и подавно по самому существу вещей еще, может быть, больше, чем устный язык.

Победить низкий уровень грамотности можно при помощи чтения, самосовершенствования, саморазвития…

Сегодня мы с вами познакомимся с основными принципами русской орфографии. Что означит принципы орфографии?

Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы

Что такое орфография?

  • Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

  • Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Можно сказать, что слова орфография и правописание – синонимы.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

История русской орфографии.

Несколько лет назад в одной из газет была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Единомышленников было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова агенство, обьявление, сдесь, адресс...

В ХVIII в. Василий Кириллович Тредиаковский, русский ученый, призывал писать «по звонам», иначе говоря, по произношению. В начале ХХ в. академик А. В. Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым.

Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному.

Так, «по звонам», предлог -без с различными словами может быть написан по-всякому: биз дома, биш шороху, биж жиру, бис фкусу. В русском алфавите не могут быть отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и целых регионов (аканье, оканье, цоканье и т. д.). По мысли М. В. Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник». И прав был академик Щерба, когда утверждал, что: « В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по- разному, то мы перестанем понимать друг друга».

Русская орфография имеет более чем трехсотлетнюю историю. Первая реформа русской графики была проведена в 1708 г. указом Петра I о введении гражданского шрифта.

Вопросы правописания нашли свое отражение в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1755 г.).

На протяжении почти всего XIX века отмечался значительный орфографический разнобой и в официальных документах, и в произведениях писателей.

С середины 30-х годов XX века стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г.

Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией учёного-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов: морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий.

Ведущий принцип русской орфографии– морфологический (морфематический). Лингвисты подсчитали, что морфологическому принципу подчиняется целых 96% словарного состава русского языка, в то время как на долю остальных принципов приходится всего 4%. Суть принципа: необходимо единообразно передавать на письме одну и ту же морфему. Например, единообразно передавать один и тот же корень во всех однокоренных словах, одну и ту же приставку, один и тот же суффикс. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфемкак дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определённая информация о его значении и грамматических свойствах.

Каждый из нас хоть один раз в жизни придумывал новые слова. Обычно этим занимаются дети: машину называют бибикой, собаку авкой. Но придумывают новые слова не только дети. 

Эту великолепную фразу придумал для своих учеников Лев Владимирович Щерба. Он не выдумывал нового языка, а вот с какой целью он придумал эту фразу, мы сейчас с вами посмотрим. Смотрите внимательно:

Глокая куздра штеко будманула бокра и кудрячит бокренка.

Поняли что-нибудь?

Вроде бы ничего не понятно, но можно разобраться. О чем же здесь идет речь? И так, какое-то существо, которое назвали куздра похоже на кошку, собаку, да еще глокая, может добрая, может злая, а может глупая, как-то очень штеко – вольно, случайно сделала, что сделала – будланула, может толкнула, может клюнула какое-то существо, которое называют бокра, да еще не одного бокра, а с бокренком. А бокренок похож на теленка, котенка, то есть детёныш. Так вот, что делает бокра с бокренком – она его курдячит – может гладит, может лижет. Непонятно, но какое-то действие делает. И вот единственное слово знакомое – это союз И. Лев Владимирович Щерба не мог его ничем заменить, так как без него не связать части предложения.

Вот те самые кирпичики, которые Лев Владимирович использовал при создании этого предложения и есть строительный материал нашего языка.

И так, мы догадались, что ГЛОКАЯ – это прилагательное по окончанию АЯ (выделить), куздра – окончание А – женский род, ед.число., Штеко – похоже на наречие, окончания у него нет, есть суффикс – О, будлунула – здесь целых два суффикса – НУ – Обозначает мгновенное действие, и суффикс Л – указывает на прошедшее время глагола. Бокра – это существительное, похоже на слово бобер в родит.падеже своим окончанием А. Кудрячит – с этим словом никто не ошибется – это глагол, у него есть яркое глагольное окончание – ИТ, ну а бокренка Лев Владимирович сделал по типу теленка, котенка, суффикс ЁНК, который в русском языке обозначает детёнышей.

Так вот, для чего академик придумал такое предложение? А для того, чтобы доказать, что наш русский язык строится по очень строгим, но правильным законам. А строительные кирпичики, из которых получаются слова называются морфемами. Это приставка, корень, суффикс, окончание.

Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:

  1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – вода – водяной – наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-боймудр-ец и стар-ецна стол-е и на стул-е).

  2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук– лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);

  3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);

  4. написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловитьнадстроить как надломить и т. д.);

  5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);

  6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.);

  7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.). Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?

  8. написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учитьсяучится, мойся)

Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. В древнерусском языке, в отличие от современного русского, главенствовал фонетический принцип, то есть слова в большинстве своем писались так же, как и слышались. Ряд исторических языковых процессов привел к тому, что переход к морфологическому принципу написания, начавшийся в 16 веке, почти полностью завершился к 18-му.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.

К фонетическим написаниям относятся:

  1. написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);

  2. написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь);

  3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);

  4. написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);

  5. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.);

  6. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).

  7. Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать).

Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

  1. безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай);

  2. написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);

  3. написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);

  4. написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.

  5. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);

  6. написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);

  7. написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);

  8. написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);

  9. написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

  1. наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);

  2. написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);

  3. написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);

  4. написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));

  5. написание окончаний -ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на -ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);

  6. написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);

  7. некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).

  8. В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг – ожОг; баЛ – баЛЛ и т.п.



Закрепительные упражнения:

Запишите слова в таблицу из 4 столбцов в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту (дать приют), пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.

Взаимопроверка: поменяйтесь местами, проведите проверку работ по образцу.

  • Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.

  • Традиционный: кавычки, компромисс, прилагательное, чувство, терраса.

  • Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный, чрезмерный, рассыпать, россыпи.

  • Дифференцирующий: поджег сарай, умышленный поджог, призреть сироту, презирать труса, шумная компания, избирательная кампания.

Вывод:

Многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Рефлексия:

Что включает в себя понятие Орфография?

Назовите основные орфографические принципы.

Что нового узнали на уроке?

Какая работа вызвала наибольший интерес?

Язык — это живой организм, и потому он находится в постоянном развитии, изменении, в нём происходит стремительное обновление — в том числе и словарного состава.

Домашнее задание: Выучить теоретический материал по теме урока.



Преподаватель Сатарина Л.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!