СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Написание непроизносимых согласных в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 3 классе. Тема: Написание непроизносимых согласных в корне слова.

Просмотр содержимого документа
««Написание непроизносимых согласных в корне слова»»



Урок русского языка на тему:

«Написание слов с непроизносимыми согласными»

Класс 3

Предмет: русский язык

Тема: «Написание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: сформировать представление о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Задачи:

- познакомить с новой орфограммой и способом ее проверки;

- активизировать словарный запас детей при подборе родственных слов;

- развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов.

Планируемый результат.

Познавательные умения:

- анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

- использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формировать высказывание, используя правило о правописании непроизносимых согласных;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку.










Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Садитесь, ребята.

Начинаем урок русского языка. Сегодня наш урок опять будет проходить под девизом от тётушки совы. Прочитаем его вместе.

- Ребята, а как вы думаете, почему нам на уроки приносит дивизы именно сова?

На доске открыт девиз урока

Перо пишет, а ум водит.

  • Как вы думаете, что сова хотела сказать нам этими словами?

  • Какие еще качества нужны в учении?

  • Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.












  • (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)


(Усердие, трудолюбие, …)

Постановка проблемы урока

Ребята, сова нам принесла сегодня не только девиз урока, но ещё и задания, которые нам необходимо за урок выполнить, их она разместила на доске. Сегодня на уроке мне понадобится помошник, который будет зачитывать нам эти задания. Помошником моим сегодня будет Коровин Паша. Паша, выйди прочитай нам 1-ое задание от тетушки совы.

Текст:

Здравствуй, солнце красное.

Здравствуй, утро ясное.

В радостный прелестный день, Заниматься нам не лень.


О чем оно?


К кому обращаются? Как нужно прочитать.


- Мы прочитали текст, с пропущенными буквами. Смысл потерялся?

- Что–то было непонятно?

- А может здесь и не надо ничего писать?

Ребята, мы встали перед проблемой !

- Как же называются согласные, если они не произносятся?

- Теперь вы можете поставить цель нашего урока!

- Прочитайте цель урока.


Какова тема нашего урока?

- Прочитайте тему урока.


Ребята, сегодня вы САМИ определили цель и сформулировали тему урока.

Сейчас вам предстоит вывести правило.



















(О солнышке, об утре, о прелестном дне)


(Бодро, весело)


Нет.



Все понятно

Надо




Непроизносимые


Ответы 2-3 учащихся.


После появления на слайде хором прочитали.

Ответы учащихся.

После появления на слайде хором прочитали.








Исследование



-Ребята, вы определили цель и тему урока, давайте же вернемся к нашей проблеме.

-Какая же у нас возникла проблема?



-Как мы будем разбираться с этой проблемой?


Возвращаемся к стихотворению от тётушки совы, попробуем вставить непроизносимые согласные в корне и подобрать к этим словам с пропущенной буквой проверочные слова. Алиса выходит к доске.

-Алиса, к какому же выводу мы пришли?


-Давайте ещё раз повторим наше правило, я его начну, а кто-то продолжит... Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно... Маша продолжи.



- Повторим это правило хором.





Я вам это правило сказала?

Вы сами его вывели?

А теперь, давайте найдем это правило в своих учебниках и посмотрим как же нам это правило сформулировали авторы нашего учебника на стр. 118 Прочитай нам правило Ильдар.

-Чем отличается правило которое мы сформулировали, от правила авторов?



Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (Называем слово и подбираем к нему проверочное)


Мы справились с пробным действием?

Помогло ли правило?



Чтение хором правила.


(Мы не знаем когда пишется непроизносимая согласная в корне слова, а когда не пишется.)

(Попробуем подобрать к словам с непроизносимой согласной проверочные, родственные слова.)






Здравствуй-здравие, солнце-солнечный, радостный-радость, прелестный-прелесть.





(Нужно подобрать проверочное слово, чтобы этот непроизносимый согласный произносился отчетливо. )

Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, чтобы этот непроизносимый согласный произносился отчетливо.









Работа в паре

Молодцы, ребята, возвращаемся к заданиям от тетушки совы. Паша, прочитай нам 2 задание.

Прежде, чем начнем работать в паре для примера разберем слово опасный, используя правило.

- Читаю опасный.

- Подбираю проверочные слова.

- Какие можно слова подобрать?


Какую букву вставим?

Какой вывод?

Теперь при работе в паре вы должны объяснить написание непроизносимого согласного друг другу.

- Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

Проверим, что у вас получилось, читаем только те слова, которые вы выписали к себе в тетради, читаем слова по цепочке начиная с Сони.

Посмотрите внимательно на слово интересный - это действительно интересное слово, в нем часто допускают ошибку и вставляют непроизносимую согласную, хотя здесь она не нужна. Таких интересных слов я знаю 7 и если вам стало интересно дома поищите такие слова, а в понедельник вы мне их тогда назовете.







Ответы учащихся. (Опасен, опасаться)

Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.

Не всегда пишется согласный







Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.


Сердце-сердечный, интересный- интерес, участвовать - участие.


Слайд 8 Физминутка

А сейчас ребята мы несножко отдохнем. Встаньте из-за своих парт.

Я буду называть слова, если услышите слово на нашу сегодняшнюю орфограмму приседаете, если в слове нет непроизносимой согласной стоите.

Зима, прелестный, круглый, весёлый, сердце, здравствуй, радостный, широкий, чувство, лестница.

Самостоятельная работа

- Переходим к следующему этапу нашего урока.

- Давайте выполним последнее задание тетушки совы. Прочитай его Паша.

-Ребята, в задании этого упр-я сказано выписать все слова на нашу орфограмму, но, чтобы сэкономить время мы будем выписывать только те слова, которые нам сегодня не встречались, заодно я и посмотрю, кто на уроке был внимателен.

Также помните слова мудрой совы: Прежде, чем написать – нужно подумать.

-Давайте сначала прочитаем все эти слова, прочитай Яна Смольянинова.

- Скажи, можем ли мы к этим словам подобрать проверочные слова?

Запишите в тетрадях упр. 223 и по цепочке с места будем называть слова которые записываем и букву которую подчеркиваем. Начинаем с Никитки.

-И конечно же как всегда орфографическая пятиминутка, на слайде вы видите слова с пропущенными буквами, нужно объяснить какую нужно вставить букву, что это за орфограмма и если нужно подобрать проверочное слово.


Деятельность учеников.

















(Нет, потому что они словарные)





(праздник(д), тростник(т), счастливый(т), честный(т).

Рефлексия

-Вот и закончился урок. Наша работа была плодотворной.

Самыми активными на уроке были –

Самые полные ответы были –

Сова хочет услышать ваше мнение об уроке. Продолжите предложение.

Звонок – спасибо.




Деятельность учащихся.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!