СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написание сжатого изложения (ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

методы и приёмы работы над сжатым изложением (ОГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Написание сжатого изложения (ОГЭ)»

Тема урока .  Р. Р. Подготовка к написанию сжатого изложения  ( Уровень ОГЭ)    Цель : подготовка к написанию сжатого изложения.

Тема урока . Р. Р. Подготовка к написанию сжатого изложения ( Уровень ОГЭ) Цель : подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Образовательные:
  • Образовательные:
  • Образовательные:
  • Образовательные:
  • повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
  • повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
  • повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
  • повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
  • повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста»,
  • отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста,
  • уметь выделять главную информацию.
  • Развивающие:
  • Развивающие:
  • Развивающие:
  • Развивающие:
  • Развивающие:
  • развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
  • развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
  • развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
  • развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
  • развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты,
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывающие:
  • Воспитывающие:
  • Воспитывающие:
  • Воспитывающие:
  • воспитывать любовь к родному языку.
  • воспитывать любовь к родному языку.
  • воспитывать любовь к родному языку.
  • воспитывать любовь к родному языку.
  • воспитывать любовь к родному языку.
 ОГЭ по русскому языку: 1 часть – сжатое изложение – 7 б. 2 часть – тест по прочитанному тексту (2- 14) -13 б. 3 часть – сочинение –рассуждение по прочитанному тексту - 9б. (Грамотность - 10 б.) Всего – 39 б.

ОГЭ по русскому языку:

  • 1 часть – сжатое изложение – 7 б.
  • 2 часть – тест по прочитанному тексту (2- 14) -13 б.
  • 3 часть – сочинение –рассуждение по прочитанному тексту - 9б.
  • (Грамотность - 10 б.) Всего – 39 б.
Сжатое изложение: краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности, запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.

Сжатое изложение:

  • краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности,
  • запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.
Микротема:  содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац; часть темы; Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложного слова. Обозначает что-то малое, часть чего-то. (микроорганизмы, микроклимат, микрорайон…)

Микротема:

  • содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац;
  • часть темы;
  • Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложного слова. Обозначает что-то малое, часть чего-то. (микроорганизмы, микроклимат, микрорайон…)

Приёмы сжатия текста:  Исключение: вводных слов, повторов, однотипных примеров, риторических вопросов и восклицаний, цитат, пояснений, рассуждений, описаний,  Обобщение или объединение: ряда предложений, связанных одной мыслью, частей предложений, конкретных, единичных фактов, событий, явлений.  Замена: однородных членов обобщающим словом, сложного предложения - простым, прямой речи – косвенной,  части текста одним предложением, части предложения местоимением.

Приёмы сжатия текста:

Исключение:

вводных слов,

повторов,

однотипных примеров,

риторических вопросов и восклицаний,

цитат,

пояснений, рассуждений, описаний,

Обобщение или объединение:

ряда предложений, связанных одной мыслью,

частей предложений,

конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Замена:

однородных членов обобщающим словом,

сложного предложения - простым,

прямой речи – косвенной,

части текста одним предложением,

части предложения местоимением.

Алгоритм написания сжатого  изложения:  прослушать текст, определить тему текста;  сформулировать основную мысль текста ( чему учит текст, ради чего написан);  разбить на части, составить план текста;  определить микротему каждой части;  найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;  подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;  обдумать средства связи между частями;  записать получившийся текст.

Алгоритм написания сжатого изложения:

  • прослушать текст, определить тему текста; сформулировать основную мысль текста ( чему учит текст, ради чего написан);
  • разбить на части, составить план текста;
  • определить микротему каждой части;
  • найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;
  • подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;
  • обдумать средства связи между частями;
  • записать получившийся текст.
Прослушивание текста : определите тему, основную мысль, понять текст, уловить его структуру, записать тезисы, ключевые предложения, ключевые слова, определить стиль и тип речи .

Прослушивание текста :

  • определите тему,
  • основную мысль,
  • понять текст, уловить его структуру,
  • записать тезисы, ключевые предложения, ключевые слова,
  • определить стиль и тип речи .
 Ответьте на вопросы  после первого прослушивания текста 1. О чём текст? Определите тему. 2. Определите основную мысль текста. 3. Что такое основная мысль текста? 4. Зачем автор написал этот текст? 5. К чему призывает автор? 6. Определите стиль и тип речи.

Ответьте на вопросы после первого прослушивания текста

  • 1. О чём текст? Определите тему.
  • 2. Определите основную мысль текста.
  • 3. Что такое основная мысль текста?
  • 4. Зачем автор написал этот текст?
  • 5. К чему призывает автор?
  • 6. Определите стиль и тип речи.
Второе прослушивание текста: разделить текст на абзацы, определить микротемы, составить план текста, обратить внимание на большие интонационные паузы, не менее 70 слов, 90 слов.

Второе прослушивание текста:

  • разделить текст на абзацы,
  • определить микротемы,
  • составить план текста,
  • обратить внимание на большие интонационные паузы,
  • не менее 70 слов, 90 слов.
Образец написания сжатого изложения  Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными, находчивыми. Но никто из них не говорит о доброте. Почему доброта не ставится рядом с доблестью, мужеством, храбростью. Без доброты невозможна душевная красота человека.  Добрые чувства своими корнями уходят в детство. Если они не воспитаны в детстве, то их уже трудно воспитать, потому что они усваиваются с познанием ценностей жизни. Доброта рождается в радостях и печалях.  Сегодня мы должны быть внимательными и добрыми друг к другу, потому что в мире много зла. Совершать хорошие поступки во имя добра. Путь добра – единственно правильный путь в жизни человека.

Образец написания сжатого изложения

Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными, находчивыми. Но никто из них не говорит о доброте. Почему доброта не ставится рядом с доблестью, мужеством, храбростью. Без доброты невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства своими корнями уходят в детство.

Если они не воспитаны в детстве, то их уже трудно воспитать, потому что они усваиваются с познанием ценностей жизни. Доброта рождается в радостях и печалях.

Сегодня мы должны быть внимательными и добрыми друг к другу, потому что в мире много зла. Совершать хорошие поступки во имя добра. Путь добра – единственно правильный путь в жизни человека.

Добро нести,  добру учить, Добиться цели через  трудности … Любовью истине служить – Я называю это мудростью …

Добро нести,

добру учить,

Добиться цели через

трудности …

Любовью истине служить –

Я называю это мудростью

Домашнее задание Доработать и переписать получившееся изложение.

Домашнее задание

  • Доработать и переписать получившееся изложение.