Просмотр содержимого документа
«Написание сжатого изложения (ОГЭ)»
Тема урока . Р. Р. Подготовка к написанию сжатого изложения ( Уровень ОГЭ) Цель : подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
- Образовательные:
- Образовательные:
- Образовательные:
- Образовательные:
- Образовательные:
- повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
- повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
- повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
- повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста», отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста, уметь выделять главную информацию.
- повторить теоретический материал по теме: « Приёмы сжатия текста»,
- отработать с помощью предложенных упражнений приёмы сжатия текста,
- уметь выделять главную информацию.
- Развивающие:
- Развивающие:
- Развивающие:
- Развивающие:
- Развивающие:
- развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
- развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
- развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
- развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
- развивать умения логически мыслить и обобщать полученные факты,
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
- Воспитывающие:
- Воспитывающие:
- Воспитывающие:
- Воспитывающие:
- Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному языку.
- воспитывать любовь к родному языку.
- воспитывать любовь к родному языку.
- воспитывать любовь к родному языку.
- воспитывать любовь к родному языку.
ОГЭ по русскому языку:
- 1 часть – сжатое изложение – 7 б.
- 2 часть – тест по прочитанному тексту (2- 14) -13 б.
- 3 часть – сочинение –рассуждение по прочитанному тексту - 9б.
- (Грамотность - 10 б.) Всего – 39 б.
Сжатое изложение:
- краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности,
- запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.
Микротема:
- содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац;
- Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложного слова. Обозначает что-то малое, часть чего-то. (микроорганизмы, микроклимат, микрорайон…)
Приёмы сжатия текста:
Исключение:
вводных слов,
повторов,
однотипных примеров,
риторических вопросов и восклицаний,
цитат,
пояснений, рассуждений, описаний,
Обобщение или объединение:
ряда предложений, связанных одной мыслью,
частей предложений,
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Замена:
однородных членов обобщающим словом,
сложного предложения - простым,
прямой речи – косвенной,
части текста одним предложением,
части предложения местоимением.
Алгоритм написания сжатого изложения:
- прослушать текст, определить тему текста; сформулировать основную мысль текста ( чему учит текст, ради чего написан);
- разбить на части, составить план текста;
- определить микротему каждой части;
- найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;
- подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;
- обдумать средства связи между частями;
- записать получившийся текст.
Прослушивание текста :
- определите тему,
- основную мысль,
- понять текст, уловить его структуру,
- записать тезисы, ключевые предложения, ключевые слова,
- определить стиль и тип речи .
Ответьте на вопросы после первого прослушивания текста
- 1. О чём текст? Определите тему.
- 2. Определите основную мысль текста.
- 3. Что такое основная мысль текста?
- 4. Зачем автор написал этот текст?
- 5. К чему призывает автор?
- 6. Определите стиль и тип речи.
Второе прослушивание текста:
- разделить текст на абзацы,
- определить микротемы,
- составить план текста,
- обратить внимание на большие интонационные паузы,
- не менее 70 слов, 90 слов.
Образец написания сжатого изложения
Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными, находчивыми. Но никто из них не говорит о доброте. Почему доброта не ставится рядом с доблестью, мужеством, храбростью. Без доброты невозможна душевная красота человека.
Добрые чувства своими корнями уходят в детство.
Если они не воспитаны в детстве, то их уже трудно воспитать, потому что они усваиваются с познанием ценностей жизни. Доброта рождается в радостях и печалях.
Сегодня мы должны быть внимательными и добрыми друг к другу, потому что в мире много зла. Совершать хорошие поступки во имя добра. Путь добра – единственно правильный путь в жизни человека.
Добро нести,
добру учить,
Добиться цели через
трудности …
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью …
Домашнее задание
- Доработать и переписать получившееся изложение.