СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Направление индукционного тока. Правило Ленца».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Направление индукционного тока. Правило Ленца».»

Название предмета: «Физика».

Учитель физики: Н.Н Гетикова

Класс: 9

УМК: Физика.9 класс. /А.В Пёрышкин, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин; под.ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2010./

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: «Направление индукционного тока. Правило Ленца».

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 12

Место урока в системе уроков по теме:

Данный урок, в системе уроков раздела «Магнитное поле», представляет ступеньку продвижения обучающихся к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. Учитель в системе таких уроков обеспечивает обучающихся дифференцированными заданиями, помогает им овладевать знаниями на разных уровнях сложности, опытом самообучения и самообразования. Определение направления индукционного тока по правилу Ленца является одним из самых сложных моментов для восприятия обучающихся.

Цель урока: объяснение сущности правила Ленца; формирование умения пользоваться правилом Ленца для определения направления индукционного тока.

Задачи урока:

Образовательные:  изучить явление электромагнитной индукции;

 познакомить учащихся с применением явления электромагнитной индукции;

 изучить правило Ленца; уметь решать задачи на определение направления индукционного тока;

 способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;

Развивающие:  способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения;

 развитие логического мышления для объяснения результатов опытов;

 развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы).

Воспитательные:  на примере биографических фактов из жизни , Эмилея Христиановича Ленца,показать целеустремленность и трудолюбие ученого.


Планируемые результаты.

Обучающиеся должны:

  • понимать смысл правила Ленца;

  • формулировать правило Ленца;

  • уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока, возникающего в замкнутом контуре.

Техническое обеспечение урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.

  2. Оборудование по физике:  катушка, магниты.

Демонстрации: видеоролик опыта, подтверждающего справедливость правила Ленца (с катушкой и магнитом).

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

  1. Карточки-тесты.


Содержание урока:

I.Организационный момент (1 мин.). Мобилизующее начало урока («исходная мотивация». Позитивный настрой на урок.



II.Фронтальный опрос:

1.Что такое электрический ток?

2.Частицы какого заряда являются носителями электрического тока в металлах?

3.В чем носителями тока являются положительные ионы?

Нам известно. Что около проводника с током возникает магнитное поле, которое обозначается магнитными линиями.


4.Что такое магнитные линии? (Изобразите на рисунке.)






5. Какое магнитное поле носит название однородного? Пример?

Поле, в котором магнитные линии одинаковы по направлению и модулю называется однородным. Пример соленоид.





6. Неоднородное поле создает ……..? (изобрази на рисунке.)

Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется отточки к точке.









7.Как можно определить направление магнитных линий в прямом проводнике, если известно направление тока? Каким правилом воспользуемся? Изобразите на примере неоднородного магнитного поля.

(Правило буравчика)





8.Как определить направление магнитных линий в соленоиде? Каким правилом воспользуемся? (правило правой руки).КАТУШКА

Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направленные 4 пальца укажут направление тока в катушке, а отставленный большой палец укажет направление магнитного поля внутри соленоида.

9. Из курса 8 класса мы знаем, что всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой. Мы с вами рассматривали поведение металлической рамки, помещенной в магнитное поле и выяснили, что магнитное поле действует на проводник с током с силой. А как определить её направление? (Правило левой руки)

Если левую руку расположит так, чтобы магнитные линии входили в ладонь перпендикулярно. 4 пальца покажут нам направление тока в проводнике, а отставленный на 90 градусов большой палец укажет направление силы, действующий на проводник с током.





10. Какой величиной характеризуется магнитное поле? По какой формуле она определяется и в каких единицах измеряется?







11. На каком рисунке изображен вектор магнитной индукции в прямом проводнике и соленоиде.







12.»Создать из магнитизма электричество»

Кому принадлежат эти слова?. В 1822 году английский ученый Майкл Фарадей поставил перед собой задачу доказать, что магнитное поле создает электрическое поле. Над это проблемой он работал 10 лет и открыл явление электромагнитной индукции. На прошлом уроке мы проводили лабораторную работу по исследование явления электромагнитной индукции.

Какие опыты проводил Фарадей?

(Слайд 1)

13. Сформулируйте мне вывод из проведенных опытов. В чем заключается это явление?

(Слайд 2)

При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, и существует в течении всего процесса изменения магнитного потока.

14. Как называется этот ток? Что это означает?



15.А теперь подведем итоги всему сказанному. Выполните задание.

Укажите стрелочкой соответствие величин и методов их определения.



Направление маг.линий в прямом проводнике Правило Ленца

Направление маг. линий в соленоиде Правило левой руки

Направление силы, дейст. на проводник

с током Правило правой руки Направление индукционного тока Правило буравчика

16. Какого соответствия вы не обнаружили?

Итак тема урока: Направление индукционного тока. Правило Ленца.

17. Предлагаю вам посмотреть опыт, который покажет нам как определить направление индукционного тока.

ПРОСМОТР РОЛИКА





18. Объяснение правила. (Слайд 4)

При увеличении магнитного потока в кольце возникает индукционный ток, который противодействует увеличению внешнего магнитного потока. Векторы магнитной индукции поля кольца и поля магнита направлены в противоположные стороны.



(Слайд:5 и 6)



(Слайд 7)



При уменьшении магнитного потока в кольце возникает индукционный ток, который противодействует уменьшению внешнего магнитного потока. Векторы магнитной индукции поля кольца и поля магнита направлены в одну и ту же сторону.

(Слайд 8)

Оба правила можно объединить в одно. Это правило Ленца: Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которое вызвало этот ток.

19. При решении задач на Правило Ленца пользуются правилом:

(Слайд 9)



(слайд:11)

20. Предлагаю вам послушать сообщение о жизни и вкладе в развитие физики российского учёного Эмилея Христиановича Ленца.

(Соообщение)

21.Решение ТЕСТА: «Правило Ленца»

(слайд:12)

IV. Рефлексия

1.Что нового узнали?

2.Какой момент урока вас заинтересовал?

3. Оцените материал по 5 бальной системе.

V.Подведение итогов

Оцените свою работу на уроке и оцените её.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!