Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и »минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
1. Всегда ли наука служит во благо человеку?
2. Будущее, которого следует опасаться.
3. Какое будущее у поколения Z?
4. Как вы понимаете высказывание Айзенка Азимова «Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?»
5. Можно ли назвать цивилизованным общество, уничтожающее природу?
1.1. В романе «Белые одежды» В. Дудинцев рассказывает об эпохе, на которую пришелся расцвет идей Т. Лысенко и гонения на ученых-генетиков. В основе сюжета романа противостояние двух направлений в биологии: генетики и агробиологии. Федор Дежкин — талантливый ученый, отправленный на поиски и разоблачение ученых, занимающихся настоящей наукой. В итоге Дежкин переходит на сторону ученых, занимающихся запрещённой деятельностью, ведь ему истина дороже. Можно поразмышлять о том, можно ли приносить свои убеждения в угоду новым веяниям времени и как это может сказаться на развитии науки и человечества.
1.2. История микробиологии по напряжению и драматизму не уступает голливудским фильмам. Болезнетворные микробы — это не фантастические враги человечества с далекой планеты, они здесь, рядом, и охота за ними далеко не всегда имеет счастливый конец.
Тема актуальная в наши дни, когда человечество столкнулось с пандемией. Появился вирус искусственно или естественным путем, судить трудно, но то, что учёными довольно быстро были созданы прививки от опасного заболевания, факт, достойный уважения.
Книга Поля де Крюи «Охотники за микробами» основана на фактах. В лёгкой манере приключенческого романа она рассказывает о самых ярких открытиях в микробиологии с XVII века по начало XX века. Книга даёт очень живое представление о том, что такое научный поиск, эксперимент, открытие. Победа над дифтерией, обуздание сифилиса, спасение человечества от жёлтой лихорадки — вот лишь несколько из увлекательных сюжетов, которые читаются, как детектив.
1.3. Где границы возможностей человеческого познания? Могут ли достижения науки уничтожить человечество? Эти вопросы волнуют не одно поколение.
Курт Воннегут уверен, что человечество вполне способно на самоубийство.
Сюжет его книги «Колыбель для кошки» строится вокруг опаснейшего вещества «лёд-девять», изобретённого гениальным учёным. Лёд-девять мог вызывать кристаллизацию большей части воды на Земле и впоследствии — гибель жизни на планете. Учёного совершенно не интересует, как его открытия повлияют на судьбу человечества, он уже даже работал над атомной бомбой. И теперь его наследники раздали лёд-девять сильным мира сего за неплохую награду. Герой-повествователь следует по следам опасного вещества, попутно знакомясь с новой религией и новыми утопиями.
Читателя охватывает беспокойство от мысли о том, что человечеством всё время кто-то манипулирует. Нельзя допустить, чтобы наука была разрушительной. Человеку пора научиться быть ответственным.
2.1. В своем романе-антиутопии «1984» Джордж Оруэлл изобразил будущее, которого стоит бояться во все времена. Роман повествует о возможном сценарии развития мира. После череды кровопролитных войн и революций Земля была разделена на три сверхдержавы, которые постоянно воюют между собой, чтобы отвлекать население от нерешенных внутренних проблем и полностью его контролировать. В новой системе нет места индивидуальности, поэтому Уинстон Смит ее тщательно скрывает. Любая здравая мысль может считаться мыслепреступлением и карается смертной казнью. Утаивать что-либо от Большого Брата (верховный правитель Океании) нелегко: везде телекраны и микрофоны, полиция мыслей следит за каждым движением. В Океании создаётся новый язык, который убивает мышление, даже с детства знакомые слова приобретают противоположное значение: министерство любви занимается пытками и казнями, а министерство правды напропалую лжет.
Роман является предостережением всем думающим людям о недопустимости тоталитаризма.
2.2. Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать обо всём, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.
3.1. Кто они, представители поколения Z? Чем живут? Чем дышат? Чем дорожат?
Их дом — виртуальное пространство, они «на ты» с высокими технологиями, гаджеты — привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху ДО Интернета. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Они — поколение Z, первые представители которого появились на свет после 1995 года.
Какое у них будущее? Какое будущее с ними у планеты Земля? Неужели оправдаются самые страшные предсказания писателей-фантастов?
Действие поздних произведений братьев Стругацких разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.
Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?
Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.
Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы, но в нынешних условиях жизни решаются эти проблемы по-новому. А решаются ли? Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?
Как ответит на эти вопросы поколение Z? Вспомнят ли, что они люди или действовать будут по установке из Сети?
4–5. Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.
Просмотр содержимого документа
«Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать»
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и »минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
1. Всегда ли наука служит во благо человеку?
2. Будущее, которого следует опасаться.
3. Какое будущее у поколения Z?
4. Как вы понимаете высказывание Айзенка Азимова «Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?»
5. Можно ли назвать цивилизованным общество, уничтожающее природу?
Скрыть
1.1. В романе «Белые одежды» В. Дудинцев рассказывает об эпохе, на которую пришелся расцвет идей Т. Лысенко и гонения на ученых-генетиков. В основе сюжета романа противостояние двух направлений в биологии: генетики и агробиологии. Федор Дежкин — талантливый ученый, отправленный на поиски и разоблачение ученых, занимающихся настоящей наукой. В итоге Дежкин переходит на сторону ученых, занимающихся запрещённой деятельностью, ведь ему истина дороже. Можно поразмышлять о том, можно ли приносить свои убеждения в угоду новым веяниям времени и как это может сказаться на развитии науки и человечества.
1.2. История микробиологии по напряжению и драматизму не уступает голливудским фильмам. Болезнетворные микробы — это не фантастические враги человечества с далекой планеты, они здесь, рядом, и охота за ними далеко не всегда имеет счастливый конец.
Тема актуальная в наши дни, когда человечество столкнулось с пандемией. Появился вирус искусственно или естественным путем, судить трудно, но то, что учёными довольно быстро были созданы прививки от опасного заболевания, факт, достойный уважения.
Книга Поля де Крюи «Охотники за микробами» основана на фактах. В лёгкой манере приключенческого романа она рассказывает о самых ярких открытиях в микробиологии с XVII века по начало XX века. Книга даёт очень живое представление о том, что такое научный поиск, эксперимент, открытие. Победа над дифтерией, обуздание сифилиса, спасение человечества от жёлтой лихорадки — вот лишь несколько из увлекательных сюжетов, которые читаются, как детектив.
1.3. Где границы возможностей человеческого познания? Могут ли достижения науки уничтожить человечество? Эти вопросы волнуют не одно поколение.
Курт Воннегут уверен, что человечество вполне способно на самоубийство.
Сюжет его книги «Колыбель для кошки» строится вокруг опаснейшего вещества «лёд-девять», изобретённого гениальным учёным. Лёд-девять мог вызывать кристаллизацию большей части воды на Земле и впоследствии — гибель жизни на планете. Учёного совершенно не интересует, как его открытия повлияют на судьбу человечества, он уже даже работал над атомной бомбой. И теперь его наследники раздали лёд-девять сильным мира сего за неплохую награду. Герой-повествователь следует по следам опасного вещества, попутно знакомясь с новой религией и новыми утопиями.
Читателя охватывает беспокойство от мысли о том, что человечеством всё время кто-то манипулирует. Нельзя допустить, чтобы наука была разрушительной. Человеку пора научиться быть ответственным.
2.1. В своем романе-антиутопии «1984» Джордж Оруэлл изобразил будущее, которого стоит бояться во все времена. Роман повествует о возможном сценарии развития мира. После череды кровопролитных войн и революций Земля была разделена на три сверхдержавы, которые постоянно воюют между собой, чтобы отвлекать население от нерешенных внутренних проблем и полностью его контролировать. В новой системе нет места индивидуальности, поэтому Уинстон Смит ее тщательно скрывает. Любая здравая мысль может считаться мыслепреступлением и карается смертной казнью. Утаивать что-либо от Большого Брата (верховный правитель Океании) нелегко: везде телекраны и микрофоны, полиция мыслей следит за каждым движением. В Океании создаётся новый язык, который убивает мышление, даже с детства знакомые слова приобретают противоположное значение: министерство любви занимается пытками и казнями, а министерство правды напропалую лжет.
Роман является предостережением всем думающим людям о недопустимости тоталитаризма.
2.2. Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать обо всём, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.
3.1. Кто они, представители поколения Z? Чем живут? Чем дышат? Чем дорожат?
Их дом — виртуальное пространство, они «на ты» с высокими технологиями, гаджеты — привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху ДО Интернета. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Они — поколение Z, первые представители которого появились на свет после 1995 года.
Какое у них будущее? Какое будущее с ними у планеты Земля? Неужели оправдаются самые страшные предсказания писателей-фантастов?
Действие поздних произведений братьев Стругацких разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.
Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?
Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.
Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы, но в нынешних условиях жизни решаются эти проблемы по-новому. А решаются ли? Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?
Как ответит на эти вопросы поколение Z? Вспомнят ли, что они люди или действовать будут по установке из Сети?
4–5. Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.