Направления воспитания
- 1. Гуманное воспитание
- 2. Нравственное воспитание,
- 3. Трудовое воспитание,
- 4. Физическое воспитание
- 5. Эстетическое воспитание.
- 6. Гражданское воспитание,
- 7. Правовое воспитание,
- 8. Экономическое воспитание,
- 9. Экологическое воспитание .
1 . Гуманное воспитание
Гуманность - (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому, человечность, человеколюбие. переживаниями сострадания и сорадования .
- Личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
2. Нравственное воспитание
- Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека
- Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.
- Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
- Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга.
- Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей
- Отношение к природе требует бережливого отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований
3. Трудовое воспитание
Виды труда:
А)Учебный труд : труд умственный и физический.
Б) Общественно полезный труд
В) Производительный труд
А) Учебный труд
- Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости.
- предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на участке.
Б) Общественно полезный труд
- организуется в интересах членов всего коллектива и каждого обучающегося в отдельности
В) Производительный труд
- предполагает участие обучающихся в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения.
4. Физическое воспитание
1. содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
2. развитие основных двигательных качеств и выносливости.
3. формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.)
4. воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой.
5. приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Средства физического воспитания:
- А) гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную , гигиеническую, с портивну ю, х удожественну ю, производственную, лечебную.
- Б) игра развиваются физические силы студента, тверже делается рука, гибче тело, сообразительность, находчивость, инициатива.
- В) Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия.
- Г) Режим дня . Сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение итд.
5 . Эстетическое воспитание
Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
6. Гражданское воспитание
Воспитание гражданина – одна из задач образовательного учреждения. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
7. Правовое воспитание
целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
8. Экономическое воспитание,
- это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры личности.
9. Экологическое воспитание
- формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов
Методы воспитания
Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата.
Направленность
Содержание
(название класса методов)
Формирование сознания личности
Цель
Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения
Процесс (методы)
Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения
Стимулирование деятельности и поведения
Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе
Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, метод примера
Создать мотивацию правильного поведения
Упражнение,
Методы контроля самоконтроля и самооценки в воспитании
Соревнование, поощрение, наказание, дискуссия
направить на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).
приучение, метод создания воспитывающих ситуаций педагогическое требование
педагогическое наблюдение за обучающимися;
б) беседы (выявить причины отклонений, проблем, когда они наблюдаются)
в) психологические опросники (выявляют характер отношений коллектива, негативные отношения)
Классификация методов воспитания по их направленности
Стили воспитания
- Это стратегия поведения педагога с обучающимися и способы отношения между ними
- Авторитарный стиль
- Демократический стиль
- Либеральный стиль (попустительский стиль )