СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Направленность видов спорта на развитие физических качеств"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Направленность видов спорта на развитие физических качеств"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал













Направленность видов спорта на развитие физических качеств





Допущено (рекомендовано) учебно-методическим советом Западного филиала РАНХиГС в качестве учебно-методического пособия для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальностям














Калининград

Западный филиал РАНХиГС

2021


УДК 000.0 (000)


Рецензент: Шумских Валерия Юрьевна


доцент, кандидат пед. наук ______ Уханева Е.В.


Матухно, Е.В.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи: учебно-методическое пособие / Е.В. Матухно. – Калининград: Издательство Западный филиал РАНХиГС, 2021. – 29 с.

ISBN 000 – 0-00000-000-0


В учебно-методическом пособии осуществлен анализ феномена здорового образа жизни, выделены характеристики и факторы, определяющие содержание здорового образа жизни, а также рассмотрены вопросы, связанные с организацией мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни студенческой молодежи.

В учебно-методическом пособии раскрыт материал, необходимый для усвоения теоретических и практических знаний, которыми человек должен овладеть в соответствии с требованиями программы физического воспитания.

Учебно-методическое пособие предназначено для организации учебной и самостоятельной работы студентов.


Ил. 0, табл.1, список источников – 11 наименований


Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ученым советом филиала «__» ___ 201_ г., протокол №____.




УДК 000.0 (000)









ISBN 000 – 0-00000-000-0


© Западный филиал РАНХиГС






ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………4

ГЛАВА1. Определение основных физических качеств. Способы их развития …….4

1.1 Сила……………………………………………………………………………5

1.2 Выносливость…………………………………………………………… 7

1.3 Быстрота….…………………………………………………………………12

1.4 Ловкость.…………………………………………………………………....14

1.5 Координация……………………………………………………………….16

1.6 Гибкость………………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….21



ВВЕДЕНИЕ




Все основы уровня и качества жизни взрослого человека закладываются в детские годы – это сегодня ни для кого не секрет. Не является исключением и здоровье. Каким будет здоровье человека во взрослые годы во многом зависит от того какое внимание уделялось физическому развитию ребенка и в частности общей физической подготовке его организма. Одним из показателей уровня физического развития ребенка является уровень развития физических качеств.   Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества(особенность строения), благодаря которым возможна физическая активность и целесообразная двигательная деятельность человека.





ГЛАВА1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.СПОСОБЫ ИХ РАЗВИТИЯ.

Основными физическими качествами человека называют отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и т.д. Физические качества человека претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить за счет целенаправленных занятий физическими упражнениями. Жизнь красноречива в своих примерах и неустанно демонстрирует нам, что нельзя серьезно мечтать о хорошем здоровье без достаточного уровня развития целого комплекса физических качеств. Основным методом развития физических качеств является – упраж-нение. При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.


    1. CИЛА


Сила — одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта. Поэтому ее развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания. В зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы в спортивной практике принято различать несколько разновидностей силовых качеств. Чаще всего сила проявляется в движении, т. е. в так называемом динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»). По характеру усилий в динамической силе, в свою очередь, выделяют три разновидности:


  • - взрывную силу — проявление силы с максимальным ускорением, что характерно, например, для так называемых скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний, спринтерского бега, отдельных элементов борьбы, бокса, спортивных игр и пр.;

    - быструю силу — проявление силы с не максимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в беге, плавании, велосипедном спорте и др.;

    - медленную силу, проявляемую при сравнительно медленных движениях, практически без ускорения. Типичными примерами являются жим штанги, выход в упор силой на кольцах или перекладине.

    Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом движении, применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.

    Абсолютная сила — предельное, максимальное усилие, которое спортсмен может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой предельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту («выжимание» неподвижно закрепленной штанги).

    Относительная сила — величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность различных спортсменов. Часто к силовым качествам спортсмена относят также и силовую выносливость — способность сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные (не предельные для данного спортсмена) усилия. Силовая выносливость проявляется, прежде всего, в видах спорта циклического характера (гребля, плавание, бег и т. п.). Понятие силовой выносливости в этих видах спорта в значительной степени совпадает с представлением о специальной выносливости. Оба вида выносливости определяются в общих чертах сходными физиологическими механизмами, подчинены примерно одинаковым закономерностям развития. Поэтому особенности развития силовой выносливости рассматриваются в разделе «Воспитание выносливости».
    Характерной особенностью силовой подготовки во всех видах спорта является то, что силовые качества должны развиваться в тесном комплексе между собой и с другими физическими качествами.
    Например, в спринтерском беге на 60—100 м в равной мере проявляются взрывная сила, быстрота и ловкость, в спринтерском беге на 200 м к этому комплексу добавляется выносливость и т. д.
    Почти все ведущие спортсмены, независимо от того, каким видом спорта они занимаются, отличаются высоким уровнем развития силы. Например, в таком упражнении, как подтягивание, где особенно ярко проявляется силовая подготовленность, обязательные контрольные нормативы для спортсменов сборных команд страны составляют: в современном пятиборье — 20 раз, в фехтовании — 16, в прыжках в воду — 14 (у мужчин) и 8 (у женщин), в гребле на байдарках и каноэ — 23 (у мужчин) и 10 (у женщин).

  • 1.2 ВЫНОСЛИВОСТЬ

  • В занятиях спортом, производственной, воинской и бытовой деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. В зависимости от природы и характера нагрузки можно выделить четыре основных типа утомления:

  • - умственное (при решении математических задач или другой интеллектуальной деятельности);

    - эмоциональное (при выполнении монотонной работы, сильных переживаниях и т.п.);

    - сенсорное (вследствие напряженной деятельности анализаторов. Например, усталость зрительного анализатора во время стрельбы или работы на компьютере);

    - физическое (возникает при продолжительной или довольно интенсивной мышечной работе).

    Особую значимость для спорта имеет физическое утомление, характер которого меняется при выполнении различных физических упражнений.


В зависимости от объема мышечных групп, принимающих участие в работе, условно различают три вида физического утомления:
-Локальное – к работе привлечено меньше трети общего объема скелетных мышц (например, мышцы кисти, голени и т.п.);
-Региональное – в работе принимает участие от одной трети до двух третей мышечной массы (примером могут быть упражнения для укрепления мышц ног или туловища);
Тотальное – работает одновременно более двух третей скелетных мышц (борьба, бег, гребля и т.п.).

Физическая выносливость имеет важное значение в жизнедеятельности человека. Она позволяет:
- выполнять значительный объем двигательной деятельности;
- продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
- быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.

Были даны формулировки двух основных разновидностей выносливости:
- общая (неспецифическая) выносливость – способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.
- специальная (специфическая) выносливость – способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта.

Специальная вынос­ливость классифицируется:
- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
- по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость);
- по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Скоростная выносливость – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удается поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей достигаемых на частях дистанции (например, на первой и второй ее половине: чем меньше разница скоростей, тем выше степень скоростной выносливости, при условии, конечно, что дистанция целом преодолевается в полную силу). Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана силовой выносливостью.

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений. Условно можно считать, что выносливость приобретает силовой характер, когда степень неоднократно повторяемых мышечных усилий превышает хотя бы треть их индивидуально максимально величины (это условие имеет особое значение для проявления развития силовых способностей). Наиболее распространенным в практике внешним показателем силовой выносливости является число возможных повторений контрольного упражнения, выполняемого серийно «до отказа» с определенным внешним отягощением (не менее 30 % от индивидуально максимального).

Одним из типов специальной выносливости можно считать координационно-двигательную выносливость которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляют повышенные требования к координационным способностям (соответствующие индивидуальному уровню их развития или близкие нему). Такая выносливость демонстрируется, например, при выполнении многочисленных координационно сложных технико-тактических действий в спортивных играх, технически правильного выполнения борцовского приема и т.п.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.

Выносливость является комплексным качеством, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах.

    1. Быстрота

Начнем с определения. Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности про явления скоростных качеств.

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4. Частоту движений.

В единоборствах и спортивных играх быстрота реак­ции является основной и необходимой предпосылкой для умения спортсмена максимально быстро, опережая соперника, оценить обстановку, принять наиболее выгод­ное в этой ситуации решение и осуществить его. Именно это умение в первую очередь характерно для всех выдающихся боксеров, фехтовальщиков, баскетболистов и др.

Быстрота реакции необходима также в спринтерских упражнениях в легкой атлетике, плавании, конькобеж­ном спорте и в некоторых других видах спорта для мак­симально быстрого выполнения старта. Хорошо разви­тое, это качество позволит, правда, выиграть всего 0,1, в лучшем случае 0,2 сек., однако для спринтера иногда они имеют решающее значение.

Быстрота темпа движений исключи­тельно важна в упражнениях циклического характера. Она представляет собой способность быстро чередовать «включения» и «выключения» необходимых мышечных групп, т. е. сокращение и расслабление их. Эта способ­ность позволяет не только увеличивать темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии. Чем быстрее происхо­дит сокращение и расслабление мышцы, тем большее время она имеет для отдыха.

Не удивительно поэтому, что специальные скорост­ные упражнения, направленные на развитие темпа дви­жений, должны составлять основу скоростной трениров­ки спортсменов в видах спорта циклического характера. Каждое циклическое движение представляет собой со­четание возбуждения и торможения (работы и расслаб­ления) одной группы мышц с одновременным торможе­нием и возбуждением другой — мышц-антагонистов. При невысоком темпе это чередование происходит до­вольно четко и безошибочно. При повышении темпа движений, в силу того что процесс торможения развива­ется несколько медленнее, чем процесс возбуждения, наступает такой момент, когда возбуждение обеих групп мышц частично совпадает. Тогда возникает так называ­емая скоростная напряженность мышц, не позволяющая выдерживать подобный темп и тем более его увели­чивать. Скорость перехода мышцы от состояния возбуж­дения к состоянию торможения и обратно индивидуаль­на. Она может несколько повышаться под влиянием специальной тренировки, однако предпосылки к этому являются качеством врожденным, поэтому специальная тренировка у одного спортсмена дает больший эффект, а у другого — меньший.

Быстрота одиночного движения эта разновидность проявления ско­ростных качеств встречается в спорте довольно редко: ведь предельная быстрота может быть проявлена лишь в условиях незначительных сопротивлений, таких, как, например, удар в теннисе, короткий укол и удар без учас­тия больших групп мышц в фехтовании и т. п.

Обычно предельная быстрота движений проявляется в сочетании с силой, т. е. эти движения являются до из­вестной степени и силовыми.

    1. ЛОВКОСТЬ

Ловкость – способность человека овладеть новыми двигательными навыками, производить сложные действия в меняющихся условиях времени и пространства, точно рассчитывать свои действия во времени и пространстве. Среди физических качеств ловкость занимает особое место. Она тесно связана с двигательными навыками и поэтому имеет наиболее комплексный характер.

Высокий уровень ловкости – важное условие обучения и совершенствования двигательных действий и техники. Это качество играет важнейшую роль в тех видах спорта, которые предъявляют большие требования к координаций движений.

Различают общую ловкость (она проявляется в разнообразных условиях двигательной деятельности) и специальную (способность к усвоению и вариативному применению техники соответствующего вида спорта). В буквальном смысле термину «ловкость» соответствует хорошо развитая мелкая моторика руки.

  Упражнения для развития ловкости:

1. Кувырки вперед и назад в группировке, боком (вправо и влево).

2. Кувырок прыжком.

3. Переворот в сторону.

4. Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и др. (при правильной технике и тактике игр).

5. Прыжок через скакалку (на одной, обеих ногах, с двойным оборотом скакалки при одном подскоке, со скрещением рук впереди и т.д.).

6. Подбрасывание и ловля набивного мяча в положениях стоя, сидя и лёжа.

7. Различные подвижные игры, требующие значительного развития ловкости.

А также, ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживают координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности — это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

1.5 КООРДИНАЦИЯ

Координация - это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более 100 степеней свободы.

Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды координационных способностей: специальные, специфические и общие. Существует множество методик тренировок на координацию и развитие вестибулярного аппарата.

Подойдут несколько упражнений:

1)Правая рука выполняет движение пилки, то есть «назад-вперед», а левая проделывает движение топора, что значит «вверх-вниз». В некоторый момент требуется поменять порядок движения: вторая рука должна выполнять действия первой, а первая, соответственно, второй.

2)Руки подняты вверх. Левая изображает круг вперед, правая круг назад. Затем конечности совершают движения в обратном направлении.

3)Можно устроить проверку своей координации, проделав лёгкое упражнение: протянуть любую руку при раскрытой ладони. Далее нужно прижать к ладони мизинец, другие пальцы при этом должны находиться в развернутом состоянии.

4)Требуется совершать вращательные движения рукой влево, и в то же время ногой описывать круг в обратную сторону. Придя к положительному результату, следует постараться это же самое осуществить двумя руками и ногами, расположившись сидя на какой-либо поверхности.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

- способности человека к точному анализу движений;
- деятельности анализаторов и особенно двигательного;
- сложности двигательного задания;
- уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
- смелости и решительности;
- возраста;
- общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

- в процессе физического воспитания необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
- применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

1.6 ГИБКОСТЬ

Гибкость – способность человека к достижению большой амплитуды движения – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата – определяющие степень подвижности его звеньев.

Критерием гибкости – служит максимальная амплитуда движения (измеряется в градусах или линейкой в см/м).

Термин «гибкость» широко используется, когда речь идет о подвижности в суставах, поэтому необходимо различать: гибкость и подвижность отдельного сустава.

Виды гибкости:

1)  Активная (10-14 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

2) Пассивная(9-10 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет действия внешних сил (тяжесть, партнер). Величина пассивной гибкости выше активной гибкости.

3)  Динамическая – проявляется в упражнениях динамического характера.

4) Статическая гибкость – в упражнении статического характера.

5) Общая – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.

Средства и методы развития гибкости.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).
Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6—9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

На гибкость влияет несколько факторов:
- внутренние (анатомия);


- внешние (возраст, пол, разминка, температура воздуха и т. п.).


- Время суток (утро/день/вечер), к примеру, тоже важно. Утром тело довольно "забито" после сна. А к вечеру расходится и более послушно на тренировках. Температура воздуха чем выше, тем лучше тянется тело. Например в йоге есть специальные секции, где люди тянутся в помещении, напоминающем сауну. От этого очень сильный эффект на суставы и связки, которые становятся очень послушными.


- Наличие разминки (хотя бы 15 минут) просто необходимо для качественной тренировки на гибкость тела. Разогретое тело увеличивает результативность до 40%.

Другим фактором, оказывающим влияние на гибкость суставов, является общее состояние организма. Если человек устал, утомлен, то его активная гибкость уменьшается, а пассивная - увеличивается. Тогда как положительный настрой и общая бодрость улучшают гибкость всего тела. 



Заключение

В заключение, нужно отметить, о том что к основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию и ловкость. Иметь эти развитые физические качества для человека является неотъемлемой частью. Особенно для тех, кто занимается или планирует заняться спортом. Развивать их можно различными методами: утренняя зарядка, правильное питание, отсутствие вредных привычек, прогулки перед сном. Все эти и многие другие физические качества помогут человеку сохранить своё здоровье на долгие годы своей жизни, к тому же, со здоровым образом жизни можно оживить свою насыщенную жизнь.








БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент “Академия”, 2000. – 480 с.

  2. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций. – Екатеринбург, 2004. – 192 с.

  3. Физическая культура: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений 2-6 изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. – Улан-Удэ: Из-во ВСГТУ, 2007. – 229 с.

  4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М.: Альфа-М, 2003. – 418 с.

  5. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 160 с.

  6. Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. - Воспитание быстроты. – С. 186-188.

7. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. С. 142-144

8. Дипломная работа "Развитие выносливости в подготовке самбистов"

24