СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направленность видов спорта на развитие физических качеств.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Направленность видов спорта на развитие физических качеств.»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал













Направленность видов спорта на развитие физических качеств











Выполнил студент

Учебной группы 13 БД-02/о

Керимова С.А

Преподаватель

Удалова О.Д.













Калининград

Западный филиал РАНХиГС

2020



Оглавление

Введение 3

Физические качества 4

Сила. 5

Быстрота. 7

Гибкость. 10

Ловкость. 11

Выносливость 14

Заключение 15





















Введение

В современном мире потребностями каждого человека являются продление жизни и улучшение её качества (с «физической» точки зрения). Укреплению здоровья как важнейшего фактора для поддержания жизни способствуют правильное питание, отказ от вредных привычек, правильный режим сна и ведение здорового образа жизни. К сожалению, в современном мире всё больше людей, ограниченных в способности много двигаться, забывают о своём здоровье. В силу так называемого «сидячего» образа жизни, человек подвержен воздействию различных заболеваний.

Говоря о физических качествах, нужно отметить, что эти качества взаимосвязаны с иммунитетом. Это и есть два фактора, которые обуславливают здоровый организм человека, или же организм, страдающий от какого-либо заболевания или комплекса заболеваний. Повышенный иммунитет (и развитые физические качества) и пониженный иммунитет (и неразвитые физические качества) соответственно. Большое значение имеют профилактические меры: систематическое закаливание организма, пребывание на свежем воздухе, загорать, купаться. Для соблюдения режима питания и сна необходимо соблюдать режим. Питание – правильное распределение пищи в течение дня, порции. Сон – вовремя ложиться спать и просыпаться.

Развитие физических качеств человека делает его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а так же ведет к уменьшению травматизма и более углубленному физиологическому воздействию на организм, улучшает самочувствие.

Актуальность данной темы заключается в том, что исследование и развитие физических качеств являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта. Разнообразные двигательные действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов и процесс их формирования может приобретать различный характер, оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Студенты, занимающиеся разными видами спорта имеют различный уровень физической подготовки и проявления основных двигательных качеств.











Физические качества – это врождённая совокупность биологических и психических свойств индивида, благодаря которым возможна физическая активность, которая проявляется в определенной двигательной деятельности.

В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств; силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям. Существует два фактора, влияющих на развитие физических качеств. Это врожденные свойства индивида, которые реформируются с возрастом и наличие определенных навыков в отношение двигательных действий. Двигательные действия так же, как врожденные свойства, способны изменятся со временем.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Эти действия, выполняются людьми по-разному. У одних преобладает быстрота, у других чёткая и точная техника движения.

Наиболее употребимые термины по отношению к понятию физических качеств – развитие и воспитание. Развитие – это естественные изменения физических качеств, а воспитание - целенаправленное воздействие человека на рост показателей физического качества, на развитие их.

Существуют пять видов физических качеств: сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Для каждого из пяти видов физических качеств характеры конкретные виды спорта. Существуют также различные методики развития и воспитания в зависимости от видов спорта, которые отдельно будут рассмотрены далее.

Неотъемлемой частью развития, воспитания физических качеств, а главное – поддержания жизни человека является «адекватное» функционирование всего организма, а значит и органов отдельно. Именно на этапе рассмотрения эффективности работы организма и успешного развития и воспитания всех физических качеств выявляется непосредственная взаимосвязь вышеперечисленных факторов.





















Сила.

Это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий, которая выражается через совокупность силовых способностей, обеспечивающих меру физического воздействия человека на внешние объекты. Являясь многозадачным свойством организма человека, сила содержит в себе огромное количество разнообразных процессов, происходящих на различных уровнях с точки зрения науки об устройстве человеческого организма – анатомии. Это клеточный, тканевый, органный и организменный уровни.

В жизни современного человека преобладает сокращение двигательной и физической нагрузки. По этой причине главный компонент, благодаря которому имеет возможность развиваться сила, то есть мышцы могут ослабеть (мышечный корсет), что приведет к нарушению осанки, то есть возможен прогрессирующий сколиоз, последствия которого не только нанесут вред скелету человека (смещение костей скелета и изменение фигуры), но и послужат началом смещения органов, что многократно ухудшит общее состояние человека. Кроме нарушения осанки могут проявиться разнообразные патологии сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем. Для изучения силовых способностей индивида обращаются к генетике, которая определяет степень развития силовых качеств, опираясь на строение мышц родителей человека.

Говоря о развитии силы как компонента физических качеств, можно выделить конкретные виды спота. Таковыми являются различные виды борьбы, тяжелая атлетика. Но не стоит забывать, что в ежедневных общеразвивающих упражнениях присутствуют такие, которые развивают и укрепляют мышцы (упражнения с гантелями, отжимания, планка, приседания и др.)

1.Тяжелая атлетика.

Развитие силовых качеств у тяжелоатлетов происходит осторожно и постепенно. На это влияет соотношение возраста, веса и подготовленной мышечной массы человека. То есть величина силы зависит от веса тела. Сила пропорциональна поперечному сечению мышц (принцип Вебера). Чем значительнее вес, чем больше мышечная масса, тем больше сила.

Упражнения в тяжелой атлетике:

  1. Рывок — упражнение, в котором спортсмен осуществляет подъём штанги над головой одним слитным движением прямо с помоста на полностью выпрямленные руки, одновременно подседая под неё, это низкий. Затем, удерживая штангу над головой, спортсмен поднимается, полностью выпрямляя ноги.

  2. Жим двумя руками — упражнение, заключающееся во взятии с помоста штанги на грудь и выжимании её над головой за счёт одних лишь мышц рук.

  3. Толчок — упражнение, состоящее из двух раздельных движений. Во время взятия штанги на грудь спортсмен отрывает её от помоста и поднимает на грудь, одновременно подседая, а потом поднимается. Затем он полуприседает и резким движением посылает штангу вверх на прямые руки, одновременно подседая под неё, разбрасывая ноги чуть в стороны или вперед-назад. После фиксирования положения штанги над головой спортсмен выпрямляет ноги, ставя стопы на одном уровне, удерживая штангу над головой.

2.Различные виды борьбы. Сила борца — это способность преодолевать сопротивление соперника или противодействовать ему за счет напряжения мышц. В борьбе интенсивность и характер мышечных напряжений постоянно меняются: моменты предельного напряжения сменяются короткими паузами относительного расслабления и т. д. В ходе схватки борцу приходится выполнять силовые движения и действия при самых разнообразных ситуациях, положениях тела, на свежие силы и на фоне большого утомления. Сила в борьбе носит взрывной характер, т. е. она проявляется в движениях резких, выполняемых с максимальной быстротой. Все эти особенности находят свое отражение в методике и средствах развития силы.

3.Общеразвивающие упражнения. Рассмотрим определенные упражнения:

Отжимание от пола с широко расставленными руками для формирования и укрепления трицепсов. Исходное положение: согнутыми руками упереться в пол и отжаться в упоре лежа. Вдох — при разгибании рук, выдох — при сгибании.

«Пистолет» И. п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний.

Выпад. И. П. - выпад вперед, другая немного согнута. После 3-4 пружинистых покачиваний менять положение ног прыжком. Повторить 6-8 раз в среднем темпе. При выполнении упражнения туловище прямое, руки держать произвольно.



Быстрота.



Это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Быстрота является двигательным качеством и основными формами ее проявления являются: время двигательной реакции; время максимально быстрого выполнения одиночного движения; время выполнения движения с максимальной частотой; и резкость.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания возникновения возбуждения в зрительном, слуховом, тактильном и других рецепторах, которые воспринимают сигнал; передачи возбуждения в центральную нервную систему; перехода сигнала как информации по нервным путям и ее анализ, проведения сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждения мышцы и появления в ней активности.

По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью.

Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей. Скорость необходимо тренировать. Существуют различные методы контроля или тесты тренирующие быстроту. Таковыми являются упражнения всестороннего воздействия на все компоненты скоростных способностей:

Спортивные игры

Подвижные игры

Единоборства

Эстафеты



1.Легкая атлетика.

Для улучшения быстроты отталкивания, прыгунам в высоту следует преодолевать предельную и делать попытки прыгнуть на превышающую ее высоту. Однако прыгать так часто нельзя из-за возникающей нервной усталости. Поэтому значительно чаще и в большем объеме надо применять специальные прыжковые упражнения, отталкиваясь с максимальным усилием.

Для повышения быстроты движения у спринтеров следует создавать «облегченные условия, позволяющие выполнять движения с быстротой, превышающей достигнутую. Для этого используются бег с укороченными шагами, бег с ускорением, бег по наклонной дорожке. Бег на короткие дистанции, т. е. на 100 и 200 м, 100 и 110 м с барьерами. Длинным спринтом считается бег на 400 м, А также челночный бег.

2.Конькобежный спорт – это вид, в котором участник должен пройти дистанционный круг быстрее других. Требует опыта, отличного чувства равновесия, умения вычислить скорость соперника и правильно оценить свои возможности. Шорт-трек – вид скоростного бега на коньках, где спортсменам необходимо максимально быстро преодолеть дистанцию по овальной ледовой дорожке. Особенность техники бега по повороту состоит в том, что конькобежец бежит по кривой линии и вынужден в противовес центробежной силе создавать центростремительную (наклоняться внутрь поворота). Величина наклона зависит от скорости бега и радиуса поворота. Чем больше скорость, тем больше наклон.

3.Плавание.

Скоростные способности пловцов зависят от силы, гибкости, умения расслаблять мышцы, не вовлеченные в работу и проявления волевых усилий. Но в значительной мере зависят от уровня технического мастерства спортсмена-пловца. Развитие этих способностей начинается с овладения техникой спортивного плавания. Плавание необходимо сочетать с тренировками в зале. Помимо общеразвивающих упражнений применяют также специальные упражнения для развития гибкости, силы, быстроты. Что касается техники, ее, как было сказано ранее, необходимо выработать сначала в спортивном зале. Упражнения пригодятся как для надводного, так и для подводного плавания.

Имитация ударов ногами. Стопы должны быть вытянуты от себя и слегка повернуты внутрь, ноги – максимально выпрямлены. В таком положении начинаем попеременную работу ими, имитируя плавание в воде. С этой целью нужно добиться точности, свободы и экономичности движений при проплывании дистанций, сначала в умеренном, а потом и в высоком темпе (как правило, к финишу). Это упражнение делают также на боку и на груди.

Мельница. Стоя, имитируем гребковые движения обеими руками. Так прокручиваются руки и плечи, укрепляются мышцы и тянутся связки. Это позволит ускорить плавание кролем.

Еще для развития быстроты применяют эстафетный бег и бег на длинные дистанции за определенный промежуток времени.

На воде применяют уже различные виды плавания. Например, кроль, брасс (надводное плавание).

Подводный брасс (пловец совершает длинные гребки – до бёдер. Далее следует продолжительное скольжение. Работа ног такая же, как в обычном брассе.), подводное торпедо (Пловец стилем «подводное торпедо» визуально напоминает одноименный снаряд. Обе его руки вытянуты вперед. Движение вперед совершается только за счёт работы ног – их движение соответствует стилю кроль.), подводный «дельфин» («Дельфин» — ускоренный баттерфляй. Это довольно сложный стиль плавания, зато он позволяет быстро перемещаться на глубине. Руки вытянуты вперед, а тело двигается волнообразно; «волна» начинается от головы, затем усиленно работает пресс и поясница, а последнее движение волны – мах ногами; ноги плотно прижаты друг к другу, их движение является продолжением «волны», совершаемой туловищем и др. – подводное плавание.

Нужно отметить, что важным критерием быстрого прохождения дистанции является правильный старт, т. е. техника прыжка в воду, стартовое ускорение.

4.Велоспорт

Для велосипедиста быстрота отдельного движения не играют существенной роли. Но максимальная частота педалирования имеет важное значение при стремительном финишировании. Общий финиш в различных гонках происходит, как правило, в те периоды, когда гонщики испытывают состояние выраженного утомления и велосипедисты не могут проявить максимальную быстроту. Кроме того, на финишном отрезке дистанции гонщики используют большие передачи,что не дает возможности раскрутить педали с максимальной частотой.

Поэтому методику развития скоростных возможностей и быстроты объединяют в единую скоростно-силовую подготовку. Скоростно-силовые способности гонщиков можно определить по результатам специальных проб, которые гонщики выполняют по заданию тренера.

















Гибкость.

– способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. Это физическое качество необходимо развивать систематически с раннего детства.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов: анатомический, так как, ограничителями движений являются кости. Форма костей определяет направление и размах движений в суставе – это сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение). Еще один фактор – состояние центральной и периферической нервной систем, которые регулируют тонус мышц, участвующих в движении. Таким образом, проявление гибкости зависит от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение.

Для развития гибкости спортсмену нужно поддерживать частоту занятий. Виды спорта, которые помогают развить гибкость:

1.Гимнастика (художественная и спортивная)

Без гибкости невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику в гимнастике. Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков. Тогда облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Современная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому здесь имеет место упражнения с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не в поясничном отделе, грудном, шейном отделах, что поможет освоить волны, взмахи, движения кольцом.

Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, голеностопного сустава. подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

В качестве средств воспитания гибкости в гимнастике применяют упражнения на растягивание. Пассивные упражнения - пружинные или удержание позы.

Ловкость.

– это сложное, комплексное двигательное качество, основу которого составляют координационные способности – способности изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств, и контролирования тела. Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Различают четыре этапа ловкости: балансирование, координация движений, программируемая ловкость (поддающаяся контролю и управлению человека) и самопроизвольная ловкость (автоматически происходящая, проявляющаяся из-за реакции).

Балансирование – балансирование стоя на одной ноге, балансирование стоя на гимнастическом бревне; ходьба по гимнастическому бревну; шаги назад с закрытыми глазами и прыжки на мини-трамплине с остановкой. Балансирование требует систематической тренировки.

Координация движений – овладение простыми двигательными навыками в условиях физически более тяжелых нагрузок.

Физические упражнения на координацию движений включают в себя работу ног, бег по кругу, повторение движений партнера.

Программируемая ловкость – это выполнение образцов и последовательностей движений. Это могут быть разминочные упражнения на площадке с зигзагообразными дорожками, челночный бег и др., каждое из которых включает изменение направления движения наряду с выполнением знакомых стандартных движений.

Самопроизвольная ловкость – это спонтанные движения с неизвестными заранее образцам движений. Самопроизвольная ловкость развивается, прежде всего, посредством спортивных игр(футбол, баскетбол, волейбол).

Футбол.

Ловкость футболиста на поле проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях.

Необходимо больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения в технике и тактике игры.

Принято разграничивать все футбольные упражнения на упражнения «с мячом» и «без мяча».



Упражнения на ловкость без мяча:

Кувырки вперед и назад из упора присев.

Опорные прыжки через «козла».

Продвижение прыжками между стойками (камнями, флажками).

Прыжки через набивные мяч и другие препятствия.

Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями).

Прыжки вверх-вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета — мяч набрасывается партнером.

С футбольным мячом:

Кувырки вперед и назад с мячом в руках.

Подбросьте мяч руками вверх, сделайте кувырок вперед, поймайте опускающийся мяч.

Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.

Ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т. п.) на различной скорости.

Подбросьте мяч руками вперед-вверх, сделайте кувырок вперед (на траве, мате), встаньте и, после того как мяч коснется земли, ведите его, меняя направление движения.

Баскетбол.

При проявлении ловкости для баскетболиста характерны

- координированные действия в безопорном положении;

- умение действовать с мячом в быстро меняющихся игровых ситуациях;

- владеть чувством равновесия

- умение ориентироваться.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми навыками.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, в которых необходимо проявление точности, быстроты и координации движений.

Специальную ловкость совершенствуют в игровых упражнениях. Существует несколько способов усложнения условий выполнения упражнений: непривычные исходные положения, зеркальное исполнение, смена скорости, игрового пространства, способа выполнения, усложнение дополнительными движениями, перемены в действиях соперников, включение более сложных упражнений в зависимости от уровня подготовленности спортсменов.

Волейбол. Ловкость делится на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия). Координация движений – способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по условию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема); Быстрота и точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно);

Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов; Способность распределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;

Устойчивость вестибулярных реакций – непременное проявление ловкости в игре, которая характеризуется падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками;

Высокая подвижность при проявлении ловкости дает возможность волейболисту ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Примерами упражнений на ловкость в баскетболе могут служить рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника - увернуться от мяча. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.



Выносливость

К видам спорта, развивающим выносливость, относятся все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка длится сравнительно долгое время.

Спортивная ходьба.

Бег на средние (800, 1500 м) и длинные (5000, 10000 м) дистанции, марафонский бег (42 км 195 м);

Шоссейные велогонки и гонки на треке, велокросс;

Плавание на дистанциях 200, 400, 1500 м;

Гребля на академических лодках, байдарках и каноэ;

Лыжные гонки и биатлон;

Бег на коньках на дистанциях 5000 и 10000 м;

Триатлон (состоит из плавания на 3,8 км, велогонки на 180 км, марафонского бега и предъявляет чрезвычайно высокие требования к спортсменам.)

Такие виды спорта способствуют укреплению здоровья. Рекомендуются именно длительные циклические упражнения, выполняемые с относительно невысокой интенсивностью.

Занятия видами спорта на выносливость формируют такие жизненно важные волевые качества, как настойчивость и упорство. Они также имеют прикладное значение, так как само качество выносливость и полученные в процессе её развития двигательные умения и навыки (плавание, передвижение на лыжах и т.п.) лежат в основе успешного выполнения многих трудовых операций.



















Заключение

В заключение можно сделать вывод о том, что развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости подразумевает единство наследственного и воспитательного изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Физические качества тесно связаны между собой. Именно их воспитание и развитие способствуют укреплению здоровья, поддержанию физической формы в норме. Различные виды спорта развивают не только отдельный вид физического качества, но и всех их в совокупности.



Список использованной литературы:

Интернет-ресурс Wikipedia.org

Ю.И. Евсеев. Физическая культура. 2003г.

11