Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений
11 класс, базовый уровень
Автор: Григорьева О.Л.
Популяция – это совокупность особей одного вида, занимающих обособленную территорию в пределах ареала вида, свободно скрещивающихся друг с другом и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида.
Популяция окуней
Термин «популяция» ввел в экологию датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен в 1903 г.
Популяция (от лат. populus — народ, население) — относительно изолированная и способная к саморегуляции группа особей одного вида, длительно обитающих на общей территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Вильгельм Людвиг Иогансен
Свойства популяции
- Популяция существует в определённых экологических условиях.
- Максимальное сходство признаков у особей одной популяции, т.к. происходит свободное скрещивание (панмиксия) внутри популяции и естественный отбор оказывает одинаковое давление.
- Особи генетически неоднородны вследствие комбинативной и мутационной изменчивости.
- Разные популяции одного вида отличаются друг от друга частотой встречаемости аллелей, т.к. в разных условиях среды давление естественного отбора разное, отбору подвергаются разные гены.
- Популяция – элементарная единица эволюции, т.к. популяция существует в природе длительное время, в ней идёт борьба за существование и действует естественный отбор.
- В больших популяциях действует закон Харди – Вайнберга: в большой (идеальной) популяции наблюдается постоянство частот аллелей, гомо- и гетерозигот, и оно не изменяется в ряду поколений.
Важными характеристиками популяции являются:
1) генофонд (совокупность генов);
2) частоты определённых аллелей и генотипов.
Частоты аллелей в популяциях могут меняться в определённых направлениях
Направленного характера (естественный отбор)
Ненаправленного характера (дрейф генов)
Естественный отбор
Шансы организма выжить и размножаться зависят от приспособленности его к тем условиям, в которых он живёт.
Оценить приспособленность каждой конкретной особи можно по количеству потомков оставленных данной особью (из 2-х особей более приспособлена та, которая оставит больше потомков, т.е. внесёт больше своих аллелей в генофонд следующего поколения).
Избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных особей в популяциях Ч. Дарвин назвал естественный отбором.
Благодаря естественному отбору из поколения в поколение в генофонде популяций:
- увеличивается частота аллелей, определяющих более высокую приспособленность их носителей;
- снижается частота вредных аллелей.
Формы естественного отбора
Признак
Движущий отбор
Условия действия
При постепенном и нерезком изменении условий существования организмов.
Направленность
В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы признака, благоприятствующие для выживания в новых условиях.
Изменения, вызываемые в генетической структуре популяции
Отсев группы мутантов с одним средним значением признака и замещением группой мутантов с другим средним значением признака.
Результат действия
Возникновение новой средней нормы признака, более соответствующей изменившимся условиям.
Примеры
Возникновение у насекомых и грызунов устойчивости к ядохимикатам, у микроорганизмов – к антибиотикам. Индустриальный меланизм.
Признак
Стабилизирующий отбор
Условия действия
В неизменённых, постоянных условиях существования.
Направленность
Против особей с крайними значениями признака.
Изменения, вызываемые в генетической структуре популяции
Замещение группы мутантов с широкой нормой реакции группой мутантов с более узкой нормой реакции (при сохранении прежнего среднего значения признака).
Результат действия
Сохранение и поддержание значения средней нормы реакции.
Примеры
Сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя. Сохранение реликтовых видов.
Признак
Дизруптивный (разрывающий) отбор
Условия действия
При резких изменениях существования.
Направленность
Против особей со средними значениями признака.
Изменения, вызываемые в генетической структуре популяции
Отсев группы мутантов с прежним средним значением признака. Формирование двух отдельных популяций с новыми средними значениями признака.
Результат действия
Формирование двух новых средних норм (вблизи прежних крайних значений признака) вместо одной.
Примеры
При частых сильных ветрах на океанических островах сохраняются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями, либо с рудиментарными.
Дрейф генов (ДГ)
ДГ как фактор эволюции был раскрыт в начале 1930-х годов Сьюаллом Райтом в США , Роналдом Фишером в Англии , а также Н.П. Дубининым и Д. Д. Ромашовым в СССР . Понятие «дрейф генов» было введено в оборот Райтом (1931), а синонимичное понятие «генетико-автоматические процессы в популяциях» — Дубининым и Ромашовым (1932).
С. Райт
Д.Д. Ромашов
Н.П. Дубинин
Р. Фишер
ДГ – это случайное ненаправленное изменение частоты генов в популяции.
ДГ – это генетико-автоматические процессы.
ДГ наблюдается в малых популяциях, где вероятность случайности велика. Эти разного рода случайности и определяют дальнейшую судьбу генофонда малой группы. Это было доказано экспериментально.
С. Райт скрестил две линии мух – с белыми и красными глазами. Все гибриды первого поколения были с красными глазами и имели генотип Аа. Затем учёный посадил в пробирки с кормом по две самки и два самца из гибридов первого поколения (Аа).
Концентрация нормального (А) и мутационного (а) аллелей составила 50%. Он ожидал получить ¾ особи с красными глазами и ¼ - с белыми.
Но через 16 поколений оба аллеля оказались в различных соотношениях:
- В 41 популяции был утрачен рецессивный аллель (а) и все особи были с красными глазами,
- В 29 популяциях был утрачен доминантный аллель (А) и все мухи были белоглазыми,
- 4 линии погибли, остальные сохранили оба аллеля, но в различных соотношениях.
Несмотря на снижение жизнедеятельности мутантных особей и, следовательно, вопреки естественному отбору , в некоторых популяциях мутационный аллель полностью вытеснил нормальный. Это и есть результат случайного процесса – дрейфа генов.
В маленьких популяциях частота мутационного аллеля меняется быстро и случайным образом.
Домашнее задание
- Прочитайте параграфы 7, 8.
- Выполните задания по ссылке: https://edu.skysmart.ru/student/gahomuseso.