СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нардный праздник-Луд.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прекрасный традиционный праздник коми- ижемцев "Луд"- пора выхода на сенокос.

Просмотр содержимого документа
«Нардный праздник-Луд.»

3.1. Технологическая карта деятельностного урока.

Предмет: Изобразительное искусство

УМК: « Школа России»

Класс: 4 класс

Учитель: Рочева Любовь Леонидовна МБОУ «Красноборская СОШ»

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, исследовательские технологии, групповые технологии.

Тема урока: Народный праздник « Луд.»

Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народном празднике «Луд» , воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни коми человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

- Учащийся должен: - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;


Регулятивные УУД:

- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляции, организация места для занятий;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных коми народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями коми народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям коми народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности , внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся  с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.. 

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских и коми народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, гуашь, мелки, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой.


Технологическая карта урока:



п/п

Время

Этап занятия (урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

2 мин.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Появляется Незнайка.

Здравствуйте дорогие ребятишки!

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Железные избушки

Держатся друг за дружку,

Одна, с трубой,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас. (Учитель достает письмо, адресованное учащимся 4 класса Красноборской школы.

Ребята, хотите узнать от кого это письмо и о чем там пишут?

Это письмо отправили с Ижемского районного Дома культуры.

«Дорогие учащиеся 4 класса. Мы приглашаем Вас посетить творческую выставку народного праздника (нарисован логотип праздника) и предлагаем поучаствовать вашими работами на выставке.

Ждем ваших работ. Приезжайте.







 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию . Ответы на загадки.


Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

 Включение в деловой ритм, организация внимания.

2

4 мин.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Постановка проблемного вопроса.

Ребята, куда нас приглашают? Какую выставку мы должны посетить и там поучаствовать?(Традиционный праздник «Луд».

А что такое праздник?

Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод , о каких праздниках мы будем говорить ( семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать , чтобы вашу работу похвалили , чтобы ей заинтересовались?

- Праздник.

Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – логотип. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Р. Навык целеполагания, самокоррекции.



П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

3

12 мин.

Повторение пройденного материала на основе изучения нового .

- Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники , которые вы помните. Чья же группа вспомнит побольше народных праздников.

А давайте вспомним про логотип народного праздника «Луд». Из кружка краеведения вы знаете, кто разработал этот логотип.(педагог Ижемской детской школы искусств Эльвира Хозяинова.

А что означают эти элементы на логотипе? (В центре логотипа на белом фоне спомощью элементов коми орнамента изображены три женские фигуры, стоящие в хороводе. Именно женщина бережно хранит и передает традиционные знания. А танцевальные шествия открывают праздник и продолжают на всем его протяжении. Под фигурами изображены синие волны, символизирующие реки Ижму и Печору на берегах которых исконно живут коми-ижемцы. Вся композиция помещена в красный круг, являющийся оберегом и символизирующий солнце.В логотипе использованы цвета:Красный- один из основных цветов орнамента, означает жизненную силу и любовь. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленый цвет условно обозначает необъятные таежные массивы коми края- основное богатство и среду жизнедеятельности изьватас. Белый цвет- благородство, простоту и суровую красоту северной природы.

Праздник «Луд» для ижемцев связан с выходом на сенокос. Это начало сенокоса. На межрегиональный праздник приезжают творческие коллективы из разных уголков России. Праздник проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Праздник проводится ежегодно в селе Ижма.

В программе праздника:(показ презентации)

Радиопередача на Ижемской волне, открытие выставок, проведение мастер-классов, открытие читального зала, ярмарка сельхозпродукции .С 14 часов –концерт творческих коллективов «Мусянь , васянь ставлы чолӧм». Продолжение праздника конно- спортивные соревнования. Вечером гостей ждет танцевальное шествие «Ворота», где красавицы-ижемки демонстрируют свои ижемские наряды , хранящиеся в прабабушкиных сундуках. И завершает праздник выступления эстрадных коллективов. А на следующий день проходят творческие встречи ( летние литературные встречи).

Умели коми люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.

Предлагаю вам поработать с учебником.(чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами).Рассматриваем стенд ижемский костюм (знакомились сэлементами ижемского костюма на кружке краеведения)

Ребята, может у вас есть любимый праздник?


Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы.

Обсуждение темы.

Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни.

Просмотр презентации «Народные праздничные обряды» и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов.

Актуализация знаний , обратная связь.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников (Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев, Виталий Ермолаев  , Валерий Сысоев и другие)   и композиторов( . Николай Андреевич Римский – Корсаков ) Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.




П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздниками : Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица , Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Илля лун, Йи кылалӧм (прводы ледохода), Иван лун.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

4

2 мин.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Коллективный отдых.

Постараться запомнить материал.

Л. Умение сменить вид деятельности.

Р. Развитие образного воображения.

5

21 мин

Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.




Ребята, я вам хочу предложить нарисовать на бумаге –ватмане элементы народного праздника «Луд». Это может быть танцевальное шествие «Ворота», конно- спортивные соревнования, хоровод невест, луговые игры, ярмарка.

Ученики выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем , кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам.

Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа коми-ижемцев . Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов.

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям Коми Республики.

6

3 мин

Выставка детских работ.

На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Рассказывают о своих работах. Выставление отметок . Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.

7

3 мин.

Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые . На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку .знания.


Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности.


Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии:  лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.


К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том что нового они узнали.

 Контроль действий партнеров.



Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции.




Список литературы и материалов для учителя :

Раздаточный материал ( цветы: красный, желтый, голубой – на каждого), таблицы на магнитах для оформления доски ( народные костюмы), компьютер, проектор , экран, презентация «Народный праздник «Луд» коми- ижемцев» (источник – интернет: фотографии,) , народные музыкальные произведения «Ой.ты речка Ижма», «Мича ижемка», «Ижма- славный край», «Печора, Печора, родная Печора».

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват . учреждений. «Просвещение» Москва 2015г.



Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.

Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.

   

Список литературы и материалов для ученика:

раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), принадлежности для урока ИЗО, бумага,

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват. учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.



















Самоанализ урока изобразительного искусства.

Данный урок проводился в 4 классе. В классе 11 учеников (4 девочки и 7 мальчиков). Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс был разделен на три группы. Ребята в данном классе очень эмоциональные, все ребята очень живые и подвижные. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы Б. Неменский.

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, исследовательские технологии, групповые технологии.

Тема урока: Народный праздник « Луд.»

Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народном празднике «Луд» , воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни коми человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

- Учащийся должен: - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;


Регулятивные УУД:

- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляции, организация места для занятий;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных коми народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями коми народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям коми народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности , внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся  с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.. 

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских и коми народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, гуашь, мелки, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой.



После урока учащиеся смогут:

  • применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, коми литература, музыка)

  • участвовать в оформлении стенда в классе праздник «Луд»

  • лучшие работы будут участвовать на празднике «Луд»

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через письмо- приглашение Незнайки и логотип праздника.

Данный урок очередной по плану, в котором была поставлена цель, показать работу учителя, а именно показать какие методы можно использовать на уроках изобразительного искусства, как используются информационно коммуникативные технологии, исследовательские, проектные, развивающие , здоровьесберегающие технологии.

Для подготовки данного урока мною был изучен полностью материал по данной теме из источников. Благодаря участию на празднике «Луд-2018» смогла воочию увидеть этот замечательный праздник и применить те знания, впечатлению на уроке, чтобы дети узнали много интересного об этом празднике и с удовольствием, желанием посетили вместе с родителями народный праздник.

Данный урок имеет межпредметные связи с историей, краеведением,музыкой.

Этапы урока:

1 Мотивация к учебной деятельности..
цель: Самоорганизация к деятельности (обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию).

2. Актуализация мыслительной деятельности.

цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

3. Повторение пройденного материала на основе изучения нового .

цель: Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

4. Физминутка

цель: Восстановление физических и духовных сил ученика.

5.Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.

цель: Дать учащимся конкретное представление о празднике «Луд»). Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к обобщению знаний. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

6. Итог. Выставка работ.

цель: Подвести итоги урока. Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в знаниях и навыках.

Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.

Для проведения практической части урока заранее были подготовлены (шаблоны), что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся.

Тема народного праздника на мой взгляд одна из сложных тем. Это связано с фигуры человека, костюмов, животных, архитектуры.

Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). В начальных классах, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Поэтому для полного достижения поставленных целей я выбрала именно этот тип урока.

Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познания богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные занятия предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, цветными карандашами, мелками.

Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к своей цели- быть рисунку на районной выставке.