СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи. Контрольный словарный диктант №1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи. Контрольный словарный диктант №1.

Разработка урока по русскому языку в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи. Контрольный словарный диктант №1.»

Урок 21

Тема: Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи. Контрольный словарный диктант №1.

19.10.21г.


Цели: дать первое представление о наречии как части речи;.

Планируемые результаты

Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи; научатся распознавать некоторые существенные признаки наречия, как части речи; понимают её роль в нашем языке.

Метапредметные: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этиче­ское оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Проверочная работа. Контрольный словарный диктант №1.

Человек, пожалуйста, хозяин, хозяйство, горизонт, комбайн, комбайнёр, календарь, прекрасный, библиотека, ещё, корабль, костюм, железо, вокзал, пассажир.

IV. Самоопределение к деятельности

- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.

Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.

- Что обозначают слова каждой группы?

— На какие вопросы они отвечают?

— Какие грамматические признаки имеют?

— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.

Хорошо и плохо.

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи...

— На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)

— Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.

(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)

— Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет.)

— Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называет­ся. (Наречие.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенно­стями наречий, узнать, что они обозначают, на какие во­просы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 124 (с. 73).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Кто его автор?

— Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

— Назовите первое выделенное слово.

— С каким словом оно связано в предложении? Что оно обо­значает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печаль­ные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

— Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.

— Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)

— Что обозначает эта часть речи — признак предмета или при­знак действия? (Признак действия.)

Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», как называ­ются такие слова и что они обозначают. ( Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи. (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)




2. Наблюдения над наречиями

— Сравните словосочетания в столбиках.

печальные поляны льет печально

печальных полян льют печально

печальный лес лила печально

— Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется.)

— Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, поэто­му изменяется и зависимое.)

— Какие грамматические признаки изменяются у прилага­тельного печальные? (Число, падеж, род.)

— Изменяется ли главное слово во втором столбце? (Да, оно изменяется по числам, временам.)

— Что происходит со словом печально? (Оно не изменяется.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 73). (Устное выполнение.)

— Какой вывод вы можете сделать? (Наречие — неизменяемая часть речи.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Упр. 126 (с. 74).

— Прочитайте. Назовите наречия. Прочитайте текст с наречиями и без них. Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложе­нии? (Наречия дают дополнительную информацию, уточня­ют, где, когда, как происходит действие.)

— Выделите в каждом предложении словосочетание с наре­чием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

(Комментированное письмо. Учащиеся ставят вопрос, опре­деляют значение наречия в каждом предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозна­чение времени действия (вечером); 3) обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).)

— Прочитайте определение наречия. На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?

— Какую роль играют наречия в предложении?

— Запишите в словарик слова впереди, медленно, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Составьте предложения с этими словами.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 127(с. 74-75). (Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 76.

— От какой части речи образовались эти наречия? С помощью какого суффикса?

Упр. 130 (с. 76). (Комментированное письмо, подбор антонимов к наречиям. В случае необходимости учащиеся обращаются к словарю анто­нимов в конце учебника.)

— Запишите в словарик наречия вчера, завтра, поставьте уда­рение, подчеркните орфограммы.

— Что означают эти слова? Как они образованы?

Упр. 132(с. 76-77) – устно.

— Прочитайте задания.

— Какая часть речи образуется с помощью таких суффиксов?

— Прочитайте слова.

— Найдите те из них, в которых буквы о, е являются соедини­тельными.

— К какой части речи относятся эти слова? (К именам суще­ствительным.)

— Назовите слова, в которых выделенные буквы. Что это? (это суф­фиксы).

— Докажите, что это наречия. (Отвечают на вопросы когда? где? куда?, являются неизменяемой частью речи.)

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

— Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не за­дирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь. (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

— Что вы узнали о наречии как части речи? Почему у наречий нет окончаний?

Домашнее задание

Упр. 129 (с. 75) – спишите первое предложение. Над словами в этом предложении укажите части речи. Из других предложений выпишите наречия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!