СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народ вернется в край родной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с культурным наследием Крыма, рассказать о жизни и творчестве крымскотатарского общественно – политического деятеля, ученого и писателя, поэта и журналиста Османова Юрия Бекировича. Воспитывать любовь к Родине, чувство любви к прекрасному, поэтическому слову, прививать интерес к творчеству поэта.  

Просмотр содержимого документа
«Ю.ОСМАНОВ»

Мероприятие «Народ вернется в край родной». Посвящяется 75- летию со дня рождения крымскотатарского общественно – политического деятеля, ученого,писателя,поэта и журналиста Османова Юрия Бекировича. ( слайд 1 )



Цель: познакомить с культурным наследием Крыма, рассказать о жизни и творчестве крымскотатарского общественно – политического деятеля, ученого и писателя, поэта и журналиста Османова Юрия Бекировича.
Воспитывать любовь к Родине, чувство любви к прекрасному, поэтическому слову,
прививать интерес к творчеству поэта.


Звучит песня « Мой Крым»

«Жизнь – это движение. Тот, кто остановится хоть на миг, сначала останется позади, а затем – в прошлом и рискует потерять всё» ( Юрий Османов.) ( слайд 2 )

1-ведущий: 1апреля исполнилось 75 лет со дня рождения активного участника крымскотатарского национального движения, политзаключенного советских лагерей Юрия Османова.

2-ведущий: Он родился в деревне Биюк-Каралез Куйбышевского района Крымской АССР за несколько месяцев до начала войны. Отец Бекир Османов – по профессии агроном, во время войны знаменитый крымский партизан – вместе с семьей и своим народом оказался в местах изгнания. ( слайд 3, 4, 5 )

1-ведущий: Бекир Османов стал одним из тех людей, кто в середине 1950-х стоял у истоков крымскотатарского национального движения. Благодаря ему в движение пришли сотни активистов, в том числе и его сын Юрий…( слайд 6, 7, 8 )

2-ведущий: В 1965 году юноша окончил прославленное Московское высшее техническое училище имени Баумана.( слайд 9 )

1-ведущий: Он занимался наукой, работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, ( слайд 10 ) институте высоких энергий в Серпухове Московской области. ( слайд 11 )

1

2-ведущий: В этот период Юрий глубоко и основательно изучал наследие великого крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского, участвовал в составлении документов национального движения.( слайд 12 )

1-ведущий: В 1968 г. Юрий был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы лагеря усиленного режима. Срок отбывал в уголовном лагере на золотодобывающем прииске в пустыне Кызылкум. ( слайд 13 ) В 1982 году был репрессирован вторично, отбывая срок в Якутии. ( слайд 14 )

Чтец:Тюрьма тоскует обо мне,
Как зверь голодный по добыче.
В патриархальной старине
Возник отечества обычай.

2-ведущий: В начале 1960-х он начал писать стихи, а первые серьезные стихотворения появились в 1965 году в самиздате. Такие стихи, как «Голос родины», поэма «Я обвиняю» стали позднее «уликами» для репрессий. ( слайд 15 )

1-ведущий: Стихи Юрия Османова, посвященные трагедии народа - его выселению и борьбе за восстановление национального равноправия на родной земле, за возвращение в родной край и возрождение полноценного бытия - языка, культуры, нравственных устоев, институтов самоуправления, государственности - эти стихи являются поэтически выраженным Наказом крымскотатарского народа (1965). ( слайд 16 )

Чтец: О молодость, о жизни всей заря,
Не жизнь раба, не милость мне нужна.
Я жить хочу с поднятой головой,
С народом вместе на земле родной.

2-ведущий: Отец Сеитбекир Османович и мать - Мария Владимировна привили сыну и воспитали в нем совестливость, ответственность, чувство долга. Эти прекрасные качества были присущи и им самим: ( слайд 17 )

Чтец: Я унаследовал, не знаю, от Востока
Иль от оршанских девственных лесов
Почтенье долга,
Долг обетных слов,
Хоть искушала жизнь,
Судьба гнала жестоко.
Таков завет, пришедший от отцов...

1-ведущий: Из заточения осенью 1968 г. как сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» - вырвались спокойные строки, подтверждавшие неуклонность выбранного курса:

Чтец: Дорог несчетно в необъятном поле,
А на распутье - камень столбовой
Гласит: «Тот не вернется воин»
Когда пойдет дорогою прямой»,
А я иду дорогою тернистой...

2

2-ведущий: И, наконец, в последнюю свою весну Юрий Османов, напишет удивительные по глубине аллегорий строки, в которых через ожидание пробуждения природы выражена надежда на непреложного возрождение народа на родной земле:



Чтец: Начинает оттаивать лед.
Луг прижатый сугробами, вздрогнул.
Скоро пчелы в неверный полет
Устремятся из плена - острога!
О, скорей пробуждайся от долгой зимы,
От страданий и злобы, безвластья чумы!
В разъяренное лето, пылая, ворвись
О, великая, мудрая добрая жизнь!
Вырываясь из плена - острога...
О, дорога! Большая дорога !

1-ведущий: Юрий Бекирович оставил проникновенные поэтические строки, полные любви и признательности отцу и матери. В декабре 1973 г., когда Мария Владимировна была смертельно больна, старший ее сын обратился к ней: ( слайд 18 )



Чтец: «Любимая! Теперь и ты в плену,

О, верю я, - в тебе заложен лекарь,
Великий маг, что сокрушил войну,
Священный камень, что возвысил Мекку!

Любимая! Настанет светлый день! -
В родные веси возвратятся стаи,
Мы, как софру, накроем старый пень,
Где сень ореха высится густая!

Стряхнут сады, руины серый тлен,
Вино «Долу» взыграет в гнутых рогах.
Седой Бельбек, прорвав зловещий плен,
Взъярится вновь на каменных порогах...»



2-ведущий: За год до своей гибели Ю.Османов с любовью и болью вспоминая о родителях, напишет эти строки:

 

Чтец: «Ах, мама, мама! Все ушло с тобой,
и я броней жестокости покрылся.
Сгорел и он, отмеченный тобой,
Высокий ум, - болидом испарился!
Вкруг - пустота. Замен у дубликатов,
Подобия природой не дано...»



1-ведущий: Он нашел удивительный образ, сравнив свет солнца с улыбкой матери и отца через которых воплотился в этом мире: ( слайд 19 )

«Сверкает солнца золотое око
улыбкой тех, кто мне его раскрыл!».





3

2-ведущий: Сад - это образ народа в его живущих поколениях; дом - это родина...Он не сомневался, что мысли, мечты, чаяния и борьба народа непременно приведут к успеху. ( слайд 20 )





Чтец: «И прилив
Прибоем свежим смоет грязь.
И под руками, возродясь,
Задышит сад! Проснется дом!
И солнце в небе золотом
Узнает взглядом молодым
И старый герб - в нем старый Крым...»
(май, 1974)



 

1-ведущий: Каждый человек, каждое поколение имеют свое предназначение. Юрий Османов был лучшим представителем поколения крымских татар, которое включилось в Национальное Движение в 60-е годы.

Мы, академии прошедшие в цепях,
Мы, груз веков взвалившие на плечи
И сердце чистое поднявшие в руках!
Но мы уйдем. И в мир придут другие -
Те, юные! Без страха и грехов.
И в бой пойдут, на каторги любые,
Спасая мир от грязи и оков!...»
(1980



2-ведущий: Поэтическое наследие Юрия Бекировича Османова принадлежит не только крымскотатарскому народу, но всем, кто думает, читает по-русски. Многие его стихотворения и строки являются украшением мировой литературы, оставаясь вместе с тем частью нравственной сокровищницы крымскотатарского народа.

Чтец: «Пройдут года, и кто-то вспомнит,
Что жил на свете, был поэт,
Не то - какой: нескромный, скромный,
Но весь уложенный в сонет
В каком-то ритме необычном
Хоралом мысли и огня...
Эго, поднятое над личным.
Так вспомнят, может быть меня.
Но, как свечи огонь далекий,
Тому, кто бесконечно мил,
Приду беззвучно через строки
Загадкой выцветших чернил,
Оливой, деревом коричным, -
Эго, восставшее над личным».
(08.03.1992)





1-ведущий: Его наследие, как солнце и луна, светит всем.





 Оно, как вода из родника, утоляет жажду тех, кто обращается к нему.

 Мировоззренческое наследие Ю.Б. Османова - как Черное море, как Родина - ковчег посреди этого моря - неделимо. Поэтому его хватит всем, кому оно необходимо. ( слайд 21 )

 

Я не ношу с собой ни пепла,
Ни горсти дорогой земли.
Я был младенцем - нас везли...
Я рос - со мной росла и крепла
Любовь, тоска сильней любви.
То песнь песней жить рождённых
О Той, что старше матерей.
Мой сон среди тревожных дней,
Мой день среди ночей бессонных.
И май грядущий вижу я:
Народ вернётся в край родной.
Так возвращается солдат -
Избит, изранен, но - живой!

2-ведущий:  У каждого народа раз в сто лет рождается личность, роль которого в истории своего народа оставляет яркий и неизгладимый след, пример беззаветного служению на благо народа и это, несомненно человек с большой буквы, теоретик и практик Национального движения крымских татар, главный редактор газеты "Арекет», продолжатель развития идей Исмаила Гаспринского - Юрий Бекирович Османов 

Звучит песня « Эй, гузель Къырым»

























5

Просмотр содержимого презентации
«Юрий Бекирович Османов»

Юрий Бекирович Османов

Юрий Бекирович Османов

с. Биюк-Каралез  Куйбышевский район

с. Биюк-Каралез Куйбышевский район

Крымскотатарское национальное движениее

Крымскотатарское национальное движениее

МВТУ им. Баумана в Москве

МВТУ им. Баумана в Москве

Объединенный институт ядерных исследований в г. Дубна

Объединенный институт ядерных исследований в г. Дубна

Институт физики высоких энергий в г. Серпухове под Москвой

Институт физики высоких энергий в г. Серпухове под Москвой

Отбывал срок в Кызыл-Кумах

Отбывал срок в Кызыл-Кумах

В 1992 г. репрессирован в Якутию

В 1992 г. репрессирован в Якутию

Стихи Ю. Османова «Голос Родины», поэма «Я обвиняю» стали «уликами» для репрессий

Стихи Ю. Османова «Голос Родины», поэма «Я обвиняю» стали «уликами» для репрессий

Стихи Ю. Османова посвящены трагедии народа

Стихи Ю. Османова посвящены трагедии народа

Отец и мать Юрия Османова

Отец и мать Юрия Османова

«Любимая! Теперь и ты в плену,  О, верю я, - в тебе заложен лекарь,  Великий маг, что сокрушил войну,  Священный камень, что возвысил Мекку !

«Любимая! Теперь и ты в плену, О, верю я, - в тебе заложен лекарь, Великий маг, что сокрушил войну, Священный камень, что возвысил Мекку !

Сад - это образ народа в его живущих поколениях; дом - это Родина...

Сад - это образ народа в его живущих поколениях; дом - это Родина...

Его наследие, как солнце и луна, Оно, как вода из родника, утоляет жажду тех, кто обращается к нему.

Его наследие, как солнце и луна, Оно, как вода из родника, утоляет жажду тех, кто обращается к нему.