СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народно русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.

Просмотр содержимого документа
«Народно русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Отчет по теме самообразования. 







«Народно русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»







Подготовила: воспитатель Панарина И.М.






МАДОУ № 30






2018 – 2020г.

Панарина Ида Михайловна , стаж работы 18 лет.

Образование – высшее.

Высшая квалификационная категория , присвоена МОСК №492-М от 31 октября 2013 г., подтвердила и защитила в 25 декабря 2018г.

С13 сентября 2018 . по 08 ноября 2018 г. Прошла обучение по программе повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в объеме 72 часов, г. Балашиха.






































Актуальность темы.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.















С 2018 года тема по самообразованию «Фольклор в жизни дошкольников».
Свою работу по теме я начала с детьми во второй младшей группы дошкольного возраста, и продолжаю расширять и обновлять свои знания с детьми среднего возраста.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Ст.12 Федерального закона «Об образовании в РФ», где отмечается, что содержание образования

должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также

формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.



Изучила и продолжаю изучать методическую литературу по данной теме. 
В.Н. Косарева. Народная культура и традиции.
Н.Г. Пантелеева. Народные праздники в детском саду.
В.П. Ватаман. Воспитание детей на традициях народной культуры.
Н.В. Пугачева. Календарные обрядовые праздники для дошкольников.
Н.В. Бабинова. Тематические фольклорные вечера для дошкольников.
Г.А. Лапшина. Календарные и народны праздники в детском саду.
Выпуск 1. Осень-Зима.
Выпуск 2. Весна.
Т.В. Миронова. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. 
Н.А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ.
К.Л. Обухова. Русская народная песня для детей.
А.Ф. Брязгун. Сказка в гости к нам пришла.
Е.Б.Танникова. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок.
М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.
Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки. 






Разработала перспективный план по самообразованию.
Поставила для себя цель и задачи.
Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно - исторических традициях русского народа.

Задачи:

1.Приобщение детей к русской народной культуре.

2. Использование ИКТ для более наглядной демонстрации фольклорных 
жанров.

3.познакомить с календарно-обрядовыми праздниками, расширять
полученные ранее знания

4. Знакомить с жанрами фольклорного творчества.

5. Формировать представления о культуре своего народа, ее богатстве и 
разнообразии.

6.Повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного
наследия народа.

7.Формировать основы духовности личности на основе народной культуры.


И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Работая по данной теме с детьми, определила:
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.


С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек,пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Изучение календарного детского фольклора буду осуществлять через участие детей в календарных праздниках.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разучеваю с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, чтобы сделать игру более интересной, обогатить ее содержание.
В своей работе использую обмен опыта по данной теме с другими педагогами
Для этого зарегистрировалась на сайтах:
http://pedrazvitie.ru
http://pedstrana1.ru
http://www.maam.ru
https://infourok.ru
С целью приобщения детей к русской народной культуре поставила цель провести беседы с детьми:
«О русском народном творчестве»
«Осенины»
«Фольклорные посиделки. Крещенский вечерок»

С целью изучения и обогащения опыта детей на метила провести досуг.
«Русская народная сказка»

С целью знакомства детей с обычаями русских народных праздников:
Разработала сценарии развлечения, приуроченные к народному календарю.
«Осенняя ярмарка»
«Отворяй ворота, Коляда пришла»
«Масленица»
«Сороки. Прилёт птиц»

Для знакомства с календарно-обрядовой поэзией с детьми буду разучивать
колядки, щедровки, заклички, масленичные песни.
Для накопления опыта работаю над созданием методических папок и материалов:
- Дидактические народные игры.
- Хороводные народные игры.
- Колядки, щедровки.
- Подвижные народные игры.
- Методический материал «Заклички», «Приговорки».
- Методический материал «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы».
- Жанры фольклора.
- Сказка, как средство формирования личности ребенка дошкольноговозраста.





Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:
Формирование русской культуры базируется на русском фольклоре. В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и традициям наших предков. Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни нарда. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все " формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. 
Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоко нравственный дух России. Фольклорные произведения малого и крупного жанров отражают богатство русского языка и культуры: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. 
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. А духовность - русская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.
Таким образом, работа по данной теме способствует решению вопросов духовно-нравственного воспитания детей.

Продолжаю и развиваю свою тему и уже с детьми среднего возраста.


В группе есть уголок красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Хочу к новому учебному году создать уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Два медвежонка", "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Царевна-лягушка"; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет". И еще хочется закончить словами мудреца:

«Ребенок это не сосуд, который нужно заполнить,

Ребенок это факел, который нужно зажечь!»
























Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Народно русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Цель: Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Сентябрь: Знакомство с народным календарем «Осенняя ярмарка»

Октябрь: Беседа о малой Родине.

Чтение стихов о родном крае Создание альбома «Достопримечательности родного города»

Ноябрь: Рассматривание иллюстраций, картин о родной природе.

Декабрь: Знакомство с народными праздниками.

Заучивание новогодних стихов Мастерская «Деда Мороза»

Январь: Знакомство с народными обрядами Праздник «Рождественская елка»

Февраль Рассказ о русских богатырях.

Чтение былин.

Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря» , «Защитники Отечества»

Март: Рассказ воспитателя «Генеалогическое древо»

Беседа «Моя родословная» Заучивание стишков, песен о семье, составление семейной родословной и герба семьи.

Выставка рисунков «Мама , мамочка , мамуля»

Апрель: Знакомство с православным праздиком «Пасха». Роспись пасхальных яиц.

Май: Игры – драматизации.

Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок. Фольклорный праздник « Весенние посиделки»

Отчет о проделанной работе .

Проведения мастер – класс для родителей «Роспись пасхальных яиц»

Консультации для родителей: «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка», «Моя родословная»

Выступление – перед педагогическим коллективом по обобщению опыта работы по теме самообразования.