СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников»


Структура рабочей программы по внеурочной деятельности

«Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников»


1.Пояснительная записка.

  • Цели

  • Задачи

  • Ценностные ориентиры

  • Нормативные документы

2. Общая характеристика курса.

3. Результаты освоения основной образовательной программы.

  • Предметные результаты

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

4.Содержание курса.

5.Тематическое планирование.

6. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

7.Формы проведения итогов реализации программы















ПРОГРАММА

«Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников»

  1. Пояснительная записка

Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам даётся представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребёнку привить художественный вкус, развить детское воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов в России, мастерами народного творчества. Работа на основе наблюдения и изучения окружающего мира является важным условием освоения программы. Учащиеся научатся переводить увиденное в природе в декоративную форму, украшать предметы быта, одежду, постройки декоративными элементами (геометрическими элементами растительного и животного мира), использовать ритм и стилизованную форму предметов для создания орнамента; научатся выполнять орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.

Цели программы:

  • формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа;

  • приобщение детей к народному творчеству и, тем самым, возрождение народных эстетических традиций средствами проектной технологии;

  • воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников.

Задачи программы:

  • обучение основам художественной грамотности;

  • формирование практических навыков в художественной деятельности;

  • декоративно-прикладном искусстве, в том числе использованием компьютерной графики;

  • развивать познавательные, организационные, художественные способности детей;

  • воспитывать самостоятельность, творческий подход к любому делу;

  • способствовать повышению культурного уровня учащихся, расширению их познавательного кругозора.

Ценностные ориентиры

Содержание программы курса «Проектная деятельность» является реализацией педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Нормативные документы

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, Примерной программы начального общего образования 2010г. на основе авторской программы «Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний» программа внеурочной деятельности в начальной школе. – м.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012 – 190 с. – (Планета знаний) и следующими нормативными правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Последнее обновление: 27.12.2009г.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  1. Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.

  2. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».

2. Общая характеристика курса

«Проектная деятельность» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.

Результатом практической деятельности по программе «Проектная деятельность» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

Программа рассчитана на 34 часа в год во 2 классе (1 час в неделю).


3. Результаты освоения основной образовательной программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.























4. Содержание курса (34 ч)

1. Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (3 ч)

2. Знакомство с основными средствами художественной выразительности (6 ч).

Игра-сказка. Оживление пятна (театр теней).

Цвет — основа живописи. Стихи о цветах. Основные и составные цвета. Холодные и тёплые цвета. Смешение цветов. Цвета в природе.

3. Радуга цветов (9 ч)

Три основных цвета. Смешивание цветов (акварель, гуашь). В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы, Гжели.

Знакомство с творчеством художника космонавта А. Леонова (репродукции картин, презентация).

4. Учимся у природы (4 ч)

Понятие «аппликация», «оригами», «коллаж».

  1. Материал для создания скульптуры (4 ч)

Лепка животных (глина, пластилин, тесто).

  1. Мир полон фантазий (7 ч)

  2. Квиллинг – искусство бумагокручения.

  3. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся (1 ч).




























5. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Основное содержание внеурочной деятельности

Результаты

По плану

Фактически


Личностные


Предметные


Метапредметные


Техника безопасности и правила поведения на занятиях (2 ч)


1.

Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях». Правила поведения и техника безопасности.

1



Чему мы будем учиться на занятиях.

Кабинет искусства — художественная мастерская.

Организовывать рабочее место.


Научатся соблюдать технику безопасности в кабинете.

Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям.

Отвечать
на простые вопросы учителя.

Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника.


2.

Изображения вокруг нас.

1



Изображения в жизни человека.

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами.

Научатся составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Экспериментировать, исследовать, наблюдать за окружающей действительностью.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

3

Изображения вокруг нас.





Знакомство с основными средствами художественной выразительности (6 ч)


4.

Оживление пятна.

2



Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).


Чувство прекрасного и эстетические чувства;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки.


Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5.

Цвет – основа живописи. Стихи о цветах.

1



Знакомство с понятием цвет.

Чувство прекрасного и эстетические чувства.

Различать основные и дополнительные цвета.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

6.

Цвет – основа живописи. Основные и дополнительные цвета.




Знакомство с цветом. Краски, гуашь. Цвет.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета ( что напоминает цвет каждой краски?).

Способность к познанию мира через чувства и эмоции, овладение основами художественного языка.

Различать основные и дополнительные цвета.

Пользоваться языком изобразительного искусства, используя основные и дополнительные цвета.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

7.

Цвет – основа живописи. Теплые и холодные цвета.

1



Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Способность к познанию мира через чувства и эмоции, овладение основами художественного языка.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

8.

Техника работы акварелью.

1



Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов. Правила работы акварелью.

Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.


Уметь использовать художественные материалы -акварель. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность.

Составлять план и последовательность действий при работе с акварелью.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.


Радуга цвета (8 ч)

9.

Три основных цвета. Смешивание цветов ( акварель, гуашь)

1



Знакомство с цветом. Краски, гуашь. Цвет.


Чувство прекрасного и эстетические чувства.

Уметь использовать художественные материалы- гуашь, акварель.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

10

В гости к народным умельцам Дымкова

1



Знакомство с историей создания дымковской игрушки

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны мира в целом.

Овладеть различными приемами и техниками изобразительной деятельности.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

11

Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.

1



12

Выполнение рисунка «Дымковская игрушка»

1



13.

В гости к народным умельцам Хохломы.

1



Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы.

Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами.

Уметь использовать художественные материалы- акварель, гуашь, трафареты.

Составлять план и последовательность действий при работе с акварелью. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

14

Основные цвета и орнаменты в хохломе




15

Роспись тарелки в стиле «Хохлома»




16

В гости к народным умельцам Гжели.




Знакомство с историей Гжель

Уважительно относиться к культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом.

Уметь использовать художественные материалы -акварель, гуашь.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, жёлтым и т.д), приводить примеры.

17

Знакомство с творчеством художника космонавта А.Леонова ( репродукции картин, презентация)




Знакомство с биографией Леонова. Рассматривание картин.

Воспринимать произведения искусства. Устно описывать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия.

Подбирать информацию из различных источников. Узнавать отдельные произведения художника.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.


Учимся у природы (4 ч)


18.

Понятие «аппликация»

1



Знакомство с понятием «аппликация», виды аппликаций.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку

Творческих работ одноклассников.

Уметь использовать художественные материалы - бумагу.

Уметь создавать аппликацию

19.

Понятие «оригами»

1



Знакомство с понятием «оригами», виды оригами.

Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи

Уметь использовать художественные материалы - бумагу.

Уметь получать фигуру из оригами.

20

Понятие «коллаж»

1



Знакомство с понятием «коллаж»

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм

Уметь использовать художественные материалы - бумагу.

Уметь создавать коллаж.

21

Понятие «архитектура», «дизайн», «конструкция»

1



Знакомство с понятием «архитектура», «дизайн», «конструкция»

Фантазировать при создании образных форм.

Различать понятия «архитектура», «дизайн», «конструкция»

Уметь создавать на рисунке конструкцию.

Материал для создания скульптуры (4 ч)

22

Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка.

1



Лепка животных простейшей формы по образцу.


Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу декоративного оформления изделий из пластилина

Организовывать своё рабочее место при лепке изделий из пластилина. Создавать объемные изображения из пластилина.

Анализировать приемы лепки в изображении предметов сложной формы. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников.

22.

«В мире животных»- лепка из пластилина

1



23

«В мире животных»- лепка из глины

1



24

«В мире животных»- лепка из теста





Мир полон фантазий (7 ч)


26

Квиллинг искусство бумагокручения

1



Основы квиллинга. Что такое квиллинг? Область применения. Изготовление поделок из изученных элементов квилиинга.

Проявлять учебно- познавательный интерес к новому материалу.

Уметь использовать художественные материалы – бумагу.


Уметь выполнять элементы квиллинга :

«Изогнутая линия», «Глаз», «Лист», «Треугольник», «Полумесяц», «Сердце», «Стрелка» и некоторые свободные формы.

27.

Квиллинг искусство бумагокручения

1



28.

Квиллинг искусство бумагокручения

1



29

Квиллинг искусство бумагокручения

1



30-31

Квиллинг искусство бумагокручения

1



32-33

Квиллинг искусство бумагокручения

2





Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся (1 ч)


34.

Итог года. Выставка работ

1



Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.


Воспринимать произведения искусства.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Участвовать в обсуждении выставки.













6. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель,2012.

Технические средства:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

2.Компьютер.

3. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Учебно-практическое оборудование:

1. Краски акварельные, гуашевые.

3. Бумага А 4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Кисти.

7. Емкости для воды.

8. Пластилин.

9. Клей.

10. Ножницы


7.Формы проведения итогов реализации программы

  • выставки рисунков;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!