СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные игры на прогулке для детей 5-7 лет 2020-2021

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАРОДНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

для детей 5-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

разновозрастной группы № 2 (сад)

Сухомлин С.С.

 

 

2020-2021 уч.г.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

для детей 5-7 лет

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных праздников. В них воспитывается умение преодолевать трудности, переживать неудачи; развивается ловкость, сила, быстрота, сообразительность, воображение. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому русскому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских народных обычаев и обрядов.

Многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, земледелие, уход за посевами. В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

         Народные игры не требуют специально оборудованного для этого места. Для игр может служить открытая площадка, лужайка (а так же спорт зал). Оборудованием для игр может служить подручный материал: камешки, палки, платочки, пояса, ленты.

В ходе организации важное значение имеют считалки, певалки, речитативы. Они дают возможность быстро организовать играющих, поделить на группы, выбрать водящего.

Как правило, игры начинались с выбора вожака (водящего). Это можно было сделать различным способом.

1. С помощью считалки

2. Жеребьевкой

3. «Поконаться»

4. Угадать – «угады»

Считалок – огромное количество и разнообразие.

Жеребьевок тоже было несколько видов.

- Например, с помощью одинаковых по длине палочек по количеству игроков. Но на одной из них ставят метку. Все палочки складывались в чью-то шапку. Тот, кто вытягивал палочку с меткой, тот и был вожаком.

- Другой вариант жеребьевки. Все палочки (по количеству игроков) были одинаковой длины, кроме одной - либо короче, либо длиннее остальных. Все палочки зажимались кулаком так, чтобы концы их не были видны игрокам. Кому доставалась отличная от остальных палочка, тот и вожак.

Поконаться, тоже значит посчитаться. Для этого брали палку или веревку. Один игрок захватывает рукой нижний конец палки, другой захватывал плотно рядом и так далее все игроки. Чья рука захватывает верхний конец, тому и водить. С веревкой – наоборот. Захватывался верхний конец, а вожаком становился тот, кто захватил нижний ее конец. Так же использовали большой палец руки. Первый игрок выставлял кулак с поднятым вверх большим пальцем. Следующий и остальные игроки захватывали в свой кулак большой палец предыдущего игрока, выставляя свой палец вверх. Вожак был тот, чей кулак оказывался последним. Конаться нужно быстро.

«Угады» Один из играющих становится спиной к другим, зажимает в кулак одной руки палочку (камешек, травинку или другой небольшой предмет). Затем он поворачивается к играющим, вытягивает руки с зажатыми кулаками вперед. Объявляет: «Спорить будут… (к примеру, 2 самых высоких или 2 в синих штанах, или 2 в красных сарафанах и т.д.). Кому достанется жребий, тому водить». Подходят два обозначенных игрока к жеребьевщику. Он спрашивает: «Кто левую, кто правую берет?» Один отвечает: «Я левую беру» и дотрагивается до левого кулака. Другой говорит: «Я правую беру» и дотрагивается до правой руки. Жеребьевщик разжимает кулаки и показывает, где метка. Водящим становится тот, кто угадал.

Игры:

- «Ворон»,

- «Мельница»,

- «Золотые ворота» (1. одни ворота, деление на команды, перетягивание

                                        каната;

                                   2.  пойманные образуют ворота, их становится много, 

                                        выигрывает тот, кто не пойман),

- «Чиж» (1. дети парами движутся по кругу, произнося слова и выполняя                   

                                        движения;

                                    2. дети стоят парами, произнося слова и выполняя

                                        движения, меняются парами в кругах),

- «Заря-заряница»,

- «Барашек»,

- «Панас» (1. «Панас» завязанными глазами ловит детей, отгадывая игроков

                                        наощупь, игроки при этом стоят;

                                    2. дети разбегаются по площадке, а «Панас» их

                                        ловит)

и другие.

 

 

 

 

         Орг. момент В конце этой недели мы будем отмечать христианский очень давний праздник – Светлая Пасха. Это очень светлый яркий теплый вкусный семейный праздник. Он объединяет всех членов семьи. Ребята, как этот праздник отмечается? – Все люди пекут куличи, пасочки, украшают их верхушки разноцветной сладкой присыпкой. А еще красят в разные цвета яйца. Затем угощают этими приготовлениями всех своих родных, близких и знакомых, кому желают здоровья, счастья, радости, тепла, благоденствия.

         Мотивация Вспоминая русские народные обычаи, очень хочется вспомнить, узнать и народные игры. Они отличаются от наших современных игр. Но народные игры не менее интересные, яркие, веселые. Они отражали жизнь, быт русских людей, их занятия и все то, что их окружало. Похожи народные и современные игры тем, что существуют правила, выбор водящего, есть победители и проигравшие.

         Игры

- Поиграем? – Да.

1. Есть замечательная русская народная игра «Ворон». Ребята, кто такой ворон? – Это птица. - Правильно. Ворон - символ страха и ума. Играя в «Ворона» на Руси, как будто его задабривали, заговаривали, не давали случиться беде. Ребята, кто напомнит правила этой игры? (Дети вспоминают правила игры, рассказывают) А первого ворона выберем по считалке. Станьте в круг.

Я пойду куплю дуду

И на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди!

Мы играем, водишь – ты!

Правила: дети становятся в круг.

Ой, ребята, та-ра-ра                            Произнося слова, идут в круг

На горе стоит гора                                Произнося слова, идут из круга, а «ворон»

                                                              остается в кругу.

А на той горе дубок                            Руками «рисуют» круг

А на дубе воронок                              Руками показывают на «ворона»

Ворон в красных сапогах                  Все ставят руки на пояс, выставляют

                                                             поочередно правую и левую ноги

В позолоченных серьгах                   Руками показывают «серьги» на ушах

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу                            Руками изображают игру на дудочке

Труба точеная                                     Произнося слова, идут в круг

По-зо-ло-чен-на-я                               Произнося слова, идут из круга

Труба ладная                                       Произнося слова, идут в круг

Песня складная                                   Произнося слова, идут из круга

                                                              Закрывают глаза.

«Ворон» вылетает из круга и летит вдоль него, машет крыльями, дотрагивается до спины любого ребенка, долетает оставшийся круг. Затем становится в детский круг. Игра продолжается с новым «Вороном». Последнего «Ворона» дети отгадывают по определенным признакам (обычно, одежде, отличной от остальных играющих).

Дети играют 3-4 раза

Солнце в древней Руси – это символ жизни, всего живого, тепло, свет и благоденствие. Заря – световое явление. Оно возникает при восходе и заходе солнца. Заря-Заряница – в древней Руси Богиня рассвета, здоровья и очищения, а еще Заряница - Покровительница хорошего обильного урожая.

2. Давайте поиграем в русскую народную игру «Заря-Заряница»? А чтобы выбрать водящего, предлагаю не посчитаться, а поконаться (означает бросать жребий, состязаться). Это можно сделать разными способами – с помощью палки, веревки или большого пальца руки. Первый игрок выставлял кулак с поднятым вверх большим пальцем. Следующий и остальные игроки захватывали в свой кулак большой палец предыдущего игрока, выставляя свой палец вверх. Вожак или водящий тот, чей кулак окажется последним. Конаться нужно быстро.

       (Дети конаются, выбирают водящего)

Правила: дети берутся за ленты, которые прикреплены к большому обручу. Выбранный водящий – за кругом. Дети идут по кругу и произносят слова:

Заря-Заряница -

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

С этими словами водящий быстро выбирает игрока, с которым он будет соревноваться в беге, дотрагивается до его плеча. Этот игрок бросает ленту. Они становятся спинами друг к другу. Дети произносят слова:

1,2, не воронь,

А беги как огонь!

После этих слов игроки бегут в разных направлениях вдоль круга, стараясь первым взять свободную ленту. Выиграет тот, кто сделает это первым.

Дети играют 3-4 раза.

         3. В противовес черному ворону на Руси были замечены людьми маленькие птички с яркой окраской, с большими певческими способностями. Одним из таких птичек-невеличек и есть чиж с небольшим хохолком. А игра так и называется «Чиж». Чижика нам помогут выбрать «Угады» (от слова угадывать). Это еще один способ выбора водящего. Первый раз сделаю это я.

Я возьму камешек (можно использовать небольшую палочку, травинку, соломинку), спрячу руки за спину, чтобы вы не видели, зажму его в одном кулаке и объявлю: «Спорить будут… к примеру, 2 самых низких по росту мальчика». Рома Д и Рома Х. Подходите ко мне. Я вытягиваю вперед 2 кулака и спрашиваю у вас: «Кто левую, кто правую берет?» Рома, отвечай: «Я … беру» и дотрагивайся до …. кулака. Другой Рома, отвечай: «Я …. беру» и дотрагивайся до соответствующего кулака. Я разжимаю кулаки и показываю, где метка. Водящим становится тот, кто угадал. И это ….

Правила: По кругу на земле чертятся небольшие круги. Все дети становятся в них парами – по 2 человека. 1 лишний ребенок – в кругу. Он - «Чиж». Все дети, стоя в кругах, произносят слова и показывают движения.

По дубочку постучишь,                         Одну руку поднимают вверх и имитируют

                                                             стук по дереву.

Прилетает сизый чиж.                       Руки согнуты в локтях, в стороны;

                                                             движения вверх-вниз

У чижа, у чижика                              Руки над головой, ладонями поочередно

Хохолочек рыженький.                    вперед-назад

Чижик по полю летал,                       Руки согнуты в локтях, в стороны;

                                                             движения вверх-вниз

Правой ножкой все махал.                Прыжки на одной ноге на месте

Чиж, чиж, не зевай!

Себе пару выбирай!

После этих слов все дети меняются парами. «Чиж» тоже старается найти себе пару. Кто остался без пары, тот – «Чиж». Игра начинается заново.

Дети играют 3-4 раза.

Итог.

- Ребята, вам понравились русские народные игры?

- Их большое множество. На этой неделе мы еще познакомимся с новыми народными играми.

- Вам понравились новые способы выбора водящего?

- Какой из способов вам запомнился?

- В эти игры вы можете играть не только в д/с, но и с друзьями, приятелями, соседями.        

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!