СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Народные песни М. И. Блантера"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена жизни и творчеству известного композитора-песенника советской этохи Матвею Блантеру. Его песни тесно связаны со временем, мода над ними не властна. Песни Блантера живут и радуют людей своей мелодичностью и искренностью.

Просмотр содержимого документа
«"Народные песни М. И. Блантера"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Котовская детская школа искусств»












Лекция-конспект

внеклассного мероприятия

«Народные песни Матвея Блантера»


(для учащихся 8-11 классов)









подготовила преподаватель, концертмейстер

Прокофьева Нонна Ивановна













Котовск 2023

ЦЕЛИ:

развивающая:

расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия поэтических и музыкальных произведений


ЗАДАЧИ:

формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к поэзии, музыке и жизни, воспитание художественного вкуса


ВИД УРОКА:

лекция-концерт


МЕТОДЫ УРОКА:

метод монологического изложения с элементами диалога в процессе анализа музыкальных произведений


ОБОРУДОВАНИЕ:

презентация, исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано, прослушивание аудио и видеозаписей исполнителей песен




























Добрый вечер всем присутствующим в этом зале. Наша музыкальная гостиная вновь открывает двери всем любителям и ценителям искусства.

«Музыка-недуг, который поражает на всю жизнь.
Разлюбить её невозможно..»

Эти строки принадлежат замечательному композитору Матвею Исааковичу Блантеру. И сегодняшний вечер мы посвящаем этому музыканту в честь 120-летия со дня его рождения.

  В когорте композиторов-песенников советской эпохи имя Матвея Блантера по праву занимает одно из самых почетных мест. Его называют патриархом и даже одним из основоположников советской музыки. С творчеством М. Блантера неразрывно связан весь большой и славный путь нашей песни — от ее истоков до завоевания мирового признания и всенародной любви. Автор легендарной «Катюши» мог бы войти в историю только благодаря ей одной, однако творческая биография композитора богата и другими шедеврами, вызывающими чувство трепета у многих поколений россиян.

Матвей Блантер родился 28 января (10 февраля) 1903 года в городе Почепе Брянской области и был одним из четырёх детей в еврейской семье купца Исаака Борисовича Блантера и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси, Отец занимался зерноторговлей, а мама служила актрисой в местном драматическом театре.

Мотя рос любознательным ребенком, с ранних лет тяготевшим к творчеству. «Можно сказать, что с музыкой я познакомился совершенно случайно. Мне было лет семь. Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца выкупить у соседки этот старый рояль». Мама покровительствовала увлеченности сына музыкой, для занятий был приглашён музыкальный педагог. Через год Матвей уже свободно играл сонатины Клементи и инвенции Баха!

В Почепе М. Блантер учился в реальном училище, пел в хоре, играл в драматическом театре.

Ещё до Первой мировой войны семья переселилась в Курск.

В 1914-м в Курске появилось музыкальное училище, эвакуированное сюда из Риги. Матвей поступил на отделение фортепиано и скрипки, уже в первые месяцы обучения показав себя талантливым, усердным учеником. В свободное от занятий время юный музыкант ходил на концерты приезжих звезд, причем бесплатно. Вместо оплаты Блантер помогал аккомпаниаторам, переворачивая страницы нотных книг.

Весной 1917 года семья переехала в Москву, где в период с 1917 по 1919 годы Блантер учился в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС) по классу скрипки у А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского. Занимался композицией у Г. Э. Конюса. Молодой человек любил играть на фортепиано, но карьера профессионального пианиста его не привлекала. По совету профессора Николая Потоловского, Матвей начал создавать собственные мелодии, что впоследствии стало главным делом его жизни.

Шла Гражданская война, было голодно. За паек Матвей Блантер начал работать концертмейстером в клубе воинской части и получил полный простор для импровизации.

Затем была работа в театре сатиры МАСТФОР «Мастерская Н. М. Форрегера», который был популярен в Москве. На его представлениях бывали писатели, поэты, артисты. Среди них Владимир Маяковский, режиссер и педагог Всеволод Меерхольд.

17-летний Блантер отвечал за музыкальную часть к постановкам. Ему часто приходилось самому сочинять легкие эстрадные песни к спектаклям. Это были фокстроты, танго. Благодаря им он стал популярен.

В их числе знаменитый фокстрот «Джон Грей», сочинённый в 1923 году. (Исполняется фокстрот «Джон Грей»)

Его шлягеры инсценировались в кабаре «Балаганчик» в Петрограде (1922) с участием Рины Зелёной, в «Павлиньем хвосте» в Москве (1923), иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень» исполняли в будущем известные драматические артисты В. Топорков и Л. Колумбова.

Но Ассоциация пролетарских музыкантов повела решительную борьбу с композиторами, сочиняющими развлекательную музыку, в числе которых оказался и Блантер. Фокстроты и другая западная музыка властями не приветствовались, поэтому с Матвеем провели серьёзную воспитательную беседу. Из воспоминаний М. Блантера: «Трудно сказать, как бы сложилась моя судьба, если бы мне не предложили возглавить музыкальную часть драматического театра в Магнитогорске».

И вот в 1931 году рождается «Песня о Магнитогорске». Так происходит в жизни композитора встреча с жанром, который можно отнести к новомодному соцреализму. Именно он становится основным, определяющим в творчестве М. И. Блантера. Далее появляются мелодии таких песен, как «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Молодость», - они звучат повсюду. Песни сразу же вошли в репертуар Л. Утёсова, Л. Руслановой, В. Нечаева. Уже к концу 30-х годов Блантер становится одним из ведущих мастеров советской песни. С 1932 года Блантер является членом Союза композиторов СССР.

Вместе с первыми залпами Великой Отечественной войны над страной разнеслись слова новых песен М. Блантера. Во время войны композитор много писал, ездил по воинским частям, выезжал на фронт с концертами для бойцов Красной Армии. Война оставила свой след в жизни М. Блантера. Младший брат композитора Яков погиб на фронте в первые дни войны. А самому Матвею, чье композиторское «боевое крещение» прошло вместе с поэтом В. Гусевым под Можайском, довелось встречать Победу в Берлине, поскольку в конце марта 1945 г. он был направлен вместе с Т. Хренниковым на Одерский плацдарм. Коллеги оказались одними из первых, кто сообщил о близкой победе, отправив из Берлина 23 апреля необычную телеграмму: «Москва, Союз композиторов. Сердечный привет из Берлина. Блантер. Хренников».

Имя композитора прозвучало на весь мир после появления легендарной «Катюши». Автором слов к этой песне выступил Михаил Исаковский, у которого до встречи с Блантером были лишь предварительные наброски. Впервые композицию представили в 1938 году, но широкую известность она обрела в годы Второй мировой, став фронтовой песней.

Немного найдется песен с такой необычной и красивой судьбой, как эта. Ее распевали на фронтах и в тылу, то и дело ее текст обогащался новыми куплетами, которые слагал народ. Бойцы итальянского сопротивления сделали ее своим гимном, французские патриоты пели ее, как родную. Именем этой песни было названо оружие, наводившее панический страх на гитлеровцев. Эта песня и сейчас в строю. Новые доказательства ее притягательности принес Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. (Запись песни «Катюша» в исполнении Валентины Батищевой)

Вообще, военную тематику Матвей Исаакович затрагивал чаще всего. В соавторстве с М. Исаковским родились произведения «Огонек», «В лесу прифронтовом», «Моя любимая», «До свиданья, города и хаты», «Грустные ивы», воспевавшие героизм защитников Отечества. Интересна судьба песни «Враги сожгли родную хату…». Довольно долго песню эту не исполняли, сняли с репертуара. Блантер писал: «Впервые песню спел Владимир Нечаев, спел под баян, очень просто и хорошо. И вдруг начались телефонные звонки, друзья тревожились, что песней я словно сыплю соль на открытые раны: война только-только окончилась, все еще так горько, так свежо в памяти. Убедили меня. Много лет прошло, прежде чем эта песня вновь появилась в программах радио, в концертах. Отлично пел ее Ефрем Флакс».

Да, военные годы стали проверкой жизнеспособности блантеровских песен. Они с честью выдержали это испытание. Почему так случилось? Ответ прост. Сила песен композитора в их задушевной лиричности и простоте, в сочетании лирики и героизма. И эта черта несомненно роднит творчество Блантера с традицией русской народной песни: в ней всегда заключен четкий мелодический и зрительный образ.

(Исполняется песня «Грустные ивы»)

В послевоенное мирное время у Блантера появляется ряд добрых, позитивных песен.

Композитора очень волнует тема мира между народами. В 1947 году его «Песня единства» была удостоена премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге.

Бывая в разных странах, Блантер создает песни о дружбе людей разных наций. Так, после посещения Японии возникает песня «Токио — Москва», из поездки по Чехословакии композитор привозит песню «Красавица Прага» Все с восторгом распевали: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Блантер активно сочиняет до 1975 года, пишет о труде и дружбе, о любви и счастье, в своих, ставших популярными песнях «Летят перелетные птицы», «Кони-звери», «Лучше нету того цвету», «Черноглазая казачка». «Казачка» была написана на текст И. Сельвинского в 1966 году для солиста Краснознамённого ансамбля песни и пляски Леонида Харитонова. В 1967 году на гастролях в Англии, в крупнейшем в мире Альберт-холле Харитонов исполнил песню «Черноглазая казачка». Успех был оглушительный, песня исполнялась 3 раза на бис! (Видео песни «Черноглазая казачка» в исполнении Леонида Харитонова)

Песни Блантера никогда не писались на «случайные» тексты. Среди соавторов его песен всеми признанные и любимые поэты Е. Долматовский, М. Исаковский (на тексты М. Исаковского написано свыше 20 песен), М. Светлов, К. Симонов, И. Сельвинский, В. Гусев, В. Лебедев-Кумач, Б. Окуджава и другие. Сам композитор заметил однажды: «Успех моих песен я наполовину отношу за счет соавторов-поэтов. Легче писать музыку, когда располагаешь высококачественным литературным материалом».

(Исполняется песня «Кони-звери»)

Плодотворным оказалось и сотрудничество Блантера с Константином Симоновым. Еще в начале войны поэт подарил композитору сборник собственных сочинений, которые вдохновили последнего на создание песни «Жди меня». Песню Блантера на стихи К. Симонова «Жди меня» исполнил на радио солист Большого театра С. Лемешев. Стихотворение, как известно, в годы войны было самым читаемым и хранимым в солдатской среде. Когда Симонов задумал постановку театральной пьесы «Жди меня», они вместе сочинили композицию «Как служил солдат». Этот шедевр долгие годы считался народным из-за характерного звучания, близкого к русской народной песне. Композитор считал его одним из своих любимых.

М. Блантер и в дальнейшем писал музыку для театральных постановок, спектаклей, фильмов, он автор 3 оперетт, среди которых оперетта «На берегу Амура» пользовалась огромной популярностью.

Матвей Блантер не замыкается в рамках только своего искусства. Его можно встретить на интересном симфоническом концерте, он тонкий ценитель и знаток шахматного искусства, темпераментный болельщик футбола. Немало песен у Блантера спортивной тематики, среди них известный «Футбольный марш». В России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига на своем заседании приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» Матвея Блантера из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом. Ситуацию спасла правообладатель — Татьяна Владимировна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять «Футбольный марш».

(Исполняется Футбольный марш)

Немало песен для детей написано М. Блантером. Детские песни с удовольствием распевают ребята. Это «Весёлое звено», «Сороконожка», «Морские волки», «Колыбельная» и другие.

О некоторых фактах личной жизни музыканта можно узнать лишь из сухих данных в официальных источниках. Известно, что от первого брака с балериной Ниной Шван у композитора родился сын Владимир, ставший в будущем журналистом и писателем. Владимир умер совсем молодым. Второй женой мэтра стала Ольга Ильинична, с которой он прожил до конца её дней. Ольга Ильинична была намного моложе мужа, боготворила мужа и очень любила классическую музыку.

В последние годы жизни М. Блантер продолжил создавать мелодии и писать музыку для театральных постановок, кинофильмов, радиопостановок. Будучи уже в преклонном возрасте, Матвей Исаакович продолжал свой творческий путь, однако новые шедевры стали появляться все реже. Матвей Исаакович умер 27 сентября 1990 года в столице. В последние годы он много болел, что и послужило причиной смерти. Похоронен композитор в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Творчество Матвея Исааковича оценено высоко.

Он был удостоен высокого звания Народного артиста СССР, и РСФСР,

Героя Социалистического труда.

М. И. Блантер является Заслуженным деятелем искусств РСФСР;

Лауреатом Сталинской премии второй степени (1946) — за песни «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Моя любимая», «В лесу прифронтовом»

Матвей Блантер - кавалер многих орденов и медалей.

А в его родном городе Почепе одна из улиц города названа именем Матвея Блантера.

Мода не властна над мелодиями М. Блантера, песни композитора (более 200!) по-особому прочно связаны со временем. Мелодии композитора яркие, очень индивидуальные, легко запоминающиеся. В своём мелодическом творчестве наследует традиции М.И. Глинки, П. И. Чайковского.

Блантера уже нет с нами (он умер в 1990 году), но его песни продолжают жить и радовать людей своей красотой, задушевностью, искренностью.

(Исполняется попурри на темы песен М. Блантера)

Дорогие друзья! Наша встреча подошла к своему логическому завершению. Благодарю Вас за Ваше внимание, уважение к искусству звука и слова. Всего Вам самого доброго! До новых встреч!





Список использованной литературы

  1. Альбинин В. Песня, которую знают все // Московский комсомолец. 1975. 26 октября: [О песне «Катюша»]

  2. Александров Б. Счастливый дар // Огонек. 1973. № 6, февраль. С. 9

  3. Генина Л. «Песни, которые хочется петь самому» // Огонек. 1978. № 6, февраль. С. 30

  4. Голуб Г. Не просто песни // Советская культура. 1978. 14 марта

  5. Зак В. Нестареющие мелодии // Советская музыка. 1973. №4. С. 17 — 22

  6. Игнатьева М. Песни Матвея Блантера: К 80-летию со дня рождения // Огонек. 1983. № 6, февраль. С. 13

  7. Исаковский М. И хочется слушать, и хочется петь... // Комсомольская правда. 1973. 9 февраля

  8. Новиков А. Творец крылатых песен // Красная звезда. 1973. 10 февраля

  9. Сохор А. «Катюша» М. И. Блантера.— М., 1960






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!