СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Народные праздники на Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование знаний и представлений о гостеприимстве и традиции чаепития.

Просмотр содержимого документа
««Народные праздники на Руси»»

Технологическая карта занятия ( окружающий мир)

Дата: 15.02.22

ФИО студента: Андреева Екатерина Юрьевна

ФИО воспитателя: Едрышова Ольга Анатольевна

Образовательные области: Художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Возрастная группа: вторая младшая «Б»

Тема занятия: «Народные праздники на Руси»

Цель занятия:  формирование знаний и представлений о гостеприимстве и традиции чаепития.

Задачи занятия:

Обучающая:

- познакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающая:

-  развивать связную речь, память и внимание;

- формировать культурное поведение.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.

Словарная работа: печь, каравай, калач, самовар, сарафан, кокошник, шаровары, косоворотка, русские традиции, чаепитие.

Материалы и оборудование: самовар, посуда, куклы мальчика и девочки в русских костюмах, домовенок Кузя, выпечка (калач, пряники, бублики).


Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

Вводный этап (1-2 мин)

Организация детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя.



Организация образовательного пространства

Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы и наш домовенок приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»

Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше? Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях. А еще вспоминаем вежливые слова.

(здравствуйте, спасибо,пожалуйста).

Вот теперь можно и в гости ехать, беритесь парами под потешку

«Чики – чики – чикалочки» отправляемся.

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

Воспитатель: Приехали. Рассаживайтесь.


Установление зрительного и тактильного контакта.

Фронтальная форма работы.

Словесный метод (беседа, вопросы).

Наглядный метод (показ предметов).

Игровой метод (обыгрывание игрушек)


Дети здороваются с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.



Проявляют интерес к предполагаемой деятельности

Положительный настрой на предстоящую деятельность

Основной этап (10-15 мин)

Организация умственной и практической деятельности детей, выполнение всех поставленных образовательных задач, создание условий для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.


Организация мыслительной деятельности.


Организация сюрпризного момента.


Организация физической активности с целью профилактики переутомления

Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с вами в гости к Танюше и Ванюше, а сами то не представились. Давайте представимся!" (дети называют свои имена). Тут и домовёнок называет свое имя!

Кузя: "Меня Кузей кличат!"

Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?"

Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"

Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"

Кузька:" Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?"

Ответы детей (конечно хотим).

Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"

Кузька вместе с Танюшей и Ванюшей приглашают детей посмотреть дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари,посуду.

Воспитатель: "Ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах". Дети видят старинную избу.

Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней, потом шла горница. Давайте повторим название дома и его помещений".

Дети называют избу, сени и горницу.

Воспитатель показывает кукол: "Посмотрите во что одеты Ваня и Танюша?"

Дети: "На Танюше сарафан, на голове кокошник, на Ване косоворотка и шаровары".

Воспитатель: "Правильно раньше на Руси это была праздничная одежда. Ну, а теперь Таня и Впеня приглашают Вас за стол, пить чай"

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.

Стоит толстячок, подбоченивший бочок.

Шипит и кипит, Всем чай пить велит.

Воспитатель: "Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".

Физкультминутка:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Чтение потешки:

Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи

Налетели тут грачи, Подхватили калачи

Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!

Ещё, к чаю подавали сладкое варенье. Варенье делали из вишни, яблок.

Из чего делали варенье? Из каких ягод?

Словесная игра "Вкусное варенье" (Показ нарисованные баночки с вареньем)

Воспитатель: "Из груш" - дети отвечают "грушевое", и т. д. (из клубники- клубничное,из смородины- смородиновое,из абрикосов- абрикосовое, из малины- малиновое).

Воспитатель читает загадку:

Медовые и мятные

Фигурные, занятные

Издавна по всей Руси

Люди ПРЯНИКИ пекли.

Воспитатель:"Что пекли? Какие они?"

Дети: "Пряники, сладкие, мятные, фигурные"

Воспитатель: "Ваня и Танюша угощают вас пряниками"

Воспитатель: "Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!"


Фронтальная работа с детьми.

Словесный метод (беседа, объяснение, рассказ, вопросы).


Наглядный метод (показ объектов, ИКТ оборудование).


Практический метод (динамическая пауза)


Дети выполняют различные задания.


Стараются отвечать на поставленные вопросы.











Выполняют физкультминутку с целью профилактики переутомления.



Доброжелательное взаимодействие со сверстниками.



Расширение кругозора детей, пополнение и активизация словаря.

Формирование новых знаний.



Развитие физической активности.



Развитие познавательных процессов

Заключительный этап (1-2 мин)

Подведение итогов и оценка результатов деятельности.

Воспитатель: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Ваней и Танюшей".

Дети едут обратно в группу.

Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были? Что видели? Как называются русские народные костюмы? Из чего пили чай? Какими сладостями угощали гостей на Руси? Понравилось вам быть в гостях?"

Словесный метод (рефлексия, вопросы, беседа).

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Сохранение положительного эмоционального фоне, посредством итоговой беседы


Отметка:

Подпись методиста:

Подпись воспитателя: