СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных промыслов  на территории России.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы»

Классный час по теме: «Народные промыслы»

Цель: Создать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных промыслов  на территории России.

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «ремесло», «промысел».

- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре.

-воспитывать  чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;

- развивать кругозор, умение выступать перед аудиторией.

Предварительная подготовка – учащиеся готовят сообщения или презентации по темам: “Дымковская игрушка”, “Сергиево-Посадская матрешка”, “Жостовские подносы”, “Гжель”, “Вологодское кружево” ,”Финифть”.

Беседа по теме

Кл. руководитель:

Народные промыслы России -  огромное духовное  богатство,  оно доносит до нас культуру прошлых поколений.

Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали  себе на хлеб насущный.

Что такое ремесло?   (ответы учеников)

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».     Что же мы имеем в виду, говоря «промысел»? Откуда пошло это название «промыслы»?  (ответы учеников)

Историческая справка: Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. «Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти - платки, из льна - полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.

Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».

Проблемный вопрос

Каково значение народных промыслов жизни человека?

Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они  приобрели одну из форм художественного народного творчества,  называемую народными промыслами.

  1. Изделья из глины.  (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель)

  2. Роспись и резьба по дереву. (хохломская роспись, матрешки, городецкая роспись, Богородска  игрушка)

  3. Изделия из металла. (жостовская роспись, финифть, самовары)

  4. Кружево.  (Павлово-Посадские платки, вологодское кружево, Елецкие кружева)

  5. Резьба по кости и камнерезное искусство .

(после каждого  художественного промысла ученики перечисляют, те которые они знают)

Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. И сейчас мы с вами познакомимся поближе с некоторыми из промыслов.

  1. Дымковская игрушка   (рассказывает ученик)

 Кл. руководитель

- Для чего делали игрушки?

 (ответы учеников)

Глиняные игрушки в старину делались не только для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.

Игрушки участвовали во многих весенних обрядах и делались со свистком. Свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.

  1. Гжель    (рассказывает ученик)

- Какие основные цвета использовал художник?

- А какое настроение вызывает эта посуда?

3.  Дерево, как и глина, издавна было любимым материалом на Руси. Это и резной декор изб, и роспись деревянных предметов домашней утвари, и задорные игрушки.

   Матрешки  (рассказывает ученик)

- Сколько лет матрёшке?

- Какие бывают матрешки?

4. Городецкая роспись (рассказывает кл. руководитель)

- Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?  (Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.)

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен.

Существует три вида композиции в городецкой росписи

  1. Цветочная роспись.

  2.  Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

  3.  Сюжетная роспись

В 60-х годах в Городце создана фабрика «Городецкая роспись», выпускающая расписные игрушки и сувениры.

4.  Жостово   (рассказывает ученик)

- Для чего нужны подносы?

5.  Финифть  (рассказывает ученик)

6.  Елецкие кружева  

 - Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой.

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка.

 

  1. Резьба по кости и камнерезное искусство.

Итог.   К р о с с в о р д

  1. В каком городе вяжут знаменитые пуховые платки?

  2. На каких изделиях изображены лаковые миниатюры?

  3. Самая молодая русская кукла?

  4. В каком городе живут известные всему миру кружевницы?

  5. В каком городе украшали прялки яркими узорами?

  6. Как называется рисунок по эмали на металлических изделиях?

  7. Где отмечают весёлый праздник «Свистунья»?

  8. Где расписывают керамику 30 оттенками одного цвета?

  9. Плетёная обувь.

  10. Из чего делают игрушки в селе Богородском?

  11. Где искусство росписи по дереву называют золотым?

  12. Какую посуду для приготовления чая изобрели тульские оружейники?

  13. Чем издавна русские люди украшают свою одежду?

  14. Из чего делали ягодные туески?

  15. Ярко-зелёный поделочный камень.

  16. Именно они преобладают в росписи гжельской посуд.

Ответы: Оренбург, шкатулки, матрёшка, Вологда, Городец, финифть, Дымково, Гжель, лапти, дерево, Хохлома, самовар, вышивка, береста, малахит, цветы.

Ключевые вопросы урока:

  • Почему, когда в Россию приезжают зарубежные гости, на память они обязательно увозят с собой сувениры русских умельцев?

  • Каким ремеслом вы готовы прославить Россию?

Заключительное слово кл. руководителя:

       Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Сегодня промыслы, в силу определенных причин, находятся в катастрофическом состоянии. На протяжении длительного времени сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров и художников. Особенно тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.

         Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками  талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные  традиции, свое национальное достоинство.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!