“Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути”.(народный мастер Н. Фролова)
Народные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов великолепным образом сочетают в себе индивидуальность русской традиционной культуры.
Знакомство учеников начальных классов с народным искусством и народными промыслами на уроках ИЗО и технологии - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Использование народных промыслов в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, культуре и традициях народного быта, прежде всего, патриотизма.
Перечислим основные темы, входящие в программу начальной школы:
«Кружева - как украшения, в которых часто используется повторяющийся узор, ритмический рисунок. Красота вышивки. Народный костюм (женский, мужской).
Народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, кар-гопольская, богородская) как произведение искусства. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки.
Посуда (гжель, хохлома) - особенности росписи. Материал, из которого изготавливается посуда. Посуда для определенного случая. Праздничный пир.
Платок - назначение (праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой). Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выразительности.
Архитектура, расписные интерьеры, изразцы. Узорочье теремов».
Как мы видим, в этом курсе народные художественные промыслы рассматриваются во всем своем многообразии. Большое внимание уделяется средствам художественной выразительности каждого промысла. Это позволяет привлечь внимание детей к народным художественным традициям, которые лежат в основе многих видов современного искусства. Также можно отметить, что в данной программе представлены промыслы, затрагивающие все стороны человеческой жизни: игрушки, одежда, посуда и предметы быта, архитектура.
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными умениями и навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.
Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется не художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.
Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков.
Если говорить о практической работе на уроках ИЗО и технологии при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.
Действия Мастера оттачивались веками, передавались из поколения в поколение. Поэтому важно как можно более подробнее проследить за этими приёмами, как можно точнее повторить их. Изучение приёмов работы народных мастеров дополняется и творческой работой по созданию образа. Учитель подчеркивает, что одну и ту же основу Мастер может превратить в самые разные вещи.
При обучении младших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно это делается перед всем классом на листе бумаги крупного размера, прикреплённого к классной доске. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словами каждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгким движением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».
С выработкой определённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании.
Не следует также забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.
Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся система работы с младшими школьниками должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде.
Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы на уроках технологии»
“Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути”.(народный мастер Н. Фролова)
Народные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов великолепным образом сочетают в себе индивидуальность русской традиционной культуры.
Знакомство учеников начальных классов с народным искусством и народными промыслами на уроках ИЗО и технологии - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Использование народных промыслов в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, культуре и традициях народного быта, прежде всего, патриотизма.
Перечислим основные темы, входящие в программу начальной школы:
«Кружева - как украшения, в которых часто используется повторяющийся узор, ритмический рисунок. Красота вышивки. Народный костюм (женский, мужской).
Народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, кар-гопольская, богородская) как произведение искусства. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки.
Посуда (гжель, хохлома) - особенности росписи. Материал, из которого изготавливается посуда. Посуда для определенного случая. Праздничный пир.
Платок - назначение (праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой). Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выразительности.
Архитектура, расписные интерьеры, изразцы. Узорочье теремов».
Как мы видим, в этом курсе народные художественные промыслы рассматриваются во всем своем многообразии. Большое внимание уделяется средствам художественной выразительности каждого промысла. Это позволяет привлечь внимание детей к народным художественным традициям, которые лежат в основе многих видов современного искусства. Также можно отметить, что в данной программе представлены промыслы, затрагивающие все стороны человеческой жизни: игрушки, одежда, посуда и предметы быта, архитектура.
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными умениями и навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.
Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется не художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.
Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков.
Если говорить о практической работе на уроках ИЗО и технологии при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.
Действия Мастера оттачивались веками, передавались из поколения в поколение. Поэтому важно как можно более подробнее проследить за этими приёмами, как можно точнее повторить их. Изучение приёмов работы народных мастеров дополняется и творческой работой по созданию образа. Учитель подчеркивает, что одну и ту же основу Мастер может превратить в самые разные вещи.
При обучении младших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно это делается перед всем классом на листе бумаги крупного размера, прикреплённого к классной доске. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словами каждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгким движением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».
С выработкой определённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании.
Не следует также забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.
Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся система работы с младшими школьниками должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде.