1) Пояснительная записка к программе курса « Народные промыслы»
Рабочая программа «Народные промыслы» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, с учѐтом требований ФГОС.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по внеурочной деятельности «Народные промысла»
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2012;
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год»
ООП ООО МБОУ СОШ № 16
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 классов и призвана помочь детям, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов.
Занятия разными видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.
2) Общая характеристика программы
Программа «Народные промыслы» разработана для учащихся 5классов и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.
Цель данной программы - помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки и мероприятия по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры, с появлением и развитием декоративно-прикладного искусства: изготовления игрушки, резьбы по дереву, шитья, вышивки, росписи, обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка средствами декоративно-прикладного искусства.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач программы:
1. Познакомить учащихся с миром профессий, связанных с народными промыслами, показать их особенности.
2. Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.
3. Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине
4. Показать образцы изделий и иллюстраций – «Жостово», «Живая гжель», «Дымка», «Русское кружево и вышивка», «Русские шали», «Городецкая роспись», «Русские матрешки».
5. Использовать диск с презентацией «Народные промыслы России».
В программе представлен дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии, систематизированный в соответствии с содержанием раздела «Декоративно-прикладное искусство».
Ведущие принципы образования :
Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.
Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учѐтом новейших достижений науки.
Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приѐмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.
Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.
Методы обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические;
индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
Ребята изучают историю народных ремесел, своей семьи, изготавливают предметы быта, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи мастеров.
Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, еѐ государственной целостности и безопасности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.
Народные художественные промыслы и ремесла – это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Цели и задачи: расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так ив творческих играх, оформлении помещений, школы и дома. Обобщить и систематизировать знания детей о Росси, названия народных ремёсел, воспитывать любовь к Родине, гражданского, патриотические чувства.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
• определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
• в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
• достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: ролевая и деловая игра;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Выставки детских рисунков, поделок.
Виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная.
3) Описание места учебного курса
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
• соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
• содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся
Курс представляет работу общекультурного направления, включает одно занятие в неделю, 35 занятий за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.
Режим занятий по продолжительности составляет 45 минут.
4) Описание ценностных ориентиров содержания курса «Народные промыслы» для 5 классов
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Результаты освоения программы курса «Народные ремесла» для 5 классов
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнёра;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• владеть монологической и диалогической формой речи.
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
* осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:
* использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
* высказываться в устной и письменной форме;
* анализировать объекты, выделять главное;
* осуществлять синтез (целое из частей);
* проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
* устанавливать причинно-следственные связи;
* строить рассуждения об объекте;
* обобщать;
* подводить под понятие;
* устанавливать аналогии;
* проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Содержание учебного курса:
1.Вводное занятие: Знакомство с программой, заполнение анкеты по выявлению интересов. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.
Цель: Создать благоприятный климат в группе и воспитать внимательное и бережное отношение к инструментам и приспособлениям.
Теория: Ознакомительная беседа с учащимися о правилах техники безопасности.
Практика: Демонстрация безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
2.Русские народные промыслы
Цель: Познакомить детей с народными промыслами .
Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.
Практика: Построение композиций, создания творческих работ на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
Керамика Гжели
Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и Жостово
Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жестово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.
Павло-Посадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семеном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
Черные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов.Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.
Вятская и Богородская игрушка Павло-Посадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде
Вятскую игрушку называют еще дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщик», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
3.«Художественная соломка»
Цель: Познакомить детей с новым природным материалом — соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.
Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.
Практика: Построение композиций, создания творческих работ на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
№ п/п | Название раздела | кол-во часов |
-
| Вводный урок «Народные промыслы России». | 1 |
-
| «Жостово». «Гжель». «Дымка». «Русское кружево и вышивка». «Хохлома». | 2 2 3 1 1 |
-
| «Городецкая роспись». | 8 |
-
| «Русские шали». | 1 |
-
| Художественная соломка | 9 |
-
| «Русские матрёшки». | 3 |
-
| Экскурсия | 4 |
Всего 35ч. | | |
Выход: олимпиады, школьные выставки, мастер-классы, выставки во дворцах культуры, ледовом дворце, выставка-конкурс «Коломенская жемчужина»
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | кол-во часов | Вид деятельности | Дата план | Дата факт 5а | Дата факт 5б |
-
| Вводный урок «Народные промыслы России». | 1 | Знакомство с декоративно-прикладным искусством народов России. | 01.09- 05.09 | | |
2-3 | Жостово. Роспись | 2 | Знакомство с росписью жостовских подносов. Рисование с натуры предметов декоративно-прикладного искусства | 07.09- 12.09 14.09- 19.09 | | |
4-5 | Гжель. Роспись | 2 | Знакомство с узорами в гжельской росписи. | 21.09- 26.09 28.09- 03.10 | | |
6 | Гжель. Экскурсия | 1 | Знакомство с узорами в гжельской росписи. | 05.10.- 10.10 | | |
7 | Хохлома. | 1 | Хохломской промысел. Хохломские узоры. Роспись тарелки. Роспись сложных объемных форм | 12.10-17.10 | | |
8-9 | Городецкая роспись. Видеофильм. | 2 | Чудо городецких мастеров. Выпиливание лобзиком из фанеры разделочную доску. | 19.10- 24.10 26.10-31.10 | | |
10 | Городецкая роспись. | 1 | Обработка фанеры напильником. | 02.11.- 07.11 | | |
11 | Городецкая роспись | 1 | Нанесение узора на фанеру. | 09.11.- 14.11 | | |
12-15 | Городецкая роспись | 4 | Чудо городецких мастеров. Роспись разделочной доски | | | |
16 | Художественная соломка | 1 | Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. | | | |
17 | Выбор рисунка для панно из соломки. | 1 | Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек. | | | |
18 | Изготовление пластин из соломенных ленточек. | 1 | Изготовление пластин из соломенных ленточек. Перевод рисунка на пластины из соломки. | | | |
19 | Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка. | 1 | Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка. | | | |
20-21 | Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. | 2 | Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. | | | |
22 | Выполнение образца узора для панно. | 1 | Выполнение образца узора для панно | | | |
23 | Окончательная отделка панно. | 1 | Окончательная отделка панно. | | | |
24 | Оформление панно в рамку. | 1 | Оформление панно в рамку. | | | |
25 | Русские шали | 1 | Презентация «Красота тканых изделий». «Цветы России на Павлово-Посадских платках» | | | |
26 | Дымковская игрушка | 1 | Зарисовка элементов дымковской росписи. Барышня (из бумаги). | | | |
27-28 | Дымковская игрушка. | 2 | Лепка и роспись по элементам дымковской игрушки. | | | |
29 | Русское кружево и вышивка | 1 | Приобретение навыков по оформлению вышивкой салфеток. | | | |
30-32 | Русские матрешки | 3 | Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрѐшки (деревянные или картонные заготовки). Конкурс «Матрешкиныпотешки | | | |
33 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | | | | |
34 | Экскурсия в «Калачную» | 1 | | | | |
35 | Экскурсия в музей коломенской пастилы | 1 | | | | |
Литература
1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
3. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
4. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил
5. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001
7. В.С. Кузин «Изобразительное искусство», Дрофа, 1998 г.
8.Г.Федотов «Дарите людям красоту», Просвещение, 1985г.;
9.Г.Дайн «Игрушечных дел мастера», Москва, Просвещение, 1994 г.;
10.С.Газарян «Прекрасное своими руками», Москва, Детская литература, 1979 г.
11. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии
Обучающийся научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Учащиеся получат возможность научиться :
* Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
* Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
* Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
* Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
* Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
* Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
* Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
* Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
* Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
* Достичь оптимального для каждого уровня развития;
* Сформировать систему универсальных учебных действий;
* Сформировать навыки работы с информацией.