Программа внеурочной деятельности «Народные промыслы России»
Направленность: нравственно-эстетическая Вид деятельности: художественное творчество
Разработчик программы: Куприянова Татьяна Георгиевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края. 11 – 12 лет– благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре.
Содержание данной программы предполагает формирование у детей картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению изделий по мотивам народных мастеров (повторение). Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества. Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.
Направленность программы: художественно-эстетическая. Настоящая программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Вид деятельности: декоративно-прикладное народное творчество. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников. Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.
Цель программы - формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности.
Задачи:
Развивающие:
1. Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства.
2. Способствовать усвоению и расширению первичных знаний о разнообразии и специфике жанров народного искусства.
3. Повысить общий культурный кругозор детей, навыки исследовательской работы, речь, интеллектуальные и трудовые умения.
Образовательные:
1. Дать знания об основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных, историей их возникновения и развития.
2. Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов.
3. Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками и способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами, и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
Воспитательные:
1. Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно- прикладного искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории, народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка.
2. Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных).
3. Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей.
4. Способствовать возникновению мотивации успеха целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, творческой самореализации младших школьников. Предметом изучения программы «Народные промыслы России» являются народные художественные промыслы и ремесла, как хорошо всем известные и любимые (игрушечные), . Технология ремесел раскрывается в знакомстве с техникой мастеров Жостова, Городецкой росписи, Дымковской и каргопольский игрушкой, Сергиево-Посадской матрешкой, Богородской игрушкой, работами мастеров Гжели, и т.д.
Новизна программы и еѐ отличительная особенность
Новизна программы – состоит в том, что нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие для творческой самореализации личности ребенка
Программа «Народные промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, технологии и ручного труда. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а так же информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства.
Актуальность программы.
Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Используя комплексный подход в решении задач нравственно-эстетического воспитания программа «Народные промыслы России», направлена на сохранение знаний о русском мастере, как хранителе народных традиций, о взаимосвязи красоты и пользы в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине, людям и результатам их труда. Актуальность программы еще в том, что она ,является дополнением к урокам технологии и изобразительного искусства. Осуществляет развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Педагогическая целесообразность программы программы очевидна, так как обучающиеся по ней дети получат дополнительные знания по таким общеобразовательным предметам, как история, литература, изобразительное искусство, повысят свой образовательный уровень по экологии. Наряду с этим они приобретут практические навыки при работе с различными материалами.
в возможности учащихся начальной школы овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы учащиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют развивать образное мышление, пространственное воображение, художественно-конструктивные способности на основе собственного творческого опыта и знаний, полученными детьми в дошкольном возрасте. Развивают творческий потенциал и художественный вкус младших школьников. При оценке сформированности полученных навыков учитывается возрастная специфика: постепенный переход от совместной деятельности педагога и детей, к совместно-разделѐнной, а затем к самостоятельной творческой деятельности.
В построении содержания программы предусмотрены:
Вариативность в заданиях, в выборе техник и материалов;
Вариативность в выборе произведений народного искусства;
Вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Занятия позволяют детям включатся в процесс знакомства с народными промыслами в любое время года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Количество учащихся:
Оптимальное количество учащихся в группе 8-15 человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся с группой учащихся 1раз в неделю по 2 часа, с обязательным включением динамического перерыва (10- 15) мин. между разными частями занятия.
Итого занятий на год обучения: 35 /70/
Учебный материал изложен в соответствии с основными принципами обучения:
Доступности
Последовательности
Научности
Наглядности
Систематичности
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Формы и методы занятий:
Теоретическое и практическое обучение учащихся происходит через интеграцию изобразительной деятельности, технологии и ручного труда в котором используются: Беседа и наглядный показ, презентация изделий народный мастеров основные методы знакомства с народными промыслами. Экскурсии включаются в программу с целью знакомства с центрами народного творчества. Универсальные учебные действия в практической работе помогают понять технологию и освоить процесс способов выполнения того или иного художественного изделия. Мастер - классы в художественном музее народной культуры послужат для более полного видения связи предметов декоративно- прикладного искусства с жизнью человека. Диагностика результатов осуществляется через контроль, оценку и включает в себя проверку усвоения программы и коррекцию как отдельных процессов, так и результатов деятельности на каждом году обучения. Праздники, посвященные отдельным ремеслам - дают возможность глубже понять мир народных традиций. Выставки детских работ могут быть использованы для школы , библиотеки , для проведения классных мероприятий по народной культуре, оформления уголков народного быта. Элементы проектной деятельности включают в себя широкое использование различных форм группового сотрудничества и проектных форм работы. Содержание и организация процесса теоретического обучения предусматривает использование информационно- коммуникативных технологий, раскрывающих основы технологических знаний, как в ознакомлении с народными художественными промыслами, так и в их использовании в практических работах по различным темам. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Тематические разделы программы. Игрушечные народные промыслы. Глиняные, керамические и фарфоровые изделия. Изделия из дерева . Декоративная роспись и резьба по дереву и металлу. Для занятий подбирается методическая литература, изделия народных мастеров . Иллюстративный материал: альбомы, книги, буклеты, комплекты художественных открыток и др. В план занятий включается посещение музеев, выставок народного творчества, мастер-классы в центрах народных ремесел. Непосредственно на занятиях дети выполняют работу по мотивам того или иного народного промысла. Учащиеся знакомятся с отличительными особенностями промыслов, их размещением на территории России, учатся разбираться в применяемых материалах и техниках.
Ожидаемые результаты.
Основными результатами обучения по программе «Народные промыслы России» должны стать начальные знания о видах народного декоративно-прикладного искусства. Умения и навыки по изготовлению и декоративному оформлению изделий из различных материалов. Планирование и организация деятельности, а также использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Накопление декоративных умений школьниками во многом зависит от усвоения основных видов универсальных учебных действий(личностных регулятивных, познавательных, коммуникативных). Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий в календарно-тематическом планировании позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения и показа педагогом конкретных способов и приемов декорирования, от характера самих заданий, связанных с созданием выразительной формы и ее украшением, и от умения пользоваться приемами декоративной стилизации.
Универсальные учебные действия, и связанные с ними навыки работы, обеспечивают способность детей к самостоятельному использованию их на практике. Они способствуют реализации развивающего потенциала детей, и обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Реализация задач осуществляется в процессе постепенного усвоения предлагаемого материала, на основе обучающих, развивающих и воспитательных задач. А так же на усвоении общности основных качественных характеристик любого художественного изделия: материал, форма, пропорции, декорирование и другие средства выразительности. Способы проверки результативности программы: В процессе реализации программы используются различные виды контроля: а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень художественных способностей ребенка, его знания о народных промыслах. б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов, коррекция и т.д.) в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (игрушечные промыслы, плетение, и т.д.) в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми. Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. При организации экспресс-выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором дети и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки. При выполнении более сложных работы, подведения итогов может происходить неоднократно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческого подхода в оформлении и т.д. Повтор, вариация, импровизация должны дать возможность каждому ученику не только выполнить свою работу в определенной последовательности, но и дает установку на эстетическое восприятие художественного изделия. В результате работа, выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду. Очень важно, чтобы педагог нашел в каждой работе что-то особенное и интересное, поддержал в детях уверенность в своих силах. По итогам года проводится анализ работы детей и награждение учащихся. Формы подведения итогов могут включать в себя: Экспресс-выставки – проводятся в учебной группе при завершении каждой темы. Творческие выставки – индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе, служат украшением в музее. Открытые занятия – проводятся 1 раз в год. На занятия приглашаются педагоги, родители. Тематические праздники – участвуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают свое мастерство. Показ театрализованных представлений - дети своими руками делают оформление, обыгрывают свои изделия. Игры, конкурсы, викторины – используются, как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия). Тестирование – применяется для проверки усвоения знаний по народным промыслам, последовательности технологии изготовления игрушки и т.п. Задачи первого года обучения: Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания с родной природой, бытовыми, праздничными, трудовыми событиями. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы – символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов. Опыт художественно-творческой деятельности. Освоение элементов и приемов кистевой росписи, работы тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Освоение элементов хохломской, Полхов-Майданской и семеновской росписи по дереву. Изготовление глиняной народной игрушки (дымковская и филимоновская игрушка), посуды из глины. Набойка и роспись по ткани (Павлово-Посадские платки). Лоскутное шитье (в варианте аппликации) и ткачество (нитки, бумага). В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу первого года освоения программы должны: Знать: Начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве; Отдельные виды народных промыслов и их центры, расположенные на территории России; Значения слов: народный мастер, гончар, ткачество, фон, орнамент, симметрия, ритм, эскиз, узор, роспись, набойка, коллаж; Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; Особенности различных материалов и простейшие приемы работы с ними (бумага, ткань, глина, дерево). Название используемых в работе инструментов и приспособлений, их назначение; Правила планирования и организации труда; Правила безопасности и личной гигиены; Уметь: Под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, ножницами, линейкой; Стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной цвет предметов природы; Применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции по собственному замыслу; Выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии), и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»); Решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины и природных материалов; Выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков; Пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, сглаживать поверхность.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
• построение логической цепи рассуждения.
Темы занятий первого полугодия
№п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства | 3 | 1 | 2 |
3 | Орнамент. | 2 | 1 | 1 |
4 | Ткачество, изделия из ткани . | 2 | 1 | 1 |
5 | Глиняные и керамические изделия. | 2 | 1 | 1 |
6 | Игрушечные промыслы | 3 | 1 | 2 |
7 | У каждого мастера свои фантазии. | 2 | 1 | 1 |
8 | Выставка творческих работ. | 2 | | 2 |
9 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| | 18 | 7 | 11 |
Содержание занятий.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом первого полугодия. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Экскурсия в музей народной культуры. Показ предметов изготовленных народными мастерами. Разнообразие форм декоративного творчества. Практические занятия: Рисование с натуры предметов декоративно – прикладного искусства.
Тема 3. Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметах декоративно-прикладного искусства. Презентация.Значение народной символики. Природа – главный мастер. Знакомство с формой и цветом. Теплые и холодные цвета. Красочный контраст. Передача цвета, формы в узорах. Практические занятия: Цветовой круг. Смешение цветов. Узор. Украшение объемных и плоскостных бумажных форм. Составление узора из природного материала. Коллективная композиция из природного материала.
Тема 4. Орнамент. Ритм. Симметрия. Знакомство с принципами построения узора: на полосе, на квадрате, на круге, треугольнике, на прямоугольнике, ромбе, овале. Практические занятия: Зарисовка и построения орнаментального узора на различных формах (полоса, круг, квадрат, овал). Украшение орнаментом предметов сложной формы.
Тема 5. Изделия из дерева. Резьба по дереву. Украшение крестьянских изб. Презентация «Резные и токарные деревянные изделия».Презентация «Золотая хохлома». Практические занятия: Русская деревянная резьба ХIХ века. Узор из бумаги. Украшение дома из бумаги, сложенной вдвое. Хохломской промысел. Хохломские узоры. Роспись тарелки. Роспись сложных объемных форм.
Тема 6. Ткачество. Изделия из ткани. Красота и практическое назначение тканых изделий. Древние приспособления для ткачества. Пропорции, ритм цвет полос и клеток в тканых и лоскутных изделиях. Простейшие традиционные композиции народных орнаментов на ткани. Цветные тканые половички. Лоскутное одеяло( коллаж). Презентация «Русская набойка». Композиция замкнутого орнамента на платках. Практические занятия: Презентация «Красота тканых изделий». Аппликация «Радуга на полу». «Веселые лоскутки». Набивание узора на ткани. «Цветы России на Павлово-Посадских платках».
Тема 7. Глиняные и керамические изделия. Мастера гончарного промысла. Игрушечные промыслы России (дымковская, филимоновская игрушка). Традиционные образы, своеобразие, роспись. Знакомство с традиционными материалами для лепки: глина, солѐное тесто.Подготовка солѐного теста, глины. Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ). Деление глины на части с правильным соблюдением пропорций. Использование приемов примазывания, оттягивания. Лепка предметов пластическим способом (из целого куска). Знакомство с технологией сушки и обжига глины. Практические занятия: Презентация «Глиняные и керамические изделия». Лепка и роспись кувшинчика. Лепка посуды путем вдавливания и выбирания глины стекой, украшение посуды налепом.
Тема 8. Игрушечные промыслы. Просмотр видеофильма «Игрушечные промыслы России». Презентация «Русская матрешка». История появления. Региональные виды: Семеновская, Полхов-Майданская, Сергиев-Посадская матрешка. Презентация «Дымковская глиняная игрушка». Презентация «Филимоновская игрушка». Практические занятия: Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрѐшки (деревянные или картонные заготовки). Конкурс «Матрешкины потешки». Зарисовка элементов дымковской росписи. Барышня (из бумаги). Лепка и роспись по элементам дымковской игрушки. Зарисовка элементов филимоновской росписи. Птица из глины. Роспись глиняной свистульки по элементам филимоновской игрушки. Тест «Игрушечные промыслы».
Тема 9. У каждого мастера свои фантазии. Экспресс-выставка. Практические занятия: Творческие работы учащихся по собственному выбору. Свободный выбор материала для работы.
Тема 10. Выставка творческих работ учащихся. Оформление выставки. Подведение итогов за год.
Тема 11. Итоговое занятие. Праздник народных ремесел для детей и родителей «Веселая ярмарка». Задачи второго года обучения: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства. Развитие понимания неразрывной связи декоративно-прикладного искусства с жизнью человека. Развитие уважения, интереса и эмоционального отношения к произведениям народного искусства, к окружающему миру. Нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и культурным традициям. Формирование художественно-творческой активности Активное участие в занятиях, творческое отношение к процессу работы. Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства (понимания прекрасного). Формирование художественных знаний, умений. Овладение знаниями об основах декоративно-прикладного и народного искусства. Закрепление навыков работы с гуашью, бумагой, глиной, и другими материалами. Роспись различных форм и предметов. Отличительные особенности отдельных народных промыслов. В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу второго года освоения программы должны: Знать: значение терминов «прикладное искусство»; «народный промысел», «ремесло», «народный мастер». называния используемых для рукотворной деятельности материалов; наиболее известные центры народных промыслов и ремесел России (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула, и др.); характерные художественные особенности отдельных народных промыслов и ремесел; правила безопасности в работе с различными инструментами и материалами. Уметь: выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к работам народных мастеров; в доступной форме пользоваться средствами художественной выразительности, стараясь создать целостный образ декоративного изделия; владеть навыками смешения красок, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывая цвет декоративных элементов и цвет фона; владеть навыками работы с бумагой (вырезывание, складывание бумаги в несколько слоев и прорезание ажурных узоров, склеивание объемных форм) различать и характеризовать разные виды игрушек, работать с глиной, соленым тестом, пластилином; участвовать в создании панно, коллажа, работая коллективно; с помощью педагога проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон- тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. при поддержке педагога и детей самостоятельно справляться с практическими заданиями; в доступной форме участвовать в создании проектов.
Второе полугодие
Задачи обучения:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства. Развитие понимания неразрывной связи декоративно-прикладного искусства с жизнью человека.
Развитие уважения, интереса и эмоционального отношения к произведениям народного искусства, к окружающему миру.
Нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и культурным традициям.
Формирование художественно-творческой активности Активное участие в занятиях, творческое отношение к процессу работы.
Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства (понимания прекрасного).
Формирование художественных знаний, умений.
Овладение знаниями об основах декоративно-прикладного и народного искусства. Закрепление навыков работы с гуашью, бумагой, глиной, и другими материалами. Роспись различных форм и предметов. Отличительные особенности отдельных народных промыслов.
В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу второго года освоения программы должны:
Знать:
-значение терминов «прикладное искусство»; «народный промысел», «ремесло», «народный мастер».
-Называния используемых для рукотворной деятельности материалов;
-Наиболее известные центры народных промыслов и ремесел России (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула, и др.);
-Характерные художественные особенности отдельных народных промыслов и ремесел;
-Правила безопасности в работе с различными инструментами и материалами.
Уметь:
-Выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к работам народных мастеров;
-В доступной форме пользоваться средствами художественной выразительности, стараясь создать целостный образ декоративного изделия;
- владеть навыками смешения красок, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывая цвет декоративных элементов и цвет фона;
- владеть навыками работы с бумагой (вырезывание, складывание бумаги в несколько слоев и прорезание ажурных узоров, склеивание объемных форм)
-различать и характеризовать разные виды игрушек, работать с глиной, соленым тестом, пластилином;
-участвовать в создании панно, коллажа, работая коллективно; с помощью педагога проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон- тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
- при поддержке педагога и детей самостоятельно справляться с практическими заданиями;
-в доступной форме участвовать в создании проектов.
№п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | 3 | 1 | 2 |
3 | Игрушечные промыслы | 2 | 1 | 1 |
4 | Декоративная роспись по дереву и металлу | 2 | 1 | 1 |
5 | Керамика и фарфор. | 3 | 1 | 2 |
6 | Плетеные изделия. | 2 | 1 | 1 |
7 | Вышивка и кружевоплетение . | 1 | | 1 |
8 | Художественная обработка камня. | 1 | | 1 |
9 | Выставка творческих работ учащихся | 1 | | 1 |
10 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| | 17 | 6 | 11 |
Содержание занятий.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом второго полугодия. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Викторина. Презентация «Народные ремесла и промыслы России». Практические занятия: Коллективная панно «Славится Русь мастерами!».
Тема 3. Игрушечные промыслы России. Похов-Майданская деревянная игрушка. Бабенская игрушка. Архангельская щепная игрушка. Богородская игрушка. Каргопольская игрушка. Тест «Народная игрушка». Практические занятия:Лошадка. Роспись по элементам Полхов-Майданской росписи. Птица счастья из бумаги. Динамическая игрушка из бумаги. Лепка и роспись каргопольской игрушки.
Тема 4. Декоративная роспись по дереву и металлу. Презентация «Цветочные узоры Городца». Мезенская роспись по дереву. Знакомство с работами Палехских мастеров. Роспись по металлу. Практические занятия: Зарисовка и построения узора на различных формах по элементам городецкой росписи. Красные кони Мезени. Коллаж «Мастера Палеха». Красота цветов Жостова.
Тема 5. Керамика и фарфор. Презентация «Голубая сказка Гжели». Скопинская керамика. Практические занятия: Гжельский узор. Роспись объемных форм из гипса.
Тема 6. Плетение. Плетеные изделия. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. Знакомство с элементарными приемами плетения. Практические занятия: Прямое и косое плетение из полосок бумаги (из бересты). «Плетеный коврик» (бумажное плетение). Берестяные, лыковые плетешки. «Поясок» (нитки).
Тема 7. Вышивка и кружевоплетение. Народный костюм – синтез различных рукоделий. Узор в вышивке. Презентация «Кружевоплетение». Вологодские. Елецкие кружева. Практические занятия: Салфетка (вышивка швом «вперед иголку», «назад иголку». Рисование кружевных узоров. Воротничок (аппликация). Узоры из ниток «Кружево».
Тема 8. Художественная обработка камня. Богатства Российских недр. Знакомство с обработкой камней и минералов. Практические занятия: Презентация «Мастера Урала». Коллаж «Гора самоцветов».
Тема 9. Выставка творческих работ учащихся. Творческие работы учащихся по собственному выбору. Оформление выставки.
Тема 10. Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
Театрализованный праздник для детей и родителей «Русский сувенир».
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы педагогу необходимы знания об истории ремесел, владение некоторыми приемами мастерства. Отбор художественного материала по различным видам народного искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся. Наличие школьного мини музея может стать необходимой базой для более наглядного изучения предметов быта и способствовать постоянному контакту с музейными педагогами. Работы детей могут быть использованы для создания экспозиций музея.
Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь:
Класс или другое помещение со столами.
Наглядный материал - подбор осуществляется заранее, располагается в доступном месте. Ножи или стамески для ручного труда - для работы с плоскими деревянными палочками, дощечками. Столы необходимо закрывать на время занятий. Так как дети знакомятся с элементарными приемами резьбы особых приспособлений и оборудования не нужно. Дощечки, клеенки, подставки, баночки для рисования, стеки - для выполнения прикладных работ и для занятий с тестом и глиной требуется дополнительное оборудование: дощечки, салфетки, стеки. Микроволновая печь - для сушки изделий из соленого теста. Если такой возможности нет, то изделия сушатся в открытом состоянии более длительное время. Материал для ручного труда: глина или паста для моделирования - ее можно заготавливать самостоятельно или закупать для занятий с помощью родителей. Замачивание глины проводит сам педагог непосредственно перед работой. нитки, пряжа – для плетения и вязания, вышивки. На первом году обучения вьют пояса, учатся делать помпоны, на втором и третьем году обучения знакомятся с основами ткачества, делая небольшие дорожки и коврики из ниток, плетут фенечки, делают повязки на голову. проволока, береста, бумага (разных сортов) – для выполнения плетеных вещей. Они могут выполняться из бумажных полосок (коврики, плетешки). Соломка, лыко, природный материал – для сбора природного материала используется летний период.
Для работы потребуются следующее оборудование и инвентарь:
Материал для занятий (природный материал, ткань, нитки, глина, соломка, береста, цветная бумага, картон и т.д.).
Рабочие шкафы для хранения различного материала для занятий.
Выставочные витрины Инструменты для ручного труда: ножницы, иглы для шитья, стеки, дощечки.
Методическое обеспечение программы.
Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды, видеофильмы о народных промыслах и ремѐслах.
Методическая литература по изготовлению народных игрушек.
Изделия народных мастеров для показа.
Образцы, сделанные педагогом, трафареты, заготовки.
Таблицы по основам цветоведения.
Раздаточные материалы, трафареты.
Технические средства обучения. Компьютер, экран, доска - для показа презентаций, образцов и организации экспресс-выставок.
№ п/п | Темы уроков | По плану | По факту | По плану | По факту |
1 2 часа | Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом первого полугодия. Инструктаж по технике безопасности. | | | | |
2 3 4 часа | Тема 2. Экскурсия в музей народной культуры. Показ предметов изготовленных народными мастерами. Разнообразие форм декоративного творчества. Практические занятия: Рисование с натуры предметов декоративно – прикладного искусства. | | | | |
4 5 6 6 часов | Тема 3. Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметах декоративно-прикладного искусства. Презентация.Значение народной символики. Природа – главный мастер. Знакомство с формой и цветом. Теплые и холодные цвета. Красочный контраст. Передача цвета, формы в узорах. Практические занятия: Цветовой круг. Смешение цветов. Узор. Украшение объемных и плоскостных бумажных форм. Составление узора из природного материала. Коллективная композиция из природного материала. | | | | |
7 8 4 часа | Тема 4. Орнамент. Ритм. Симметрия. Знакомство с принципами построения узора: на полосе, на квадрате, на круге, треугольнике, на прямоугольнике, ромбе, овале. Практические занятия: Зарисовка и построения орнаментального узора на различных формах (полоса, круг, квадрат, овал). Украшение орнаментом предметов сложной формы. | | | | |
9 10 4 часа | Тема 5. Ткачество. Изделия из ткани. Красота и практическое назначение тканых изделий. Древние приспособления для ткачества. Пропорции, ритм цвет полос и клеток в тканых и лоскутных изделиях. Простейшие традиционные композиции народных орнаментов на ткани. Цветные тканые половички. Лоскутное одеяло( коллаж). Презентация «Русская набойка». Композиция замкнутого орнамента на платках. Практические занятия: Презентация «Красота тканых изделий». Аппликация «Радуга на полу». «Веселые лоскутки». Набивание узора на ткани. «Цветы России на Павлово-Посадских платках». | | | | |
11 12 4 часа | Тема 6. Глиняные и керамические изделия. Мастера гончарного промысла. Игрушечные промыслы России (дымковская, филимоновская игрушка). Традиционные образы, своеобразие, роспись. Знакомство с традиционными материалами для лепки: глина, солѐное тесто.Подготовка солѐного теста, глины. Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ). Деление глины на части с правильным соблюдением пропорций. Использование приемов примазывания, оттягивания. Лепка предметов пластическим способом (из целого куска). Знакомство с технологией сушки и обжига глины. Практические занятия: Презентация «Глиняные и керамические изделия». Лепка и роспись кувшинчика. Лепка посуды путем вдавливания и выбирания глины стекой, украшение посуды налепом. | | | | |
13 14 15 6 часов | Тема 7. Игрушечные промыслы. Просмотр видеофильма «Игрушечные промыслы России». Презентация «Русская матрешка». История появления. Региональные виды: Семеновская, Полхов-Майданская, Сергиев-Посадская матрешка. Презентация «Дымковская глиняная игрушка». Презентация «Филимоновская игрушка». Практические занятия: Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрѐшки (деревянные или картонные заготовки). Конкурс «Матрешкины потешки». Зарисовка элементов дымковской росписи. Барышня (из бумаги). Лепка и роспись по элементам дымковской игрушки. Зарисовка элементов филимоновской росписи. Птица из глины. Роспись глиняной свистульки по элементам филимоновской игрушки. Тест «Игрушечные промыслы». | | | | |
16 17 4 часа | Тема 8. У каждого мастера свои фантазии. Экспресс-выставка. Практические занятия: Творческие работы учащихся по собственному выбору. Свободный выбор материала для работы. | | | | |
18 2 часа | Тема 9. Выставка творческих работ учащихся. Оформление выставки. Подведение итогов за год. | | | | |
19 2 часа | Тема 10. Итоговое занятие. Праздник народных ремесел для детей и родителей «Веселая ярмарка». Задачи второго года обучения: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства. Развитие понимания неразрывной связи декоративно-прикладного искусства с жизнью человека. Развитие уважения, интереса и эмоционального отношения к произведениям народного искусства, к окружающему миру. Нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и культурным традициям. Формирование художественно-творческой активности Активное участие в занятиях, творческое отношение к процессу работы. Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства (понимания прекрасного). Формирование художественных знаний, умений. Овладение знаниями об основах декоративно-прикладного и народного искусства. Закрепление навыков работы с гуашью, бумагой, глиной, и другими материалами. Роспись различных форм и предметов. Отличительные особенности отдельных народных промыслов. В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу второго года освоения программы должны: Знать: значение терминов «прикладное искусство»; «народный промысел», «ремесло», «народный мастер». называния используемых для рукотворной деятельности материалов; наиболее известные центры народных промыслов и ремесел России (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула, и др.); характерные художественные особенности отдельных народных промыслов и ремесел; правила безопасности в работе с различными инструментами и материалами. Уметь: выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к работам народных мастеров; в доступной форме пользоваться средствами художественной выразительности, стараясь создать целостный образ декоративного изделия; владеть навыками смешения красок, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывая цвет декоративных элементов и цвет фона; владеть навыками работы с бумагой (вырезывание, складывание бумаги в несколько слоев и прорезание ажурных узоров, склеивание объемных форм) различать и характеризовать разные виды игрушек, работать с глиной, соленым тестом, пластилином; участвовать в создании панно, коллажа, работая коллективно; с помощью педагога проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон- тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. при поддержке педагога и детей самостоятельно справляться с практическими заданиями; в доступной форме участвовать в создании проектов. | | | | |
20 2 часа | Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом второго полугодия. Инструктаж по технике безопасности. | | | | |
21 22 23 6 часов | Тема 2.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Викторина. Презентация «Народные ремесла и промыслы России». Практические занятия: Коллективная панно «Славится Русь мастерами!». | | | | |
24 25 4 часа | Тема 3. Игрушечные промыслы России. Похов-Майданская деревянная игрушка. Бабенская игрушка. Архангельская щепная игрушка. Богородская игрушка. Каргопольская игрушка. Тест «Народная игрушка». Практические занятия:Лошадка. Роспись по элементам Полхов-Майданской росписи. Птица счастья из бумаги. Динамическая игрушка из бумаги. Лепка и роспись каргопольской игрушки. | | | | |
26 27 4 часа | Тема 4. Декоративная роспись по дереву и металлу. Презентация «Цветочные узоры Городца». Мезенская роспись по дереву. Знакомство с работами Палехских мастеров. Роспись по металлу. Практические занятия: Зарисовка и построения узора на различных формах по элементам городецкой росписи. Красные кони Мезени. Коллаж «Мастера Палеха». Красота цветов Жостова. | | | | |
28 29 30 6 часов | Тема 5. Керамика и фарфор. Презентация «Голубая сказка Гжели». Скопинская керамика. Практические занятия: Гжельский узор. Роспись объемных форм из гипса. | | | | |
31 32 4 часа | Тема 6. Плетение. Плетеные изделия. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. Знакомство с элементарными приемами плетения. Практические занятия: Прямое и косое плетение из полосок бумаги (из бересты). «Плетеный коврик» (бумажное плетение). Берестяные, лыковые плетешки. «Поясок» (нитки). | | | | |
33 2 часа | Тема 7. Вышивка и кружевоплетение. Народный костюм – синтез различных рукоделий. Узор в вышивке. Презентация «Кружевоплетение». Вологодские. Елецкие кружева. Практические занятия: Салфетка (вышивка швом «вперед иголку», «назад иголку». Рисование кружевных узоров. Воротничок (аппликация). Узоры из ниток «Кружево». | | | | |
34 2 часа | Тема 8. Художественная обработка камня. Богатства Российских недр. Знакомство с обработкой камней и минералов. Практические занятия: Презентация «Мастера Урала». Коллаж «Гора самоцветов». | | | | |
35 2 часа | Тема 9. Выставка творческих работ учащихся. Творческие работы учащихся по собственному выбору. Оформление выставки. | | | | |
36 2 часа | Итоговое занятие | | | | |
| | | | | |
Педагог оставляет за собой право заменять занятия ( если ребята справились с заданием раньше или немного запаздывают, дополнять дополнительные по мере необходимости). По просьбе родителей педагог может организовать совместное занятие с родителями.
Литература. Для обучающихся:
1. Горяева Н,А. Островская О.В Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, - М.: Просвещение, 2002
2. Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся. - М.: 1984
3. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. - Учебник для начальной школы.- М.: 2002
4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Учебник. - М.:2004
5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества - Учебник для начальной школы; 2002
Для педагогов:
1. Дроздова С.Б. авт.-сост. Изобразительное искусство. 1,2,3,4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред. Неменского Б.М.).- Волгоград: Учитель, 2006, 2007
2. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2005
3. Лукашева Л. Русское кружево - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
4. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учитель, В.: 2006
5. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М., Владос, 2004
6. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998
7. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ - М.:ООО Центр педагогического образования 2007
8. Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги - Т.: Культура и традиции, 2006
9. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000
10. Федотов Г. Сухие травы - М.:АСТ-ПРЕСС, 1997
11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1979
12. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2009
13. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология.
Интернет-ресурсы:
http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября" http://festival.1september.ru/articles/510585/,
http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
Разработки уроков по МХК и ИЗО. Урок ИЗО в начальной школе - конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома) http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров. http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская игрушка. http://www.art-olonya.ru/olony68.html Народные промыслы. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы.